Налоговый контроль в Российской Федерации: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение процесса осуществления налогового контроля в РФ.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
- определение сущности налогового контроля, его составляющих;
- изучение форм и видов налогового контроля;
- дать характеристику деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль в РФ;
- выявить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля.

Содержание работы

Введение
1. Сущность «налогового контроля». Его формы и виды.
1.1 Понятие «налогового контроля»
1.2 Формы и виды налогового контроля
1.3 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля
2. Основные тенденции развития системы налогового контроля в РФ
2.1 Система органов налогового контроля в РФ
2.2 Повышение качества и эффективности налогового контроля
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль. курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

1. Сущность «налогового  контроля». Его формы и виды.

1.1 Понятие «налогового  контроля»

1.2 Формы и  виды налогового контроля

1.3 Налоговые  проверки как основная форма  налогового контроля

2. Основные тенденции  развития системы налогового контроля в РФ

2.1 Система органов  налогового контроля в РФ

2.2 Повышение  качества и эффективности налогового  контроля

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

В практике работы юридические и физические лица допускают  несвоевременную уплату налогов  и других обязательных платежей в  связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, вследствие чего допускаются ошибки в учете. Сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.

Все это приводит к занижению  налогооблагаемой базы и не допоступлению  в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.

В связи с этим сегодня  перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.

При этом особого  внимания требует проблема совершенствования  налогового механизма, в частности, механизма налогового контроля, а  также продолжающаяся криминализация экономики, связанная с ростом налоговых преступлений. Применительно к современному этапу ещё недостаточно изучены вопросы теоретические основы взаимодействия органов налогового контроля с правоохранительными и другими органами государственного управления, не определены методологические подходы к формированию механизмов обеспечения экономической безопасности в налоговой сфере, особенно в условиях экономического кризиса. Возникает необходимость в совершенствовании институтов и механизмов, систематизации форм и классификации методов налогового контроля, разработке наиболее эффективных в современных условиях, перспективных форм организации налоговых проверок.

Целью исследования является изучение процесса осуществления  налогового контроля в РФ.

На основе этого  можно определить задачи данной курсовой работы:

- определение  сущности налогового контроля, его  составляющих;

- изучение форм  и видов налогового контроля;

- дать характеристику  деятельности органов, осуществляющих  налоговый контроль в РФ;

- выявить наиболее  перспективные пути совершенствования  форм и методов налогового  контроля.

Объектом исследования является сфера осуществления налогового контроля в Российской Федерации. 

Предметом исследования является совокупность механизмов реализации налогового контроля.

При написании  данной работы использовались законодательные  акты РФ, указы президента РФ, постановления  правительства РФ, инструкции ФНС  РФ, учебные пособия, журнальные статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность «налогового контроля». Его формы и виды.

1.1 Понятие «налогового контроля»

Налоговым контролем  признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением  налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых  органов в пределах своей компетенции  посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления  налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции  определяются главой 26.4 Налогового Кодекса.

В целях объективной  оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует  рассматривать в двух аспектах: узком  и широком.

Налоговый контроль представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время налоговый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т. д.

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые  декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами  налогового контроля являются налоговые  органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы, ФСЭНП. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ. Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля над выполнением установленных правил поведения.

Цель налогового контроля может быть определена как  обеспечение законности и эффективности налогообложения. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения специальных налоговых режимов.

Выполнение  основной цели налогового контроля осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

- обеспечение  экономической безопасности государства  при формировании публичных централизованных  и децентрализованных денежных  фондов;

- обеспечение  надлежащего контроля за формированием  государственных доходов и рациональным  их использованием;

- улучшение  взаимодействия и координации  деятельности контрольных органов  в Российской Федерации;

- проверка выполнения  финансовых обязательств перед  государством и муниципальными  образованиями со стороны организаций  и физических лиц;

- проверка целевого использования налоговых льгот;

- пресечение  и предупреждение правонарушений  в налоговой сфере.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые  хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т. д.). Налоговый контроль частного сектора экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.

 

 

1.2 Формы и виды налогового контроля

Реализация  налогового контроля осуществляется посредством  процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля – это способ конкретного  выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Основными формами  налогового контроля являются:

- проверки;

- получение  объяснений налогоплательщиков, налоговых  агентов и плательщиков сборов;

- проверки данных  учета и отчетности;

- осмотр помещений  и территорий, используемых для  извлечения дохода (прибыли).

Контроль деятельности налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных НК РФ.

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность  контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит и от других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

По времени  проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Предварительный контроль важен при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о  предоставлении налоговых льгот, налоговых  кредитов, отсрочки или рассрочки  уплаты налогов и т. д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый  контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью  последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты  исполнения налоговой обязанности  со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления  налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и, в конечном счете, закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля.

Налоговый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

Информация о работе Налоговый контроль в Российской Федерации: основные тенденции развития