Налоговый контроль ИФНС по НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование методов контроля за исчислением и уплатой налогов с физических лиц на современном этапе развития рыночной экономики и определение возможных путей совершенствования механизмов налогового контроля. В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты осуществления налогового контроля;
· определить основы организации налоговой службы в РФ;
· раскрыть суть камеральных и выездных налоговых проверок;
· рассмотреть порядок проверки по налогу на доходы физических лиц.

Содержание работы

Введение ------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля ------------------------5
1.1 Экономическое содержание налогового контроля ----------------------------5
1.2 Налоговые органы, как основное звено налогового контроля ------------11
Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц ---------------------------------------------------------------------------15
2.1 Общая характеристика камеральных налоговых проверок -----------------15
2.2 Сущность выездных налоговых проверок --------------------------------------19
2.3 Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) -------------------24
Заключение --------------------------------------------------------------------------------37
Список использованной литературы -------------------------------------------------39
Приложение -------------------------------------------------------------------------------40

Файлы: 1 файл

курсовая Налоговый контроль НДФЛ.docx

— 64.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение ------------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля ------------------------5

    1. Экономическое содержание налогового контроля ----------------------------5
    2. Налоговые органы, как основное звено налогового контроля ------------11

Глава 2. Контроль налоговых  органов за исчислением и уплатой  налогов с физических лиц ---------------------------------------------------------------------------15

2.1 Общая характеристика камеральных налоговых проверок -----------------15

2.2 Сущность выездных налоговых проверок --------------------------------------19

2.3 Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) -------------------24

Заключение  --------------------------------------------------------------------------------37

Список использованной литературы -------------------------------------------------39

Приложение -------------------------------------------------------------------------------40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики  налоги являются основным источником финансирования деятельности государства  и содержания его аппарата. Используя  налоговые рычаги, государство в  состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством  налогов, дают государству возможность  проводить социальную политику, в  том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам  населения, которые не в состоянии  обеспечить свое существование на минимальном  уровне.

Обложение налогом физических лиц, не говоря уже о том, что это  снижает их жизненный уровень, приводит к сокращению покупательной способности  населения. А это ухудшает общую  экономическую ситуацию в стране – товары не находят спроса, заставляя  производителей сокращать производство.

Налоги и сборы с  физических лиц, предусмотрены налоговым  законодательством РФ в достаточной  степени не реализовали еще свои потенциальные инструменты формирования рыночной экономики. Они, являясь неотъемлемой частью системы налогообложения, должны помогать государству воздействовать на экономическое поведение населения, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, создавая при этом равные условия. Для  этого, чтобы развиваться, государству  необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы.

Налогообложение физических лиц в настоящее время характеризуется  сложностью механизмов его взимания. Причем это определяется не только сложностью самой модели налогообложения, но и некачественным исполнением  действующего законодательства, посредством  которого эти налоги регулируются.

Указанные характерные черты  налогов с физических лиц приобретают  особую актуальность в условиях рыночной экономики, которые отличаются многообразием  источников путей получения доходов.

Целью данной работы является исследование методов контроля за исчислением  и уплатой налогов с физических лиц на современном этапе развития рыночной экономики и определение возможных путей совершенствования механизмов налогового контроля.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:

·  изучить теоретические  аспекты осуществления налогового контроля;

·  определить основы организации  налоговой службы в РФ;

·  раскрыть суть камеральных и выездных налоговых проверок;

·  рассмотреть порядок  проверки по налогу на доходы физических лиц.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка используемой литературы.

В первой главе "Теоретические  аспекты налогового контроля" дается общая характеристика налоговому контролю, представлены полномочия налоговых  органов с учетом Положения о  Федеральной налоговой службе. Вторая глава "Контроль за исчислением и  уплатой налогов с физических лиц" раскрывает суть камеральных  и выездных проверок, детально рассматривает  особенности проверок по налогу на доходы физических лиц.

В заключение данной курсовой работы сформулированы выводы и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля

    1. Экономическое содержание налогового контроля

В связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования ст. 82 НК РФ была дополнена определением налогового контроля: налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах (в ред. Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 137-ФЗ).

Целями налогового контроля в контексте данного определения  являются:

1.  выявление налоговых  правонарушений;

2.  обеспечение неотвратимости  наступления ответственности за  налоговые правонарушения.

Объектом налогового контроля являются действия налогоплательщиков, плательщиков сборов по исчислению и  уплате (удержанию и перечислению в качестве налоговых агентов) налогов  и сборов (далее для краткости  – налогоплательщики).

Предметом налогового контроля являются бухгалтерские книги, отчетность, налоговые декларации, договоры, приказы, иные документы, так или иначе  связанные с исчислением и  уплатой налогов и сборов, выполнением  иных прав и обязанностей в сфере  налогообложения, а также в отдельных  случаях территории и помещения  налогоплательщиков, в отношении  которых проводится налоговый контроль.

В качестве субъектов налогового контроля выступают налоговые органы в отдельных случаях таможенные органы.

Содержание налогового контроля включает:

-  проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;

-  проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

-  проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности предоставления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

-  проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

-  проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов организации сумм налогов и пеней;

-  проверку правильности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением;

-  предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах

-  выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;

-  выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

-  принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей.

Налоговый контроль в Российской Федерации основывается на следующих  принципах:

-  правомочность;

-  полнота;

-  всеобщность;

-  регулярность;

-  единство;

-  соблюдение налоговой тайны;

-  объективность и достоверность.[1]

Принцип правомочности означает осуществление налогового контроля только уполномоченными государством органами, которые действуют в  пределах своих полномочий и в  соответствии с уровнем компетенции, установленным федеральным законодательством.

Принцип полноты налогового контроля означает, что все виды законодательно установленных налогов  и сборов должны быть охвачены системой контроля независимо от суммы платежей.

Всеобщность налогового контроля заключается в том, что все  налогоплательщики – хозяйствующие  субъекты (организации, индивидуальные предприниматели) и физические лица должны быть охвачены системой контроля.

Регулярность налогового контроля предполагает, что контрольная  деятельность носит систематический  характер и, кроме того, в определенных случаях законодательно установлены  ограниченные сроки для проведения налогового контроля.

Единство налогового контроля предполагает единообразное осуществление  налогового контроля на территории РФ, т.е. единство форм и методов и  порядка проведения налогового контроля.

Принцип соблюдения налоговой  тайны изложен в п. 1 ст. 102 НК РФ, в соответствии с которой налоговую  тайну соблюдают любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органами государственного внебюджетного  фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Поступающие  в налоговые органы и другие органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Принцип объективности и  достоверности предполагает, что  проведение налогового контроля должно исключать какую-либо предвзятость со стороны налоговых органов. Выявленные нарушения должны быть подтверждены соответствующими документами, а решение  руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактическим  обстоятельства.

Формы и методы налогового контроля

В соответствии с п. 1 ст. 82 налогового кодекса РФ налоговый контроль проявляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется в рамках процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют конкретные формы и методы.

Формами налогового контроля являются:

-  налоговые проверки;

-  получение объяснений налогоплательщиков;

-  проверки данных учета и отчетности;

-  осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Под методами налогового контроля понимается совокупность способов и  приемов, используемых налоговыми органами в процессе контрольной деятельности.

Все методы, применяемые  в налоговом контроле, можно классифицировать на три основные группы:

1.  общенаучные методы  исследования объектов налогового  контроля (анализ и синтез, аналогия, моделирование, сравнение);

2.  специальные методы (инвентаризация имущества, проверка  первичных документов, выемка предметов  и документов, осмотр помещений  и территорий, экспертиза и т.д.);

3.  методы получения  дополнительной информации у  проверяемых лиц (письменный и  устный опросы должностных лиц,  допрос свидетелей и т.д.)

Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном  единстве. Зачастую в рамках одной  формы организации контрольной  деятельности могут применяться  различные методы контроля, в некоторых  случаях совпадающие по наименованию с самой установленной законодательством  формой контроля. Именно от правильно  выбранного сочетания форм, методов  и мероприятий налогового контроля зависит и результативность контрольной  работы.

Основная форма налогового контроля – налоговые проверки. Налоговые поверки занимают ведущее  место среди всех остальных форм налогового контроля. Высокая результативность налоговых проверок достигается  в сочетании с другими формами  налогового контроля. Налоговые проверки позволяют наиболее полно и всесторонне оценить правильность исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей, выявить те или иные отклонения.

В соответствии со ст. 87 налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится в помещении самого налогового органа на основании документов о деятельности налогоплательщика, предоставленных им в налоговый орган. Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика либо месту занятия им предпринимательской деятельностью.

По результатам налоговых  проверок организаций и физических лиц сумма дополнительно начисленных  платежей (с учетом пеней и налоговых санкций) составила в 2011 года 684,2 миллиарда рублей, или 10,1% объема доходных поступлений, администрируемых ФНС России. Из общей суммы доначисленных платежей взыскано с налогоплательщиков всего 247,0 миллиарда рублей (36,1%), что обеспечило 3,7% объема доходных поступлений

Сумма переплаты, обнаруженная налоговыми органами в течение 2011 года, составила 183,7 миллиарда рублей и по отношению к сумме до начисленных платежей не превысила 17,3%.

Налоговый контроль в зависимости  от характера его проведения подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Информация о работе Налоговый контроль ИФНС по НДФЛ