Налоговый контроль в системе налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения. В современных условиях в общей системе государственного финансового контроля ведущая роль принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 4
1 Теоретические аспекты осуществления налогового контроля…………
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля………………….
1.2 Формы, виды и задачи налогового контроля………………………..
1.3 Этапы и проблемы развития налогового контроля в законодательстве РФ……………………………………………………... 6
6
9
13
1 2 Современное состояние налогообложения в РФ………………………..
2.1 Анализ налогового контроля в системе налоговых отношений…...
2.2 Анализ проведения камеральных налоговых проверок и их значение для экономики страны………………………………………….
2.3. Анализ проведения выездных налоговых проверок……………….. 17
17
20
24
3 Перспективные направления организации контрольной работы в рамках развития налоговой системы РФ………………………………...
28
Заключение………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников………………………………………. 36

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

в) последующий налоговый контроль, который проводится после завершения отчётного периода путём анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

Главной целью последующего финансового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методиками всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчётного налогового периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются налоговые правонарушения и в конечном итоге закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанного лица за определённый период и позволяет определить степень эффективности проведённых ранее предварительного и текущего контроля.

2. В зависимости от субъектов выделяют контроль:

а) налоговых органов;

б) таможенных органов;

в) органов государственных внебюджетных фондов.

3. В зависимости от места проведения  выделяют налоговый контроль:

а) выездной – в месте расположения налогоплательщика;

б) камеральный – по месту нахождения налогового органа.

К числу задач налогового контроля относятся:

1) неотвратимое наказание нарушителей  законодательства о налогах и  сборах;

2) обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения  налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);

3) предупреждение нарушений законодательства  о налогах и сборах, а также  возмещение ущерба, причиняемого  государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей [1, 175-180].

Также содержание налогового контроля включает:

1) проверку выполнения физическими  лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;

2) проверку постановки на налоговый  учет и исполнение налогоплательщиками связанных с этим обязанностей;

3) проверку правильности ведения  бухгалтерского (налогового) учета, своевременности  представления налоговых деклараций  и достоверности содержащихся в них сведений;

4) проверку соответствия расходов  физических лиц их доходам;

5) проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

6) проверку соблюдения налогоплательщиками  и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;

7) проверку соблюдения банками  обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

8) предупреждение и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах;

9) выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

10) выявление нарушителей налогового  законодательства и привлечение их к ответственности;

11) возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате  неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными  лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Налоговый контроль является неотъемлемым элементом функционирования налоговой системы, нормального пополнения бюджета страны, бюджетной политики.

 

 

1.3 Этапы и проблемы развития налогового контроля в законодательстве РФ

 

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой.  Она базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма [3].

Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но, все же, далека от ожидаемой. Во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах. В связи с этим возрастает значение повышение эффективности  деятельности органов налогового  администрирования и контроля.

В редакции Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2007 года, появилось следующее определение налогового контроля, под которым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ [3].

 В научной литературе налоговый  контроль определяется как деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения.

Как известно, органы налогового контроля  являются  основным несущим элементом всего механизма государственного управления в финансовой сфере.

В мировой практике существуют различные варианты организации налоговых органов и их подчинения. В одних странах они обладают самостоятельным статусом (Австралия, Китай, Япония), в других являются структурными подразделениями финансовых органов (Италия, Франция, Швейцария, США) или подчинены уполномоченному органу, ведающему государственными доходами (Казахстан). В отдельных государствах существует разделение налоговых администраций по линиям прямых и косвенных налогов, например, в Таиланде наряду с Налоговым департаментом существует Департамент акцизов. Возможно разделение полномочий по взиманию налогов между налоговыми администрациями различных уровней. В Канаде Министерство доходов Квебека взимает на территории провинции наряду с провинциальными налогами также и федеральные налоги, при том, что на остальной территории страны налоги взимаются Канадским агентством таможен и сборов. В некоторых странах, например в Австрии, собственно налоговые органы отсутствуют, поэтому взимание налогов осуществляется финансовыми дирекциями и службами, которые являются структурными подразделениями Министерства финансов [4].

В мировой практике осуществления налогового контроля, можно выделить три этапа развития. Каждый последующий этап отличался от предыдущего, прежде всего, дальнейшим совершенствованием налоговых механизмов и повышением значения налогов как источников государственных доходов, а также развитием системы органов государственного управления и налогового контроля как их составляющей части.

На первом этапе (период ранних государств) возникает установление первых, достаточно примитивных и преимущественно натуральных, налогов, а также бессистемное их взимание. Фактически внутри государства отсутствует специализированный орган ответственный на постоянной основе за пополнение казны государства. Впрочем, это объясняется и отсутствием аппарата государственного управления вообще.

На втором этапе, по мере развития и укрепления государственного аппарата, происходит централизация и усиление осуществления налогового контроля. Начинают создаваться специализированные органы государственного аппарата, государство начинает рассматривать ведение налогового контроля как один из способов обеспечения своей финансовой и политической независимости, укрепления государственного устройства и пресечения сепаратистских настроений отдельных территорий. Данный этап в развитии налогообложения также характеризуется повышением роли налогов в доходах государства и относительной стройностью системы их взимания. Именно на этот период приходится формирование первых в мире современных налоговых систем.

На третьем этапе развития налогового контроля выявлен переход к децентрализации системы органов его осуществляющих в случае, если государство имеет федеративную систему государственного устройства и управления. Для данного этапа характерно наделение региональных и местных властей органами, позволяющими самостоятельно контролировать собираемость региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта или региона. Указанный аспект позволяет региональным и местным властям осуществлять формирование доходной части бюджета самостоятельно, без привлечения поддержки со стороны центральной власти. Начинают складываться механизмы контроля за сведениями, предоставляемыми для целей расчета и уплаты налога. Указанный этап берет свое начало в XIX в. Наиболее показательным на данном этапе становится дальнейшее развитие института подоходного налогообложения и его роли как элемента социального регулирования. Причем на новых принципах, связанных с дифференцированным подходом к определению размера налога не на основе происхождения или социального положения плательщика, а на основе его реального дохода. В современной России налоговые органы – это система государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах [5].

В Российской Федерации  определился  следующий подход к формированию службы налогового контроля как единой структуры на уровне всего государства. То есть, несмотря на трехуровневую систему налогообложения, имеющую место в нашей стране в современный период, налоговый контроль на каждом уровне осуществляется органами, входящими в единую централизованную структуру налоговых органов.

2 Современное состояние налогового контроля в РФ

2.1 Анализ налогового контроля в системе налоговых отношений

 

Налоговый контроль – это совокупная система действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально-обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства РФ. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл. 14 НК РФ [2].

Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного поступления налогов и сборов в бюджет, государственные внебюджетные фонды.

Целями мероприятий налогового контроля являются:

1) выявление налоговых правонарушений  и налоговых преступлений;

2) предупреждение их совершения в будущем.

В НК РФ термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как равнозначные. Например, п. 2 ст. 101 НК устанавливает, что по результатам рассмотрения материалов проверки налогового органа может быть вынесено решение о привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; ст. 107 предусматривает возможность привлечение организаций и физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений [2].

Так как, нормы налогового права, как и другие нормы права являются разновидностью социальных норм, наиболее значимыми являются две формы реализации: позитивная (добровольная, активная) и негативная (государственно-принудительная).

Для позитивной ответственности достаточно формального основания, так как она возникает не на основе налогового правонарушения, а в силу добровольного выполнения субъектам налогового права своих обязанностей.

По времени реализации позитивная ответственность предшествует негативной.

Нарушение норм налогового права обуславливает существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, в качестве реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица претерпевать карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме имущественных лишений.

Во-вторых, налоговая ответственность может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.

Таким образом, налоговая ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и право-восстановительной (компенсационной).

Таким образом, значение налогового контроля трудно переоценить. От него зависит функционирование всей налоговой системы, пополнение государственного бюджета [6].

Налоговый контроль осуществляют специальные организации – налоговые инспекции.

Система управления налогообложением в РФ представляет собой единую централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу: инспекции федерального, межрегионального, регионального, межрайонного и районного уровней. При этом каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Центральным органом управления налоговой системой в России является Министерство Финансов РФ (далее МинФин). МинФин осуществляет общее руководство налогообложением, издаёт в пределах своей компетенции правоустанавливающие документы в области бухгалтерского учёта и налогообложения.

Информация о работе Налоговый контроль в системе налоговых отношений