Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью данной работы является исследование методов контроля за исчислением и уплатой налогов с физических лиц на современном этапе развития рыночной экономики и определение возможных путей совершенствования механизмов налогового контроля. В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты осуществления налогового контроля;
· определить основы организации налоговой службы в РФ;
· раскрыть суть камеральных и выездных налоговых проверок;
· рассмотреть порядок проверки по налогу на доходы физических лиц.
Введение ------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля ------------------------5
1.1 Экономическое содержание налогового контроля ----------------------------5
1.2 Налоговые органы, как основное звено налогового контроля ------------11
Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц ---------------------------------------------------------------------------15
2.1 Общая характеристика камеральных налоговых проверок -----------------15
2.2 Сущность выездных налоговых проверок --------------------------------------19
2.3 Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) -------------------24
Заключение --------------------------------------------------------------------------------37
Список использованной литературы -------------------------------------------------39
Приложение -------------------------------------------------------------------------------40
- при продаже все видов имущества, находящихся в собственности плательщика три года и более, вычет предоставляется полностью на сумму, полученную от продажи имущества;
- на сумму израсходованную плательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилья не превышающую 2 миллиона рублей, без сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам на эти цели.
Профессиональные налоговые вычеты имеют право получать:
- предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой;
- плательщики, получающие доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера;
- плательщики, получающие вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то для плательщиков, получающих вознаграждение, они принимаются к вычету в размерах от 20 до 40 % суммы начисленного дохода.[4]
Приказом Минфина и МНС России от 13 августа 2002 года № 86н/БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Предприниматели стали определять свои расходы также, как юридические лица. До этого предприниматели определяли состав своих расходов в соответствии с положением о составе затрат (утратило силу).
Этот Порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельхоз налог.
К расходам плательщика относится
также государственная пошлина,
которая уплачена в связи с
его профессиональной деятельностью.
Суммы налога на имущество физических
лиц, уплаченного плательщиками, принимаются
к вычету в том случае, если это
имущество (за исключением жилых
домов, квартир, дач и гаражей) непосредственно
используется для осуществления
предпринимательской
Если индивидуальные предприниматели
не в состоянии документально
подтвердить свои расходы, то профессиональный
вычет производится ими в размере
20% общей суммы доходов, полученных
от предпринимательской
Декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) обязаны предоставлять:
- индивидуальные предприниматели и лица, приравненные к ним, - нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- лица, занимавшиеся частной практикой;
- физические лица – исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических и юридических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
- физические лица – исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;
- физические лица, получавшие доходы от источников, находящихся за пределами РФ (за исключением военнослужащих);
- физические лица, получавшие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
- физические лица, получившие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр;
- физические лица, получавшие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследниками авторов произведений, науки, литературы, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
- физические лица, получавшие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения.
Декларация предоставляется
обязанными лицами не позднее 30 апреля
года следующего за истекшим налоговым
периодом. Непредставление плательщиком
декларации в установленный срок
влечет взыскание денежного штрафа,
размер которого зависит как от суммы
налога, подлежащей уплате на основе этой
декларации, так и от количества
дней, истекших с установленного срока
представления такой
Кроме того, лица, желающие получить
социальные, имущественные и
Налоговые агенты обязаны предоставить по месту своего налогового учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля следующего года.
Эти сведения предоставляются на магнитных носителях. При численности физических лиц до 10 человек можно представлять такие сведения на бумажных носителях. Налоговые органы затем направляют эти сведения налоговым органам по месту жительства физических лиц.
При этом предоставляются сведения о выплаченных доходах предпринимателями за приобретенные у них товары в том случае, если они предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию и постановку на налоговый учет.
Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога.
Непредставление в срок налоговым агентом в налоговые органы сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Если налоговый агент не удержал и (или) не перечисли НДФЛ, то он несет ответственность. Так, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
В случае неисполнения физическим лицом в срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.
В 2002 году вступил в силу Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В системе Министерства финансов РФ образована Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая является исполнительным органом, уполномоченным принимать меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере других федеральных органов.
Кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные организации, осуществляющие перевод денежных средств, ломбарды обязаны представлять в Федеральную службу информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, если суммы, на которые они совершаются, равны или превышают 600 тыс. руб., по следующим операциям: операции с денежными средствами в наличной форме; операции по банковским счетам (вкладам); помещение ценных бумаг, драгоценных металлов в ломбард; получение или предоставление имущества по договору лизинга и др.
В связи с принятием данного Закона в Уголовный кодекс введена ст. 174, согласно которой лица, признаваемые судом виновными, наказываются штрафом в размере до 120 тысяч рублей, а за деяние, совершенное в крупном размере (свыше 1 млн руб.), наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 100 тысяч рублей. Деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо лицом с использованием своего служебного положения, либо организованной группой, наказываются жестче.
С 1 марта по 31 декабря 2007 года действовал Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», который предоставлял гражданам право вывести из тени (амнистировать) доходы, полученные до 2006г., с которых не были уплачены налоги и взносы во внебюджетные фонды.
Для легализации таких доходов нужно было заплатить так называемый декларированный платеж по ставке 13% вне зависимости от видов доходов и применяющихся к ним налоговых ставок. Уплата данного платежа освобождала граждан от штрафов и пеней, уплаты налога на доходы физических лиц, а предпринимателей от уплаты единого социального налога. Документы, подтверждающие уплату декларированного платежа, хранятся до 2012 года.
В ходе налоговой амнистии российские граждане легализовали 28,2 миллиардов рублей, в доход бюджета поступило 3,7 миллиарда рублей.
Налог на доходы физических лиц – перспективный источник доходов государственного бюджета. Так, в 2011 году поступило 1665 миллиарда рублей налога, и по своей величине он занял первое место, обогнав поступления от налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых.
Вместе с тем налог нуждается в реформировании:
- установление прогрессивных ставок налога;
- освобождение низких годовых доходов граждан, например до 60 тысяч рублей в год, от уплаты НДФЛ;
- в значительном повышении размера стандартных и имущественных налоговых вычетов.
Заключение
Подводя итог своей работе,
необходимо сказать, что контроль в
налоговой деятельности представляет
собой метод руководства
Как уже отмечалось ранее, субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Но в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы в частности исполнение этой обязанности пока оставляет желать лучшего. Причем уклонение от уплаты налогов осуществляется законными и незаконными методами, что свидетельствует о несовершенстве налогового законодательства.
Таким образом, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.
Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.
Налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем.
Формы и методы налогового
контроля существуют в неразрывном
единстве. Зачастую в рамках одной
правовой формы организации контрольной
деятельности могут применяться
различные методы и формы контроля.
Именно от правильного сочетания
форм и методов налогового контроля
зависит эффективность
Так же для совершенствования системы эффективного проведения налогового контроля, необходимо осуществления углубленного камерального анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика необходимо сформировать единую государственную интегрированную информационную базу данных на основании информации из внутренних и внешних источников.
Итак, для повышения эффективности налогового контроля, сокращения продолжительности выездных налоговых проверок на время разбирательств в судах, где противоборствующими сторонами выступают налоговые органы и налогоплательщики, представительным органам власти следует пересмотреть некоторые нормы Налогового Кодекса РФ.
Необходимо также отметить, что одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства, на мой взгляд, является повышение сознательности налогоплательщика.
Список использованной литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части 1 и 2 с изменениями и дополнениями на 28 сентября 2010г.// Москва. Издательство «Проспект». 2010 г. - 464с.;
2. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-I «О налоговых органах РФ» (с изм. от 17.07.2009).;
3. Постановление Правительства
РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении
Положения о Федеральной
4. Приказ МинФина РФ от 09.08.2005 №101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» (ред. от 19.11.2009).;
5. Брысина Г.П. Из
практики контроля за
6. Гусева Т. Совершенствование
механизма проведения