Налоговый контроль в Российской Федерации: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение процесса осуществления налогового контроля в РФ.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
- определение сущности налогового контроля, его составляющих;
- изучение форм и видов налогового контроля;
- дать характеристику деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль в РФ;
- выявить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля.

Содержание работы

Введение
1. Сущность «налогового контроля». Его формы и виды.
1.1 Понятие «налогового контроля»
1.2 Формы и виды налогового контроля
1.3 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля
2. Основные тенденции развития системы налогового контроля в РФ
2.1 Система органов налогового контроля в РФ
2.2 Повышение качества и эффективности налогового контроля
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль. курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

а) налоговых  органов;

б) таможенных органов;

в) органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости  от места проведения выделяют налоговый  контроль:

а) выездной –  в месте расположения Налогоплательщика;

б) камеральный  – по месту нахождения налогового органа.

 

1.3 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля

Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных  операций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых  органов, право на реализацию которой им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами предоставленных контрольных полномочий возможна только в порядке, установленном НК РФ. Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди  иных форм налогового контроля. Посредством  проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом. Основной целью налоговых проверок является контроль за соблюдением фискально-обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

В соответствии с НК РФ субъектами, уполномоченными  проводить налоговые проверки, выступают  налоговые и таможенные органы. Таможенные органы имеют полномочия проводить налоговые проверки только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Таким образом, полноправными субъектами, обладающими всеми правами на проведение налоговых проверок относительно всех фискально-обязанных лиц и по уплате всех видов налогов, выступают исключительно налоговые органы.

Особо следует  сказать о существовании встречных  и контрольных налоговых проверок. При первой контрольные мероприятия  проводятся сразу в отношении  двух и более организаций, имеющих  договорные отношения (контрагентов). Вторые осуществляются в целях контроля за деятельностью подчиненных налоговых органов вышестоящими должностными лицами.

Налоговым законодательством  предусмотрены следующие общие  правила проведения налоговых проверок.

Срок давности проведения налоговой проверки составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, который также равен трем годам.

В случае возникшей  у налогового органа необходимости  получения информации о деятельности третьих лиц, связанной с проверяемым  налогоплательщиком, допускается истребование у этих лиц документов, имеющих  значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налоговой проверкой. Однако не следует считать встречную проверку самостоятельным видом налоговых проверок, поскольку ее назначение возможно исключительно в пределах осуществления камеральной или выездной налоговой проверки. Тем самым истребование документов у третьих лиц (встречная налоговая проверка) не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выездной налоговой проверки.

По общему правилу  запрещается проведение повторных  выездных налоговых проверок по одному и тому же объекту – налогу, подлежащему  уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:

1) проведение  налоговой проверки в связи  с реорганизацией или ликвидацией  организации-налогоплательщика; 

2) проведение  налоговой проверки вышестоящим  налоговым органом в порядке  контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первичную проверку.

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при проведении налоговых проверок служит установленный  ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда. Названный  принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников налоговых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику, плательщику сборов, налоговому агенту или их представителям, а также имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реализация принципа недопустимости применения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причиненных такими действиями. Неправомерными действиями сотрудников налоговых органов следует считать поступки, совершенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма вины, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вреда производится за счет средств казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Налоговые проверки подразделяются на два вида: камеральные  и выездные.

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально-обязанным лицом финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля – по мере предоставления отчетности.

Камеральная налоговая  проверка должна быть проведена в течение не более трех месяцев со дня сдачи налогоплательщиком в налоговый орган документов, являющихся объектами налогового контроля. Продление срока проведения камеральной проверки не допускается. Если налоговый орган не успел осуществить сопоставление данных финансовой отчетности налогоплательщика, то возможно назначение выездной налоговой проверки.

Объектом камеральной  налоговой проверки служит финансово-хозяйственная  деятельность проверяемого лица за отчетный налоговый период.

При проведении камеральной проверки налоговый  орган вправе не ограничиваться документами, предоставленными фискально-обязанным  лицом, и затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, свидетельствующие о добросовестном исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности.

Основным способом камеральной формы проверки является выборочный метод, предполагающий выверку  точно очерченного круга финансовых документов.

Результатом камеральной  налоговой проверки служит вывод  контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения. При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки налогоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов (сборов).

Выездная налоговая  проверка проводится по одному или  нескольким налогам на основании  решения налогового органа. Основным отличием выездной налоговой проверки от камеральной, служит место ее проведения, которым является место нахождения налогоплательщика либо место занятия им предпринимательской деятельностью.

Объектом выездной налоговой проверки выступают финансово-хозяйственные  операции налогоплательщика за весь отчетный период, но не более чем  за три года, предшествующие назначению данного вида проверки.

Выездная налоговая  проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются все документы  налогоплательщика, имеющие отношение  к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

Инициатором проведения выездной налоговой проверки может  быть исключительно руководитель (его  заместитель) налогового органа, который  и выносит соответствующее решение.

По общему правилу  налоговая проверка по месту нахождения налогоплательщика не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях допускается продление  процессуального срока проведения выездной налоговой проверки до трех месяцев.

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности: изымать документы, свидетельствующие  о факте налогового правонарушения; вызывать и допрашивать свидетелей; привлекать специалистов и (или) переводчиков; привлекать понятых; назначать экспертизу.

По окончании  выездной налоговой проверки контрольным  органом составляется справка о  проведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет  проверки и сроки ее проведения.

Не позднее двух месяцев после составления данной справки должностное лицо налогового органа обязано оформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта. В акте налоговой проверки фиксируются выявленные и документально подтвержденные факты налоговых правонарушений либо отсутствие фактов нарушения налогового законодательства. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен далее.

Организация налоговых  проверок включает в себя следующий перечень:

    • Истребование документов

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Документы представляются в виде заверенных должным образом  копий.

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых  при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

    • Выемка документов и предметов

При наличии  у осуществляющих проверку должностных  лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие  о совершении правонарушений, могут  быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов. Порядок проведения выемки регламентирован ст. 94 НК РФ.

Выемка документов и предметов производится в присутствии  понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В  необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о  производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у  которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

О производстве выемки изъятия документов и предметов  составляется протокол с соблюдением  требований, предусмотренных ст. 94, 99 НК РФ.

Изъятые документы  и предметы перечисляются и описываются  в протоколе выемки либо в прилагаемых  к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов.

В тех случаях, когда для проведения контрольных  мероприятий недостаточно выемки копий  документов налогоплательщиков и у  налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Информация о работе Налоговый контроль в Российской Федерации: основные тенденции развития