Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 09:50, курсовая работа
Социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения. В современных условиях в общей системе государственного финансового контроля ведущая роль принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.
Введение……………………………………………………………………... 4
1 Теоретические аспекты осуществления налогового контроля…………
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля………………….
1.2 Формы, виды и задачи налогового контроля………………………..
1.3 Этапы и проблемы развития налогового контроля в законодательстве РФ……………………………………………………... 6
6
9
13
1 2 Современное состояние налогообложения в РФ………………………..
2.1 Анализ налогового контроля в системе налоговых отношений…...
2.2 Анализ проведения камеральных налоговых проверок и их значение для экономики страны………………………………………….
2.3. Анализ проведения выездных налоговых проверок……………….. 17
17
20
24
3 Перспективные направления организации контрольной работы в рамках развития налоговой системы РФ………………………………...
28
Заключение………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников………………………………………. 36
Существующий сегодня на сайте www.nalog.ru сервис «Личный кабинет» необходимо преобразовать в ключевое средство взаимодействия между Федеральной налоговой службой и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами). Для всех категорий налогоплательщиков должен отражаться полный набор сведений о взаимоотношениях с налоговыми органами (декларации, платежи, состояние расчетов с бюджетом, уведомления). В результате будет обеспечена возможность бесконтактного взаимодействия с налоговой службой по всем видам налоговых процедур (представление отчетности, проведение зачетов, истребование документов, электронные платежи и т.д.). Естественно, что в законодательство необходимо внести все изменения, предусматривающие регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде.
Также, в разрезе совершенствования контрольной работы налоговых органов необходимо уделить внимание повышению эффективности налоговых проверок. В части повышения эффективности камеральной налоговой проверки необходимо максимально автоматизировать работу инспектора камеральной проверки.
Если все процедуры, для которых это возможно, автоматизировать, то это будет большое подспорье инспектору, для того чтобы провести проверку качественно и в короткие сроки.
Работая с декларацией, ее можно не брать из библиотеки текущего делопроизводства, а проводить камеральный контроль в электронном виде. Система покажет все расхождения как внутри документа, так и между данными разных документов, которые представил и сам плательщик, и внешняя организация. И только если нужно уточнить какие-то данные по первичному источнику, в том случае если инспектор сомневается, в ту ли графу или строку они попали, та ли цифра и т. д., только тогда можно затребовать этот документ.
Кроме того, инспектор также может оформить результаты камерального контроля без привлечения бумажных носителей, потому что впервые разрешено им оставлять у себя бумажные документы, подписанные инспектором по факту проведения контроля. То есть если, например, инспектор проверил за день ряд предприятий и не увидел никаких признаков нарушения, т. е. он согласен с тем, что начислил налогоплательщик, то одним документом выводится все, что проверено, и фиксируется факт контроля и отсутствие разногласий. Раньше нужно было перенести все данные в декларацию и получить подпись налогоплательщика. Такие, достаточно серьезные, мероприятия создают условия для более широкого внедрения автоматизированных методов.
Декларации не должны храниться в отделе камерального контроля. Это не их место. Ни в коем случае отдел не должен нести ответственность за их сохранность, не должен выступать единовластным хозяином декларации. Это все нужно передавать в текущее делопроизводство.
Ответственный за хранение деклараций – отдел общего обеспечения. А отдел камерального контроля – на правах всех остальных отделов, сотрудники которых могут приходить в отдел общего обеспечения, в библиотеку этих деклараций и по библиотечному принципу фиксации факта получения и сдачи назад получать эти бумажные декларации.
В части повышения эффективности выездной налоговой проверки необходимо уделить внимание, в частности, предпроверочному анализу, который должен проводиться еще до выхода на выездную проверку, плюс предпроверочный анализ, который должен проводиться уже с учетом имеющейся о налогоплательщике информации, с тем, чтобы определить первоочередные и наиболее перспективные направления проверки.
Проще говоря, чтобы определить наиболее вероятные места, где возможны нарушения со стороны налогоплательщиков. Здесь необходимо использовать как внешнюю информацию, так и методы вероятностного анализа.
Предпроверочный анализ представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью выбора оптимального направления выездной налоговой проверки организации.
В отношении организаций включенных в план проведения выездных налоговых проверок, на основании налоговых деклараций, данных бухгалтерской отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится предпроверочный анализ, в том числе с использованием специальных компьютерных программ.
На данном этапе предпроверочной подготовки лицом, ответственным за проведение выездной налоговой проверки, анализируются: уровни и динамика финансовых, налоговых и экономических показателей деятельности налогоплательщика - организации; изменения структуры бухгалтерского баланса; показатели ликвидности баланса и финансовой устойчивости организации.
В целях принятия обоснованного решения о категории выездной налоговой проверки и выбора эффективного направления ее проведения по конкретному налогоплательщику-организации необходимо проведение углубленного финансово-экономического анализа показателей его деятельности, который должен включать следующие стадии:
- формирование системы комплексных аналитических показателей, характеризующих основные итоги деятельности организации;
- проведение расчетов и оценки динамики ряда аналитических (абсолютных и относительных) показателей.
- анализ финансовых результатов деятельности организации и ее финансового состояния, строящийся на основе ретроспективной оценки относительных показателей и соблюдения платежной дисциплины по налогам, а также на значительных искажениях и нетипичных обстоятельствах;
- формирование выводов (заключения) по проведенному анализу, включающих оценку обнаруженных ошибок и искажений с точки зрения их существенного влияния на финансовые результаты;
- разработка плана действий (стратегии) по проведению выездной налоговой проверки, нацеливающего усилия проверяющего на основные направления предстоящего налогового контроля, в которых на этапах планирования проверки и предпроверочного анализа установлены значительные риски возникновения существующих ошибок (искажений). Следует выбирать те формы и методы налогового контроля, которые обеспечат наибольшую эффективность проверки при минимальном расходе времени.
Для проведения эффективного предпроверочного анализа, по нашему мнению, должны решаться следующие задачи:
- оценка уровней и динамики изменения основных финансово - экономических показателей налогоплательщика - юридического лица;
- определение влияния факторов и тенденций на отклонение фактического уровня показателей от уровня предыдущего года;
- сравнение показателей деятельности анализируемой организации с аналогичными показателями других организаций того же профиля.
В целях осуществления указанных задач, методика предпроверочного анализа должна реализовываться посредством разностороннего анализа взаимосвязанных показателей по двум основным направлениям.
Заключение
Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок. Важнейшей и эффективной формой налогового контроля является камеральная налоговая проверка. Подобная форма оперативного реагирования направлена в первую очередь на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере на их начальной стадии. Несмотря на принимаемые со стороны контролирующих органов меры, остаются проблемными и актуальными вопросы уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, усложняются принимаемые нарушителями налогового законодательства формы и способы занижения налогооблагаемой базы.
Кроме того, на этапе углубленной
камеральной проверки могут
Предусмотренные в ст. 88 Налогового кодекса РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых приведет к доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций. Очевидно, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое, налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы, а значит и налоговые поступления в бюджет страны.
В настоящее время проведение эффективной камеральной проверки возможно благодаря наличию у налоговых органов прав на истребование дополнительных документов у налогоплательщиков, их контрагентов и банков. Проверка налоговой декларации даже с учетом анализа динамики показателей не может вскрыть саму схему уклонения от налогообложения, а либо выявляет очевидные ошибки и нарушения, либо является поводом для так называемой углубленной проверки с истребованием документов.
Поэтому на данном этапе развития налогового контроля в отношении процедуры проведения камеральных проверок необходимо уделить внимание следующим вопросам:
- автоматизации работы налоговой службы как в части возложения на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведения нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирования отчетности по налоговым органам, так и в части создания автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами. Это позволит оперативно контролировать движение средств налогоплательщиков и осуществлять операции по их лицевым счетам;
- необходимо продолжать устранять пробелы и несоответствия, выявленные при практическом применении НК РФ, также совершенствовать налоговое администрирование, в частности, процедуру проведения камеральной налоговой проверки;
- необходимо контролировать и стимулировать работу налоговых инспекторов. Создать условия для равномерного распределения нагрузки, а также обеспечить достойное вознаграждение за проделанную работу;
снизить бумажный документооборот, перейдя на электронный обмен;
Таким образом, относительно камеральных проверок в первую очередь: проверка полноты представленных документов, правильности заполнения деклараций и арифметических расчетов, а во вторую - глубокая проверка с элементами анализа представленных налогоплательщиком сведений, позволяющая на основании неполной информации судить о степени достоверности данных и при необходимости назначать полноценную выездную проверку.
Несомненно, в настоящий момент разумно применять второй подход, так как он соответствует интересам как налогоплательщиков, у которых станет меньше выездных проверок, так и государства, которому потребуется меньше ресурсов на налоговый контроль.
Список использованных источников
Информация о работе Налоговый контроль в системе налоговых отношений