Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа
Цель данной работы - охарактеризовать современное положение налогового консалтинга и предложить основные пути его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
-рассмотреть понятие налогового консалтинга, а также его сущность и виды;
- изучить эволюцию налогового консультирования в России;
В-третьих, следует создавать широкомасштабную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и расстановку повсеместно такого важного специалиста как консультант по налогам и сборам.
Можно выделить следующие направления совершенствования налогового консультирования в России:
В России имеет место гражданско-
Если обратиться к опыту Великобритании, то здесь ответственность налоговых консультантов перед клиентом закреплена профессиональными правилами, и, самое главное, на законодательном уровне. В Германии налоговый консультант, в соответствие с законодательством несет ответственность, начиная от предупреждения, и вплоть до уголовной ответственности [14].
В России широко распространено добровольное страхование ответственности, тогда как в Великобритании, Германии, странах Восточной Европы, Австрии существует обязательное страхование ответственности налогового консультанта, которое является необходимым условием для ведения деятельности по налоговому консультированию, выдачи свидетельства, подтверждающего статус налогового консультанта, а так же для включения в члены профессиональных организаций и палаты налоговых консультантов.
Сегодня в России налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые предлагают услуги по налоговому консультированию, при этом, консультанты устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот ущерб, который они могут причинить. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик.
В России, как и во многих странах мира, существуют и успешно осуществляют деятельность общественные организации и общества по организации деятельности консультантов по налогам и сборам. Но, при этом, субъектами налогового консультирования являются также и юристы, специализирующиеся в налоговом праве, адвокаты, аудиторы, бухгалтеры и иные лица, которые, порой, ведут консультационную деятельность без сертификатов, дипломов, дающих право заниматься этим налоговым консультированием. Из этого следует, что такая деятельность должна рассматриваться как незаконное предпринимательство, так как у них отсутствует обязательный атрибут – свидетельство, подтверждающее право заниматься налоговым консультированием. Следовательно, наличие свидетельства для осуществления этого вида деятельности должно стать обязательным, как лицензия для соответствующих видов деятельности, требующих лицензирования [12, с.87].
Необходимо также отметить, что на сегодняшний день тоже немало сделано:
- в частности разработан,
хотя ещё и не принят Федеральный
закон в сфере налогового
- палатой налоговых консультантов разработаны специальные приёмы, рекомендации и технологии консультирования;
- помимо новых услуг появляются новые формы консалтинга. Такие, например, как дистанционный консалтинг.
3.2.Способы решения проблем налогового консультирования, препятствующих его развитию
В целях совершенствования российского рынку услуг по налоговому консультированию необходимо определить пути решения конкретных проблем в этой сфере, тормозящих её развитие.
И в первую очередь необходимо
законодательно закрепить этот вид
консалтинга. Введение специального закона,
регламентирующего деятельность консультанта
по налогам и сборам, поможет избежать
непрофессионального
Это поможет и в решении проблемы прихода в этот вид деятельности дилетантов, не имеющих специальных познаний и свидетельства, подтверждающего право заниматься налоговым консалтингом.
В принципе, этот закон несколько повторит Закон «Об аудиторской деятельности» от 01.08.2001 № 119-ФЗ в части принципов деятельности, некоторых прав и обязанностей консультантов и их клиентов и в другом. В законе обязательно должна быть прописана защита коммерческой тайны клиентов и самих консультантов, ответственность за нарушение закона, рамки государственного вмешательства, органы, регламентирующие и контролирующие деятельность консультанта. Должны быть упомянуты случаи, когда консультант вправе разглашать коммерческую тайну клиента. Также в закон необходимо включить требования необходимые для получения лицензии (свидетельства) консультанта по налогам и сборам [15].
Дороговизна же оказываемых
консультантом услуг и нехватка
высококвалифицированных кадров в
этой сфере, зависит, скорей, не от государства
и не от российского законодательства,
а от конкуренции между
Профессиональным объединениям консультантов необходимо больше внимания обратить на мероприятия по пропаганде налогового консультирования. Такие мероприятия не должны быть сосредоточены только в европейской части страны, или же в центре, их необходимо равномерно распределить по всей территории России. Это может быть достигнуто за счет открытия филиалов профессиональных объединений в различных регионах страны.
Также с этой целью, а также для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров в налоговом консалтинге, квалифицированную подготовку кадров для налогового консалтинга, включая повышение квалификации консультантов по налогам и сборам, необходимо проводить не только в крупных городах и в близлежащих городах страны, но и в отдаленных от нее городах. Таким образом, у людей, желающих получить профессию налогового консультанта или просто повысить свой профессиональный уровень, будет больше возможности это сделать без отрыва от работы или большой траты личных денежных средств в условиях.
Необходимо также рассмотреть проблемы психологического характера.
Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. И физические лица тоже всё еще относятся к этому виду деятельности с недоверием, порой даже не знают о его существовании.
Часто к консалтингу они обращаются, как к последней инстанции, когда налогоплательщик уже вошёл в конфликт с налоговыми органами. С психологической точки зрения, обращение к консультанту – это «крик о помощи», который может существенно подорвать репутацию фирмы. Многие руководители, во-первых, пока не понимают до конца того, что организационные решения требуют высокой компетенции и глубоких специализированных знаний. Во-вторых, многие российские руководители психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием кого-то постороннего. Кроме того, изменение управления обычно подразумевает перемену в поведении, взглядах и методах работы лично руководителя. А это, пожалуй, самая консервативная часть всей оргсистемы, особенно если учесть почтенный возраст многих директоров [7, с.32].
Консультирование в сфере налогообложения требует большой степени доверия между консультантом и клиентом. Но в современных условиях, в условиях жесткой конкуренции фирмы боятся разглашать необходимую консультанту информацию, составляющую коммерческую тайну. Это также сказывается на развитии консультирования в сфере налогообложения на российском рынке услуг. Эта проблема может быть решена повышением правовой культуры граждан, а именно, надо проводить различного рода семинары, курсы повышения грамотности налогоплательщиков.
Заключение
Основными причинами
появления налогового
Каждый налогоплательщик, конечно же, стремится повысить уровень экономического эффекта от своей деятельности, старается минимизировать до законных пределов производимые расходы. Используя даже самые чистые с законодательной точки зрения варианты налоговой оптимизации, практически невозможно избежать споров и конфликтов с налоговыми органами. К сожалению, в таких конфликтах налогоплательщики поставлены в невыгодные условия, поскольку налоговики наделены государством властными полномочиями и различными правовыми инструментами по принудительному ограничению прав и имущественных интересов налогоплательщиков.
Однако правильное применение
налогового законодательства, знание
своих законных прав, умение использовать
предоставленные
Налоговое консультирование сегодня – это динамично развивающаяся область знаний, вид деятельности, которое является одним из наиболее перспективных направлений в структуре консалтинга.
Тем не менее, существует ряд проблем в области российского налогового консалтинга.
К таким проблемам можно отнести: отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования; недостаток профессиональных высококвалифицированных кадров, а также преподавателей для обучения налоговых консультантов; проблема осуществления государственного контроля в сфере деятельности налоговых консультантов; проблемы психологического характера.
Можно предложить следующие
пути решения этих проблем: принятие
Федерального закона «О налоговом консультировании».
Также в закон необходимо включить
требования необходимые для получения
лицензии (свидетельства) консультанта
по налогам и сборам; мероприятия
по пропаганде налогового консультирование;
разработка методического инструментария
к подготовке преподавателей для
подготовки консультантов; повышение
правовой культуры граждан, а именно
- проведение различных конференций,
курсов по повышению налоговой
Таким образом, можно сделать вывод, что институт налогового консультирования, который появился в России сравнительно недавно, сегодня динамично развивается и пользуется большим спросом.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
2.Андреев Е.П. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях. - М.: 2006. С. 27.
3.Башкирова Н. Н., Сугробова Е. Б. Основы налогового консультирования. М. : МАГИСТР, 2008. С 9.
4.Демишева Т. А. Организация и методика налогового консультирования. М. : МЦФЭР, 2007. С.12.
5. Кирина Л.С. Методология формирования и развития рынка услуг налогового консультирования в Российской Федерации: автореф. дис…док. эк. наук / Л.С. Кирина. – М., 2006.
6. Крохина Ю. А. Налоговое право России. Учебник для вузов. 2-е издание, переработанное. / Издательство НОРМА Москва, 2004. - 644 с.
7. Кудиков А.А. Что может консалтинг? М.: ДРОЗД, 2000 г. С. 11.
8.Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования. Учебно-методическое пособие. М.: Обнинск, 2004. С. 19.
9.Черник Д.Г, Кирина Л.С, Балакин В.В. Налоговое консультирование, М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2009 г.-439с.
10.Ядрихинский С.А. Защита прав и законных интересов налогоплательщиков - юридических лиц (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. – 94 с.
11.Иванов, Д. В. Правовые и организационные основы налогового консультирования // Налоговый вестник. – 2002. – №12. – С. 44
12.Кирина, Л. С. Факторы, влияющие на качество услуг налогового консультанта // Экономические стратегии. – 2006. – №5. – С. 156-161
13.Павлова Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации //Финансы. 2005. №1.
14.Пепеляев С.Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях //Налоговый вестник. 2007. № 5.
15.Васьковский, Д.В. Проблемы
и перспективы развития института налогового
консультирования в Российской Федерации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.molod.mephi.ru/
16.Налоговый консультант: перспективы
профессии [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.nalog-forum.ru/php/