Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа
Целью исследования является изучение процесса осуществления налогового контроля в РФ.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
- определение сущности налогового контроля, его составляющих;
- изучение форм и видов налогового контроля;
- дать характеристику деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль в РФ;
- выявить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля.
Введение
1. Сущность «налогового контроля». Его формы и виды.
1.1 Понятие «налогового контроля»
1.2 Формы и виды налогового контроля
1.3 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля
2. Основные тенденции развития системы налогового контроля в РФ
2.1 Система органов налогового контроля в РФ
2.2 Повышение качества и эффективности налогового контроля
Заключение
Список литературы
При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
По истечении срока, указанного в п. 5 ст. 100 НК РФ, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
2. Основные тенденции развития системы налогового контроля в РФ
2.1 Система органов налогового контроля в РФ
В 1990г. в РФ была образована Главная государственная налоговая инспекция в составе Минфина СССР, а в 1991г. – Государственная налоговая служба (ГНС) - не зависимый от Минфина орган исполнительной власти федерального уровня. В 1998г. ГНС была преобразована в Министерство по налогам и сборам (МНС) РФ.
Согласно Указу
президента № 314 от 9.03.04.МНС РФ преобразовано
в Федеральную налоговую службу
(ФНС России). Законом № 58-ФЗ от 29.06.04 внесены изменения
в ряд законодательных актов, в том числе
– Закон о налоговых органах Российской
Федерации, НК РФ.
В настоящее время налоговый контроль
осуществляют федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области налогов
и сборов (ФНС), и ее территориальные органы,
а также Федеральная таможенная служба
(ФТС). Полномочия ФНС как правопреемника
МНС закреплены в Постановлении правительства
РФ от 30.09.04 № 506 «Об утверждении Положения
о Федеральной налоговой службе».
Отдельными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами налоговые органы были наделены полномочиями, не относящимися к налоговому контролю. Так, Указом № 314 ФНС переданы функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства. Статьей 79 Закона № 58-ФЗ ФНС признана правопреемником Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с выполнением функций по представлению интересов РФ в процедурах банкротства. Эти полномочия ФНС также были закреплены Постановлением правительства РФ № 506.
В России в отличие от западных стран, сбор налогов не является функцией налоговых органов. Налогоплательщики вносят суммы налоговых платежей на счета бюджета, а не налоговых органов (ст. 30 НК РФ). Финансовый (бюджетный) контроль налоговых доходов, осуществляемый финансовыми органами, заключается в учете поступлений налоговых доходов на основе расчетных документов налогоплательщика, а также контроле возврата излишне уплаченных сумм.
В России некоторые государственные органы, не являющиеся по закону участниками налоговых правоотношений, выполняют определенные функции в сфере налоговых правоотношений (Министерство финансов РФ, Счетная палата, другие государственные органы. Это следует из содержания налоговых правоотношений, в рамках которых реализуются соответствующие властные полномочия (ст. 3 НК РФ).
Структура налоговых
органов соответствует
- федеральный уровень: ФНС, то есть центральный
аппарат,
- уровень субъектов: Управления ФНС по субъектам,
- межрегиональный
уровень: межрегиональные
- уровень муниципальных образований (инспекции ФНС по районам, городам без районного деления и районам в городах),
- инспекции межрайонного уровня
Налоговые органы образуют единую централизованную систему с вертикальной структурой подчинения и назначения. Такое единство определено единством налоговой политики и необходимо для единообразного применения налогового законодательства. Оно обеспечивается тем, что функции контроля налогообложения осуществляют только органы ФНС.
Организация работы
подразделений налоговых
- по видам налогов или по категориям налогоплательщиков,
- по функциям,
которые выполняют сотрудники (например,
учет налогоплательщиков, ввод и
обработка информации, проведение
камеральных и выездных
На этапе становления налоговой системы РФ сформировалась централизованная вертикальная система налоговых органов с ярко выраженной специализацией по видам налогов (отраслевая). Такое построение было необходимо в условиях, когда важнейшей задачей являлось создание методологической базы для реализации налогового законодательства.
В 1995-96 гг. осуществлялась
реорганизация центрального аппарата
ГНС. Наряду с подразделениями, созданными
по традиционному (отраслевому) принципу,
были выделены управления по функциональному
принципу (методологии организации контрольной
работы, организации учета и обслуживания
налогоплательщиков, рассмотрения налоговых
споров).
Функциональный подход к построению налоговых
органов обладает рядом преимуществ:
- ведет к повышению производительности
труда, поскольку тот или работник выполняет
однородные функции и приобретает соответствующие
навыки,
- действует более эффективно, позволяя решить задачу недоплаты нескольких налогов одним налогоплательщиком в одном подразделении,
- создает систему
издержек и противовесов, например,
один работник осуществляет
- способствует единству налоговых процедур, реализации единого порядка разбора жалоб.
Налоговые органы
различного уровня связаны друг с
другом отношениями административного
подчинения и взаимодействуют по
вертикали бюджетной системы. Так,
ФНС осуществляет планирование, координацию,
контроль работы нижестоящих налоговых
органов, в том числе – методологическое
обеспечение их деятельности, разработку
единой структуры этих органов, распределение
численности сотрудников и фонда оплаты
труда; организует взаимодействие налоговых
органов с другими государственными органами,
налоговыми органами других государств.
В соответствии с НК, Законом «О налоговых
органах Российской Федерации», налоговые
органы решают свои задачи во взаимодействии
с федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти
субъектов РФ и местного самоуправления.
Взаимодействие налоговых органов и ОВД. Важнейшей
целью деятельности ОВД является выявление,
предупреждение и пресечение налоговых
преступлений и правонарушений, обеспечение
безопасности сотрудников налоговых органов,
выявление, предупреждение и пресечение
нарушений в налоговых органах.
Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми
органами, создает условия для эффективного
функционирования налоговой системы,
содействуя тем самым реализации налоговой
политики государства путем своевременного
и полного формирования его финансовой
базы.
Взаимодействие налоговых и правоохранительных
органов в широком смысле слова осуществляется
в первую очередь в целях обеспечения
экономической безопасности в РФ.
Необходимость такого взаимодействия
обуславливается рядом факторов:
- наличием общих целей и задач по обеспечению
законности хозяйственной деятельности,
а также предупреждению, выявлению и раскрытию
правонарушений, совершаемых субъектами
ФХД;
- сужением сферы государственного финансового
контроля за состоянием и результатами
использования товарно-материальных ценностей
и денежных ресурсов в условиях экономической
независимости субъектов ФХД;
- реализацией
комплексного подхода к сбору,
анализу и оценке соответствующ
- реальной возможностью
успешного использования в
- требованиями
законов и подзаконных
2.2 Повышение качества и эффективности налогового контроля
Задачи, поставленные президентом и правительством, по созданию конкурентоспособной, инновационной экономики, переходу на более высокие социальные стандарты для граждан требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства. Одновременно необходимо улучшение делового климата в стране. Решение этих задач во многом зависит от результативности деятельности Федеральной налоговой службы.
Для выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации и правительством, Федеральная налоговая служба должна постоянно повышать качество налогового администрирования.
В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются. Для сравнения: если в 1992 году поступления составили всего 5 млрд. деноминированных руб., то в 2009 году доходы бюджетной системы страны, администратором которых является ФНС России, составили 8,4 трлн. руб.
В I квартале 2010 года в консолидированный бюджет РФ поступило около 1,8 трлн. руб. Это на 330 млрд. руб., или в среднем на 23%, больше, чем в I квартале 2009 года.
Основной рост поступлений в бюджет (44%) — поступления от уплаты НДПИ, то есть за счет увеличения цен на нефть на мировом рынке. Еще 45% прироста произошло за счет улучшения положения в экономике и за счет инфляции. А остальные (11%) — за счет налогового администрирования.
На протяжении последних лет задолженность перед бюджетом стабильно снижалась. Однако из-за последствий мирового экономического кризиса, оказавшего негативное влияние на финансовое состояние организаций всех отраслей экономики, в 2009 и 2010 годах она начала расти. На 1 апреля текущего года она составила почти 1,5 трлн. руб. И по сравнению с 1 января 2009 года увеличилась на 20%. При этом почти в два раза снизилась эффективность взыскания задолженности.
Около половины всего прироста задолженности приходится на Москву и Московскую область.
В общей структуре задолженности на 1 апреля 2010 года 1/3 составляет задолженность, возникшая более трех лет назад, которая в основном значится за предприятиями-банкротами. Более половины задолженности — долги, практически нереальные к взысканию.
ФНС готовит предложения по реализации комплекса мероприятий, направленных на списание «старой» задолженности, невозможной к взысканию.
Вместе с
тем перед налоговыми органами стоит
задача по повышению эффективности
взыскания задолженности, недопущения
ее образования по вине специалистов
инспекций с безусловным
Досудебное и судебное урегулирование
Одним из приоритетных направлений работы налоговых органов остается контрольная работа. Сегодня налоговое законодательство РФ является одним из самых либеральных в мире. В результате законодательных изменений полномочия налоговых органов были серьезно ограничены. Например, установлены жесткие сроки взыскания задолженности, увеличивающие риски потери права на бесспорное взыскание, а при неоднозначной трактовке налогового законодательства судами, как правило, принимается позиция налогоплательщика.
Таким образом, процесс налогового администрирования усложнился, и к налоговым органам предъявляются повышенные требования. Однако и в таких сложных условиях из года в год наблюдается рост доначислений по результатам налоговых проверок. В то же время процент взыскания не превышает и половины, а за I квартал 2010 года он составил 39%. Имеют место факты некачественного проведения проверок, несоблюдения всех процедур, установленных законодательством, неполный сбор доказательств налоговых правонарушений, не учитывается сложившаяся арбитражная практика. Все эти недостатки влияют на принятие судом и вышестоящим органом решений по искам и жалобам налогоплательщиков в их пользу. А после вступления в силу с 1 января 2009 года обязательного досудебного порядка обжалования решений по проверкам выросло число рассмотренных в досудебном порядке жалоб налогоплательщиков, особенно в части наиболее сложной категории жалоб — на решения по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Их доля в общем количестве жалоб составляет более 60%. Например, по сравнению с 2007 годом количество представленных налогоплательщиками возражений увеличилось в 1,7 раза, а жалоб — в 1,8 раза. Соотношение количества жалоб на стадии досудебного аудита по сравнению с исками в суде составляет почти 2 к 1.
Анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков показал, что на стадии досудебного аудита исключается до 10% от сумм, первоначально отраженных в материалах проверок, а по решениям арбитражных судов по искам налогоплательщиков еще около 40%.
Таким образом, некачественное проведение проверок может сформировать у налогоплательщиков негативное мнение о Федеральной налоговой службе в целом и создать ощущение безнаказанности. Поэтому служба ставит перед собой задачу повышения эффективности контрольной работы, побуждения налогоплательщиков к выводу из тени налоговой базы. Качественная контрольная работа невозможна без оперативной координации деятельности подразделений, от которых зависит результативность контрольных мероприятий, — отделов контрольной работы, досудебного аудита и правовых отделов, а также без полноты проведения контрольных мероприятий (осмотров, допросов, экспертиз и т. д.).
Информация о работе Налоговый контроль в Российской Федерации: основные тенденции развития