Налоговый контроль в системе налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения. В современных условиях в общей системе государственного финансового контроля ведущая роль принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 4
1 Теоретические аспекты осуществления налогового контроля…………
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля………………….
1.2 Формы, виды и задачи налогового контроля………………………..
1.3 Этапы и проблемы развития налогового контроля в законодательстве РФ……………………………………………………... 6
6
9
13
1 2 Современное состояние налогообложения в РФ………………………..
2.1 Анализ налогового контроля в системе налоговых отношений…...
2.2 Анализ проведения камеральных налоговых проверок и их значение для экономики страны………………………………………….
2.3. Анализ проведения выездных налоговых проверок……………….. 17
17
20
24
3 Перспективные направления организации контрольной работы в рамках развития налоговой системы РФ………………………………...
28
Заключение………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников………………………………………. 36

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...

  4

  1. Теоретические аспекты осуществления налогового контроля…………

1.1 Сущность и необходимость налогового контроля………………….

1.2 Формы, виды и задачи налогового контроля………………………..

1.3 Этапы и проблемы развития налогового контроля в законодательстве РФ……………………………………………………...

6

6

9

 

13

  1. 2  Современное состояние налогообложения в РФ………………………..

2.1 Анализ налогового контроля в системе налоговых отношений…...

2.2 Анализ проведения камеральных налоговых проверок и их значение для экономики страны………………………………………….

2.3. Анализ проведения  выездных налоговых проверок………………..

17

17

 

20

24

3  Перспективные направления организации контрольной работы в рамках развития налоговой системы РФ………………………………...

 

28

Заключение………………………………………………………………......

33

Список использованных источников……………………………………….

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения. В современных условиях в общей системе государственного финансового контроля ведущая роль принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.

Безусловно, основная функция Федеральной налоговой службы — контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. На сегодняшний день наиболее актуально решать эту задачу, как фискальными мерами, так и за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика. В последнее время налоговые органы все большее внимание уделяют повышению эффективности камеральных налоговых проверок, так как выездные налоговые проверки очень трудоемки, занимают много времени, в связи с чем, данной формой налогового контроля могут быть охвачены всего лишь 20-25 % налогоплательщиков. Остальные же, не являющиеся предметом столь пристального внимания налоговых органов, при отсутствии такой формы, как камеральная проверка, остались бы практически вне налогового контроля. Этого не происходит лишь благодаря камеральным проверкам, которым подвергаются практически все налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность. Следовательно, от эффективности камеральных налоговых проверок во многом зависит полнота и своевременность поступления налоговых доходов в бюджет страны. Среди налоговых проверок особую актуальность приобретает изучение правовых приемов и способов правовой регламентации и организации камеральных налоговых проверок как планового, индивидуального, повседневного контроля за деятельность налогоплательщиков по представленным в налоговые органы декларациям и иным документам финансовой отчетности.

В связи с усилением актуальности данного вопроса предметом исследования дипломной работы является налоговый контроль РФ.

Объектом исследования дипломной работы является существующая система контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, включающая контрольную деятельность налоговых органов.

Целью работы является анализ действующей системы проведения камеральных и выездных налоговых и разработка практических рекомендаций по совершенствованию процедуры проведения камеральных проверок.

Основными задачами дипломной работы являются:

  • рассмотрение теоретических аспектов налогового контроля;
  • изучение проблем, возникающих при проведении проверок;
  • проведение анализа действующих процедур проведения камеральных налоговых проверок;
  • разработка  основных направлений по совершенствованию порядка проведения камеральных налоговых проверок.

Для решения поставленных задач в первой главе дипломной работы были рассмотрены теоретические аспекты назначения, проведения и оформления результатов налоговых проверок, а также действующее законодательство, касающееся этих вопросов. Во второй главе – были проанализированы организационно-экономическая характеристика, а также результативность организации камеральных проверок в РФ.

В третьей главе дипломной работы были предложены рекомендации по совершенствованию действующих механизмов проведения камеральных налоговых проверок, а также рассчитан экономический эффект по рекомендуемым нововведениям.

1 Теоретические аспекты осуществления налогового контроля

1.1 Сущность и необходимость налогового контроля

 

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственного резервного долга, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ [1, 175-180].

Контроль представляет собой одну из форм управленческой деятельности, т.е. самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определённое содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах: широком и узком.

В широком аспекте налоговый контроль – совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов [1, 175-180].

В узком аспекте налоговый контроль – контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Налоговый контроль представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т.д. [1, 175-180].

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Предметом налогового контроля служат валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъектами налогового контроля выступают налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счётная палата РФ и Министерство Финансов России.

Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. В системе правоотношений, складывающихся в сфере налогового контроля, эти субъекты становятся адресатами властных предписаний, что и обуславливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения [1, 175-180].

Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения.

Налоговый контроль распространяется на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.

Выполнение основной цели налогового контроля осуществляется путём решения определённых задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

1) обеспечение экономической безопасности  государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

2) надлежащий контроль за формированием  государственных доходов и рациональным их использованием;

3) улучшение взаимодействия и  координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

4) проверка выполнения финансовых  обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

5) проверка целевого использования  налоговых льгот;

6) пресечение и предупреждение  правонарушений в налоговой сфере.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдении экспортных и импортных квот и т.д.). Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством, уплату налогов и иных обязательных платежей, соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учёта, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит о качества организации бухгалтерского и налогового учёта.

 

 

1.2 Форма, виды и задачи налогового контроля

 

Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приёмы, средства или способы, применяемые при выполнении контрольных функций.

Форма налогового контроля – способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий [1, 175-180].

Основными формами налогового контроля являются:

1) проверки;

2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков  сборов;

3) проверки данных учёта и  отчётности;

4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения  дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ).

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильности выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приёмов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т.е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов. Применение определённой формы зависит от и от других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учёта; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т.д.

Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп [1, 175-180].

1. По времени проведения налоговый  контроль подразделяется на:

а) предварительный налоговый контроль, который проводиться до отчётного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменения срока уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий налоговых законопроектов; при введении в действие  новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Внешне результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т.д.;

б) текущий налоговый контроль, который проводится во время отчётного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учётах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны; 

Информация о работе Налоговый контроль в системе налоговых отношений