Налоговый контроль в Российской Федерации: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение процесса осуществления налогового контроля в РФ.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
- определение сущности налогового контроля, его составляющих;
- изучение форм и видов налогового контроля;
- дать характеристику деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль в РФ;
- выявить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля.

Содержание работы

Введение
1. Сущность «налогового контроля». Его формы и виды.
1.1 Понятие «налогового контроля»
1.2 Формы и виды налогового контроля
1.3 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля
2. Основные тенденции развития системы налогового контроля в РФ
2.1 Система органов налогового контроля в РФ
2.2 Повышение качества и эффективности налогового контроля
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль. курсовая.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Причем отделы досудебного аудита должны проводить  постоянный анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков и оспаривания  решений налоговых органов в  арбитражных судах, и если основанием для этого является низкое качество собранной доказательной базы, привлекать к ответственности специалистов и руководителей, совместно с контрольными и юридическими подразделениями вырабатывать единую стратегию и тактику проведения контрольных мероприятий.

Одним из резервов повышения качества контрольной  работы является более эффективное  использование возможностей информационных ресурсов налоговых органов. Ближайшая  задача — модернизация данных ресурсов, повышение мобильности их работы, включая автоматизацию отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, проведения предпроверочного анализа, взаимоувязки ресурсов между собой.

Работа по регистрации

Деятельность  ФНС России в сфере регистрации  в значительной степени ограничена. Это касается:

·  перечня оснований для отказа в государственной регистрации;

·  возможности проверки представляемых в ходе регистрации сведений;

·  отсутствия ответственности за представление ложных сведений и ответственности банков за открытие счетов по фиктивным документам.

Кроме того, недоработан  механизм исключения из государственных  реестров фактически не действующих  субъектов предпринимательства. Недостатки законодательства создают почву  для действий, направленных как на уклонение от уплаты налогов путем  создания фирм-однодневок, так и для рейдерства — процесса завладения чужой собственностью. А в реестрах содержатся огромные массивы информации о налогоплательщиках, которых фактически уже не существует.

Поскольку вопросы  изменения законодательства до сих  пор не урегулированы, ФНС России необходимо улучшить работу в рамках действующих нормативно-правовых актов.

Во-первых, в  целях обеспечения полноты и  актуальности сведений, включенных в  информационные ресурсы налоговых  органов, следует повысить эффективность  количественного и качественного анализа такой информации.

Во-вторых, продолжить деятельность по исключению недействующих  юридических лиц из Единого реестра  по упрощенной внесудебной процедуре. Активизировать работу с учредителями и руководителями организаций, долгое время не отчитывающихся и имеющих задолженность.

Что касается имущественных  налогов, то они значительно в  меньшей степени, чем ресурсные  платежи или налоги на прибыль  и НДС, зависят от мировой конъюнктуры  цен на углеводородное сырье и  от финансового состояния организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета. Особенно ярко это проявилось в условиях экономического кризиса. Динамика поступлений имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов.

Однако доля доходов от имущественных налогов  не слишком велика:

·  в бюджетной системе РФ — около 7%;

·  региональных бюджетах — до 14%;

·  бюджетах муниципальных образований — до 18%.

Около 70% всех поступлений  имущественных налогов обеспечивает налог на имущество организаций, земельный налог — 17%, транспортный налог с организаций и физических лиц — более 11%. А доля налога на имущество физических лиц не превышает 3%.

В структуре  налоговых поступлений зарубежных стран имущественные налоги имеют  больший вес, чем в России. В США указанный показатель составляет 9,2%, в Великобритании – 8,4%, в Канаде – 8,3%. В целом подходы к порядку взимания имущественных налогов в России и зарубежных странах во многом схожи: органы местного самоуправления устанавливают налоговые ставки и льготы по налогу. Определение налоговой базы является функцией органов государственной власти. Однако функции по ведению реестра объектов недвижимости, оценки их стоимости в России отданы различным ведомствам, а во многих зарубежных странах сконцентрированы в едином органе. Например, в США, Китае, Сингапуре, Австралии и в ведущих европейских странах оценку недвижимости для целей налогообложения осуществляют налоговые органы или специализированные оценочные агентства, находящиеся в ведении министерства финансов.

Таким образом, проблемы, касающиеся актуальности баз  данных, идентификации объектов недвижимости, информационного обмена между различными органами государственной власти, так  остро стоящие в России, в других странах уже решены.

В качестве основных путей совершенствования имущественного налогообложения и повышения собираемости имущественных налогов можно выделить следующие:

- вовлечь в  налоговый оборот максимально  возможное количество объектов  и субъектов обложения имущественными  налогами за счет обеспечения качественного информационного обмена между Росреестром, органами технической инвентаризации, органами местного самоуправления, налогоплательщиками.

- ввести единое  налоговое уведомление по уплате  налогов по всему недвижимому  имуществу, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.

- следует предусмотреть  освобождение от обложения налогом  на имущество организаций высокотехнологичного  оборудования в целях стимулирования  инновационного развития предприятий  всех отраслей экономики.

Главная стратегическая цель сегодня – добиться устойчивости формирования доходов бюджетной  системы и максимально снизить  влияние нефтяной конъюнктуры на поступление налогов.

Одним из приоритетных направлений работы должны стать  меры по увеличению роли имущественных налогов в доходах бюджета как стабильного источника поступлений.

Особое внимание необходимо уделять повышению открытости Федеральной налоговой службы и  упрощению налоговых процедур, включая  взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Так, уже сегодня  на всей территории РФ налоговые органы используют единый программный комплекс «Система электронной обработки данных» (ЭОД), с помощью которого обеспечивается автоматизация всех рабочих процессов. Для обработки больших массивов информации созданы специализированные ЦОД в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Кемерово и Нижнем Новгороде, в которых обеспечивается массовый ввод данных и печать документов. Создана разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура и сформированы информационные ресурсы, охватывающие все территориальные налоговые органы. Инспекции и управления оснащены современным оборудованием и вычислительной техникой. Все это позволило вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень. Однако информационные ресурсы не используются комплексно, содержат дублирующую и даже ошибочную информацию.

Должны получить развитие различные электронные сервисы, направленные на повышение открытости и упрощение налоговых процедур.

Улучшая качество и эффективность работы, внедряя  новые, передовые технологии, ФНС  России обязана решать главную задачу – обеспечивать доходы бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни российских граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Налоговый контроль — составная часть финансового и разновидность государственного контроля. Контроль рассматривается как самостоятельная функция управления. Приоритетность налогового контроля среди направлений контрольной деятельности обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, регионального и местных бюджетов. Кроме того, по численности контролируемых лиц он занимает одно из основных мест.

Налоговый контроль можно классифицировать по различным  направлениям, в том числе по видам, формам и методам. Содержание двух последних направлений раскрывается в главе 14 Налогового кодекса РФ, части.

В системе налогов  и сборов в Российской Федерации  работа, связанная с анализом и  прогнозированием, позволяет составлять полную и систематизированную информацию о ходе поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации, в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, в целях обеспечения исполнения доходной части федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу  соблюдения и исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов.

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают основное место, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.

Во многом эффективность  налогового контроля зависит от правильного  выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. Некоторые из них облекаются в форму ведомственных нормативных правовых актов, методических рекомендаций (указаний). В своей совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля. В этой связи следует отметить, что успех контрольной деятельности в сфере налогообложения во многом зависит от качества методик, рекомендуемых для использования должностными лицами налоговых органов.

Задачи по созданию конкурентоспособной, инновационной  экономики, переходу на более высокие  социальные стандарты для граждан  требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства. Одновременно необходимо улучшение делового климата в стране. Решение этих задач во многом зависит от результативности деятельности Федеральной налоговой службы. Для выполнения задач ФНС должна постоянно повышать качество налогового администрирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 : федер. закон : [принят Гос. думой 16 июл. 1998 г. : по состоянию на 3 июн. 2006 г.]
  2. Инструкция Государственной налоговой службы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" от 8.06.1995г. № 33 в ред. Приказа МНС РФ от 18.01.2002г. № БГ-3-21/22
  3. Указ Президента РФ от 23.05.94г. № 1006 «О проведении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» // Российские вести. - 1994. - 22 сент. - с.4. 
  4. Алпатов Ю.Ф. Повышение эффективности контрольной работы -важная задача налоговых органов. // Налоговый вестник.-1997.-№ 1.-с.3-8.
  5. Брысина Г.П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства. // Налоговый вестник.-1998.-№ 2.-с.60-61.
  6. Дадашев, А. З. Налоговый контроль в Российской Федерации / А. З. Дадашев, И. Р. Пайзулаев. – М.: КноРус, 2009. – 128 с.
  7. Искра, В. В. Налоговый контроль: Формы и методы проведения / В. В. Искра. – СПб: Университет, 2001. – 184 с.
  8. Макарьева В.И. Сущность камеральных и документальных проверок. // Налоговый вестник.-1997.-№ 11.- с.53-58.
  9. Миронов, О. А. Налоговое администрирование / О. А. Миронов, Ф. Ф. Ханафеев. – М.: Омега-Л, 2009. – 288 с.
  10. Налоги // Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 400с.
  11. Нестеров, Г. Г. Налоговый контроль / Г. Г. Нестеров, Н. А. Попонова, А. В. Терзиди. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.
  12. Ногина, О. А. Налоговый контроль: вопросы теории / О. А. Ногина. – СПб: Питер, 2002. – 160 с.
  13. Овчинникова, Н. О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов / Н. О. Овчинникова. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 284 с.
  14. Пономарев, А. И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебное пособие для вузов / А. И. Пономарев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352 с.
  15. Сажина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать. // Финансы. - 1996. - №7. с.20-23.
  16. Скрипниченко, В. А. Налоги и налогообложение / В. А. Скрипниченко. – СПб: Питер, 2010. – 464 с.
  17. Щербинин А.Т. Еще один этап организации налогового контроля.//Финансы. -1996.- № 4. - с.21-25.
  18. NALOGI.RU [Электронный ресурс] / Информационный портал. – Режим доступа: http://www.nalogi.ru/
  19. ГАРАНТ [Электронный ресурс] / Информационный портал. – М.: ООО НПП Гарант-Сервис, 2010. – Режим доступа: http://www.garant.ru/
  20. Российский налоговый курьер [Электронный ресурс] / Информационный портал. – М.: ООО Консультант Плюс, 2010. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  21. РБК [Электронный ресурс] / Информационный портал. – М.: ООО РосБизнесКонсалтинг, 2010. – Режим доступа: http://www.rbk.ru/

 

 


Информация о работе Налоговый контроль в Российской Федерации: основные тенденции развития