Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью данной работы является исследование методов контроля за исчислением и уплатой налогов с физических лиц на современном этапе развития рыночной экономики и определение возможных путей совершенствования механизмов налогового контроля. В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты осуществления налогового контроля;
· определить основы организации налоговой службы в РФ;
· раскрыть суть камеральных и выездных налоговых проверок;
· рассмотреть порядок проверки по налогу на доходы физических лиц.
Введение ------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля ------------------------5
1.1 Экономическое содержание налогового контроля ----------------------------5
1.2 Налоговые органы, как основное звено налогового контроля ------------11
Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц ---------------------------------------------------------------------------15
2.1 Общая характеристика камеральных налоговых проверок -----------------15
2.2 Сущность выездных налоговых проверок --------------------------------------19
2.3 Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) -------------------24
Заключение --------------------------------------------------------------------------------37
Список использованной литературы -------------------------------------------------39
Приложение -------------------------------------------------------------------------------40
- документы налогоплательщика, предоставленные им при государственной регистрации и постановке на налоговый учет;
- налоговые декларации и бухгалтерская отчетность за предыдущие налоговые периоды;
- информация, поступающая в налоговую инспекцию от государственных органов;
- информация, полученная налоговыми органами в ходе контрольной работы.
Начиная с 2009 г. при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе дополнительно истребовать у налогоплательщика те документы, которые перечислены в ст. 88 налогового кодекса РФ. Среди них, в частности, указаны документы, подтверждающие налоговые льготы, используемые налогоплательщиком; документы, подтверждающие налоговые вычеты «входящего» налога на добавленную стоимость. Однако сам налогоплательщик вправе представить такие сведения наряду с пояснениями относительно выявленных ошибок в налоговых декларациях.
Объем информации, которую
налоговые органы изучают в ходе
камеральной проверки, сравнительно
небольшой. Но от этого камеральная
проверка не теряет своей значимости.
Регулярность, сплошной характер и
в большинстве случаев
Периодичность проведения камеральных
проверок определяется исходя из установленной
законодательством
Камеральные налоговые проверки проводятся должностными лицами отделов камеральных проверок в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налоговой инспекции. Специального решения руководителя налогового органа для ее проведения не требуется. В Налоговом кодексе РФ не предусмотрено информировать налогоплательщика о начале камеральной налоговой проверки.
О ходе камеральной проверки налогоплательщик узнает только в том случае, если в процессе налогового контроля выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между содержащимися в них сведениями. Об этом сообщается налогоплательщику с требованием в течение пяти дней предоставить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
2.2 Сущность выездных налоговых проверок
Целью проведения выездных налоговых проверок является обеспечение контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком. Проведение выездных налоговых поверок призвано решать несколько задач, наиболее важные из которых:
- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
- предупреждение возможных налоговых правонарушений в будущем.
В ходе выездной налоговой проверки проводится анализ бухгалтерской документации налогоплательщика, а также фактическое состояние объектов налогообложения. Порядок проведения выездной проверки прописан в налоговом кодексе РФ более детально по сравнению с камеральной. Кроме того, в отличие от камеральной проверки выездная налоговая проверка содержит широкий арсенал методов контроля.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, ВНП проводится по месту нахождения налогового органа.
Выездные налоговые проверки делятся, на комплексные и тематические. При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам, а при тематической – одному или нескольким налогам либо по отдельным вопросам, например, по возмещению налога на добавленную стоимость.
За последние годы сложилась тенденция снижения количества выездных налоговых проверок при одновременном повышении их эффективности. Так, в 2007году было проведено всего 106 тысяч, a в 2012 году. – 86 тысяч. Стремительно росли и доначисления. В 2007 году сумма поступлений на одну проверку составляла 350 тысяч рублей, в 2010 она возросла до 1 миллиона рублей, а по итогам 2012 года — увеличилась до 1,72 миллиона рублей.
Важно отметить тенденцию роста результативности выездных налоговых проверок с 90% в 2009 году до почти предельных 99,7% в 2011 году Снижается количество нерезультативных выездных проверок.
Сокращается количество тематических проверок, что свидетельствует о комплексном подходе налоговых органов к их организации. Если в 2009 году было проведено 17 тысяч таких проверок, то в 2011 году. – 12 тысяч. По заявлению Т.В. Шевцовой, заместителя руководителя ФНС России, налоговое ведомство стремится к минимизации тематических проверок.
Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:
1. Вынесение решения о назначении проверки
2. Проведение проверки
непосредственно, в том числе
проведение инвентаризации, осмотра
и других мероприятий
3. Составление справки о проведенной проверке.
Решение о проведение выездной
налоговой проверки выносит налоговый
орган по месту нахождения организации
или по месту жительства физического
лица. Решение о проведении выездной
налоговой проверки организации, отнесенной
к категории крупнейших налогоплательщиков,
выносит налоговый орган, осуществляющий
учет этой организации в качестве
крупнейшего налогоплательщика. Самостоятельная
выездная налоговая проверка филиала
или представительства
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
- наименование налогового органа;
- номер решения и дату его вынесения;
- наименование налогоплательщика (налогового агента, индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика
- код причины постановки на учет;
- периоды финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента) либо его филиала или представительства, за которые проводится проверка;
- предмет проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
- фамилия, имена и отчества, должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных органов;
- подпись лица, вынесшего решение, с указанием его ФИО, должности и классного чина.
Отсутствие какого-либо из перечисленных реквизитов может привести к непризнанию результатов проведенной выездной проверки. Иногда у налоговых органов возникает необходимость в ходе проведения проверки изменить или расширить состав проверяющей группы. В этом случае в обязательном порядке должно быть внесено новое решение (постановление) о внесении изменений или дополнений.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведение проверки. С 2007 г. налоговые органы не вправе проверять налоговые периоды текущего календарного года.
Налоговый орган не вправе
проводить две или более
- в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
- проведение проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельность налогового органа, проводившего проверку.
Налоговые органы не вправе
проводить в отношении
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
В рамках выездной налоговой
проверки налоговый орган вправе
проверять деятельность филиалов и
представительств налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе проводить
в отношении одного филиала или
представительства
Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
С начала 2007 г. изменены сроки проведения выездных налоговых проверок. По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
Срок проведения выездной
налоговой проверки исчисляется
со дня вынесения решения о
назначении проверки и до дня составления
справки о проведенной
- истребования документов(информации) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица;
- получения информации от иностранных государственных органов;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, предоставленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
Участвовать в проверках
на стороне налогоплательщика
2.3 Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)
Основным налогом, которым облагаются налогоплательщики – физические лица – это налог на доходы физических лиц. Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В России, как и в большинстве стран, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета (Табл. 1).
При проверках налоговые органы пристальное внимание обращают на вопросы легализации «теневой» заработной платы, на проверки обращений граждан по поводу минимизации официальной заработной платы, выдачи заработной платы «в конвертах», ведения двойных ведомостей на выдачу заработной платы в целях ухода от налогообложения.
Контрольные мероприятия налоговых органов направлены в первую очередь на выявление объектов, которые физические лица скрывают от налогообложения. Особое внимание уделяется работе со сведениями, поступающими от регистрирующих органов, - о недвижимом имуществе, расположенном на подведомственной им территории, зарегистрированных у них транспортных средствах и их владельцах.
Для выявления лиц, сдающих
внаем жилые нежилые помещения,
а также торговые площади, налоговые
органы взаимодействуют с паспортно-
Анализ поступившей информации позволяет определить круг лиц, обязанных декларировать свои доходы. Ориентировочно объем теневой зарплаты в 2011 году составил 18,9 триллионов рублей, что на 350 миллиардов рублей меньше, чем в 2010 году.[3] Не смотря на тенденцию к снижению, объем теневой зарплаты все еще высок. При этом более 30% зарплат сотрудников коммерческих организаций налогами не облагались.
С 2001 года взимание налога стало производиться на основе главы 23 Налогового кодекса «Налог на доходы физических лиц». Установлена единая ставка налога независимо от величины дохода – 13%, расширена налоговая база за счет отмены льгот по доходам военнослужащих, судей и т.д.