Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа
Цель данной работы - охарактеризовать современное положение налогового консалтинга и предложить основные пути его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
-рассмотреть понятие налогового консалтинга, а также его сущность и виды;
- изучить эволюцию налогового консультирования в России;
Дальнейшее ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводило к результатам, обратным ожидаемым. Становление теневого сектора приобрело угрожающий характер, наметилось массовое уклонение от уплаты налогов, сокращение налоговой базы. При этом, уклонение от уплаты налогов происходит как по причине незнания законов, низкой налоговой дисциплины (в основном это касается физических лиц, мелких и средних предпринимателей), так и в результате использования пробелов в законодательстве, которых становится все меньше (это уже относится к более крупным участникам рыночных отношений).
Услуги налогового консультирования
оказывают уже не только специалисты,
но и организации, в основном аудиторские
фирмы. Широко применяется консультирование
по анализу используемых схем, позволяющих
существенно сократить
Проблемы налогового консультирования, затронули не только политическую, экономическую и социальную сферы, но также и научную. Институтом государства и права Российской академии наук с участием руководителей и специалистов налоговых органов России, а также вузов страны была проведена научно-практическая конференция, которая состоялась 14 ноября 1996 г. Конференция на тему «Государство и налогоплательщик: культура правоотношений» лишь обозначила некоторые направления налогового консультирования.
Второй этап (1998-1999) формирования
налоговой системы связывается
с ведением части первой Налогового
кодекса РФ на основании Федерального
закона №146-ФЗ «О введении в действие
части первой налогового кодекса
РФ» от 31.07.1998 г. Принятие Налогового
кодекса позволяет
Второй этап становления налоговой системы в нашей стране характеризуется также такими моментами, как:
- стабилизация налоговой системы;
- сокращение видов взимаемых налогов;
- проводится работа по объединению платежей, исчисляемых от одной базы;
- упрощается механизм исчисления и уплаты налогов.
Но, даже с учетом этих изменений, система налогообложения остается достаточно сложной.
Развитие налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных документов, регулирующих налогообложение (только в 1999–2000 гг. было принято 3340 новых актов, 643 изменяющих и дополняющих, 41 отменяющий акт), активное вовлечение граждан в налоговые правоотношения предопределили появление потребности в услугах налогового консультанта и признания налогового консультирования самостоятельным видом деятельности.
С одной стороны, существует необходимость увеличения собираемости налогов и сборов в бюджеты всех уровней, укрепления налоговой дисциплины, а с другой, в России отсутствуют какие-либо традиции в области уплаты налогов. Вернее, традиции-то есть, но их вряд ли можно назвать полезными для государства – заработать побольше, заплатить налогов поменьше. Таким образом, на рынке консультационных услуг имеется ниша, которая может обслуживаться налоговыми консультантами.
Закономерным этапом развития налогового консультирования в России явился Приказ МНС РФ от 25 августа 1999 года № АП-3-15/ 278 «О создании центральной комиссии по налоговому консультированию Министерства РФ по налогам и сборам», согласно которому была создана Центральная комиссия по налоговому консультированию (ЦКНК). Комиссии была создана для координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов и уполномоченных учебных центров, средств массовой информации для обеспечения высокого уровня налогового консультирования. Основной целью работы комиссии является становление и развитие профессионального налогового консультирования [13, с.87].
Наряду с развитием рыночных отношений и сложностью применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, одной из причин, обусловившей возникновение в России налогового консультирования как самостоятельного вида предпринимательской деятельности явилась политика государственных органов, ориентированная на жёсткое разграничение функций налоговых органов и независимых от государства налоговых консультантов.
Начиная с 2000 года (3 этап), наблюдается активный рост спроса на налоговый консалтинг. 27-28 января 2000 г. По оценкам многих экспертов и результатам исследования, налоговый консалтинг в структуре российского консалтинга является одним из наиболее перспективных направлений.
В этот период МНС России
издает ряд Приказов и Писем, которые
свидетельствуют о конкретизации
направлений и механизма организации
налогового консультирования. Одно
из них – это Письмо МНС России
от 16 мая 2000 г. N АП-6-15/377 “Об организации
и проведении консультационной работы”,
в котором подчеркивается, что
наряду с разъяснительной и
Дальнейшим шагом в развитии и правовом оформлении налогового консультирования явилось Постановление Министерства труда и социального развития России от 04 августа 2000 г. № 57, которым внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам ». В ней предусматривается должностные обязанности консультанта по налогам и сборам, вопросы, которые он должен знать, а также требования к его квалификации.
Большую роль в консультационной
работе по налоговому законодательству
в этот период сыграли квалифицированные
аудиторы. Установлено, что во многом
развитие налогового консультирования
происходит за счет его выделения
из аудиторских услуг. Имеются отзывы
о том, что сфера налогового консультирования
не нуждается в специальном
Однако, в защиту того, что налоговое консультирование – это отдельный от аудита вид деятельности, можно привести следующие доводы:
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07 августа 2001 г.№119- ФЗ содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывает понятие деятельности по налоговому консультированию, специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе не имеется[13,с.45].
2. Сейчас аудиту подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но, а кто, же должен консультировать основную массу граждан-налогоплательщиков? Именно эту нишу пытаются заполнить (а чаще всего уже незаконно в ней обосновались) те же аудиторские компании. Это не соответствует действующему законодательству. Кроме того, такое положение не отвечает интересам государства, а главное – интересам самих граждан-налогоплательщиков.
3. Вопрос о законодательном
регулировании налогового
4. Чаще всего налогоплательщики
обращаются к частным лицам
и фирмам, которые назойливо предлагают
услуги по налоговому
Таким образом, можно сделать вывод о том, что причин появления налогового консультирования в России, которое развивалось вместе со становлением налоговой системы, несколько. К ним относятся: разнообразие налогов; многочисленность и противоречивость нормативных документов; сложность применения действующих норм законодательства о налогах и сборах; введение в действие Налогового Кодекса РФ; выделение налогового консультирования из аудиторских услуг и др.
Глава 2. Анализ современного состояния и основных проблем налогового консалтинга в России
2.1. Налоговый консалтинг в России в настоящее время
В настоящее время практически
каждая сфера жизни общества имеет
свой вид консалтинга, и сфере
налогообложения не является исключением.
Сегодня можно с уверенностью
утверждать, что налоговый консалтинг
в России оформилось как явление.
К услугам налоговых
Налоговое консультирование как вид деятельности привлекает сегодня практически всех аттестованных налоговых консультантов, работающих в настоящее время в качестве бухгалтеров, экономистов, аудиторов и т.д.
Основными причинами являются:
- интересная, творческая работа;
- возможность профессионального роста;
- актуальность и перспективность профессии.
Налоговое законодательство
предусматривает институт налогового
представительства и
Наличие такого института соответствует европейской и мировой практике.
Рынок консалтинговых услуг по налогообложению динамично формируется. Вместе с тем, его формирование затруднено из-за отсутствия четких правовых документов в этой сфере. На сегодняшний день в России не существует какого-либо законодательного оформления деятельности налоговых консультантов, как, например, заграницей. Так, в странах Восточной Европы – это Закон «О налоговом консультировании», в Германии – Закон «О порядке исполнения норм о налоговых консультантах», Закон «О величине вознаграждения налогового консультанта», в Австрии – Федеральный Закон «О профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением» [14].
Налоговое консультирование в России регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом, определяющим, что любая консультационная услуга возмездная, а также налоговым законодательством. Услуга по налоговому консультированию, являясь по форме юридической, имеет экономическое содержание, и именно это выделяет налоговое консультирование как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, отличный от иных видов консультирования и требующий специально подготовленных профессионалов.
В Государственной Думе рассматривался
проект Федерального закона “О налоговом
консультировании” (№ 98051004-2 от 16 апреля
2001 г.), который подготовлен с целью
конкретизировать положения Налогового
кодекса РФ об институте налогового
представительства, в частности, определить
правовой статус уполномоченного представителя
налогоплательщика и
Однако, не смотря на это, рынок консалтинговых услуг в России непрерывно развивается.
Федеральный закон составляет правовую основу осуществления деятельности по налоговому консультированию. Проект Федерального закона содержит в себе информацию :