Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью данной работы является исследование методов контроля за исчислением и уплатой налогов с физических лиц на современном этапе развития рыночной экономики и определение возможных путей совершенствования механизмов налогового контроля. В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
· изучить теоретические аспекты осуществления налогового контроля;
· определить основы организации налоговой службы в РФ;
· раскрыть суть камеральных и выездных налоговых проверок;
· рассмотреть порядок проверки по налогу на доходы физических лиц.
Введение ------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1 Теоретические аспекты налогового контроля ------------------------5
1.1 Экономическое содержание налогового контроля ----------------------------5
1.2 Налоговые органы, как основное звено налогового контроля ------------11
Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц ---------------------------------------------------------------------------15
2.1 Общая характеристика камеральных налоговых проверок -----------------15
2.2 Сущность выездных налоговых проверок --------------------------------------19
2.3 Проверки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) -------------------24
Заключение --------------------------------------------------------------------------------37
Список использованной литературы -------------------------------------------------39
Приложение -------------------------------------------------------------------------------40
Предварительный налоговый контроль проводится до наступления отчетного (налогового) периода в связи с заявлением налогоплательщика об изменении сроков уплаты налогов (отсрочки, рассрочки либо предоставления инвестиционного налогового кредита).
Текущий налоговый контроль
проводится во время отчетного (налогового)
периода и связан с контролем
за правильностью исчисления и своевременностью
уплаты налогов. Текущий налоговый
контроль носит оперативный характер
и проводится в основном в виде
камеральных налоговых
Последующий налоговый контроль проводится после исчисления срока исполнения обязанности по уплате налогов, т.е. по окончанию отчетного (налогового) периода.
В зависимости от характеристики проверяемых лиц выделяют налоговый контроль:
- организаций;
- индивидуальных предпринимателей;
- физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В зависимости от степени охвата деятельности проверяемого лица выделяют комплексный и тематически налоговый контроль. Комплексный налоговый контроль проводится по всем видам деятельности налогоплательщика за определенный период времени.
Тематический Налоговый контроль проводится по отдельным видам деятельности налогоплательщиков и (или) по уплате определенных налогов.
1.2 Налоговые органы, как основное звено налогового контроля
Налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременность уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, предусмотренных законодательством, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему иных обязательных платежей (ст. 30 НК РФ).
Федеральная налоговая служба
(ФНС России) является уполномоченным
федеральным органом
Система налоговых органов в соответствии с федеративным устройством государства представлена центральным аппаратом ФНС России (I уровень) и территориальными органами: управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС России (II уровень); инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления, а также инспекции ФНС России межрайонного уровня (III уровень).
Централизованная система налоговых органов, таким образом, включает:
- центральный аппарат ФНС России
- 82 управления по субъектам РФ;
- 9 межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам;
- 7 межрегиональных инспекций по федеральным округам;
- 1182 инспекции
- 1 федеральный и 4 региональных центра обработки данных.
Налоговые органы образуют
единую централизованную систему с
вертикальной структурой подчинения.
Такое единство определено единством
налоговой политики и необходимо
для единообразно применения налогового
законодательства. Принцип вертикальной
подотчетности обуславливает
Возглавляя единую систему налоговых органов, ФНС России выполняет следующие функции:
- выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и др. обязательных платежей;
- координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
- государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками;
- межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Все предоставленные налоговым органам права можно разделить на две группы. Первая связана с осуществлением налоговыми органами налогового контроля за полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогоплательщиками налогов и сборов:
- требовать от плательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;
- проводить налоговые проверки;
- производить выемку документов при проведении проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов в связи с налоговой проверкой;
- осматривать любые используемые плательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов обложения помещения и территории, проводить инвентаризацию его имущества;
- требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений;
- требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет;
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать свидетелей.
Вторая группа прав предусмотрена в случае уклонения налогоплательщиков от добровольного исполнения обязанностей налогоплательщиков, т.е. в связи с принудительным исполнением, и включает право:
- приостанавливать операции по счетам плательщика в банках и налагать арест на его имущество;
- взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;
- определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случае отказа плательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
- заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензий.
В соответствии с налоговым кодексом РФ налоговые органы вправе представлять иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Столь широкие полномочия
и права, предоставленные налоговым
органам, можно объяснить тем, что
налогоплательщик любыми способами, в
том числе и не вполне законными,
пытается сэкономить на налогах, а государство
с помощью своих уполномоченных
органов стремится
В налоговом кодексе предусмотрены не только права, но и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.
Должностные лица налоговых органов обязаны:
- действовать в соответствии с налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;
- реализовать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их чести и достоинство.
В соответствии с законодательством должностные лица налоговых органов могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Установлена ответственность
налоговых органов и
Глава 2. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов с физических лиц
2.1 Общая характеристика камеральных налоговых проверок
Камеральная налоговая проверка (КНП) является наиболее массовым видом проверок и практически всеобъемлющей формой налогового контроля. Охват налогоплательщиков при этом почти 100%-ый.
За 2011 год налоговые органы России по результатам проверки 47,4 миллионов деклараций и расчетов, предоставленных организациями и физическими лицами, дополнительно начислили налоговых платежей, пеней и штрафов 238,1 миллиардов рублей, что несколько больше чем в 2010 году; удельный вес пеней снизился в этой сумме на 8% и составил 38,1%.
С истребованием дополнительных документов проведено 4,6 миллиона камеральных проверок, по их результатам доначислено 101,7 миллиарда рублей. Результативность проверок составила 5,9% сумма доначисленных платежей в расчете на одну камеральную проверку, выявившую нарушения, составила 53,1 тысяч рублей
В соответствии со ст. 88 налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка – это проверка, производимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка осуществляется в рамках текущей работы соответствующего подразделения налогового органа без специального на то разрешения о проведении КНП.
В рамках камеральной налоговой проверки осуществляется:
- контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
- выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
- подготовка аналитической информации для отбора объектов проведения выездной налоговой проверки;
- привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Объектом КНП являются
налоговые декларации, предоставленные
налогоплательщиком в налоговую
инспекцию. Налоговая декларация представляет
собой письменное заявление налогоплательщика
о полученных доходах и произведенных
расходах, источниках доходов, налоговых
льготах и исчисленной сумме
налога и (или) другие данные, связанные
с исчислением и уплатой
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять в электронном виде все налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января 2012 г. превышает 100 человек, представляют налоговые декларации в налоговый орган в электронном виде.
Формы налоговых деклараций
и порядок их заполнения утверждаются
Министерством Финансов РФ. Налоговая
декларация предоставляется в
Налоговая декларация, составленная
на бумажном носителе, должна заполняться
на компьютере, пишущей машинке или
чернилами. Не допускаются карандашные
записи и неоговоренные исправления.
Декларация подписывается
Кроме налоговых деклараций
в ходе камеральных налоговых
проверок используются формы бухгалтерской
отчетности, которые предоставляются
в налоговую инспекцию в