Налоговый контроль в системе налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Социальное государство, взимая налоги с населения, значительную их часть перераспределяет в пользу самого населения. В современных условиях в общей системе государственного финансового контроля ведущая роль принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 4
1 Теоретические аспекты осуществления налогового контроля…………
1.1 Сущность и необходимость налогового контроля………………….
1.2 Формы, виды и задачи налогового контроля………………………..
1.3 Этапы и проблемы развития налогового контроля в законодательстве РФ……………………………………………………... 6
6
9
13
1 2 Современное состояние налогообложения в РФ………………………..
2.1 Анализ налогового контроля в системе налоговых отношений…...
2.2 Анализ проведения камеральных налоговых проверок и их значение для экономики страны………………………………………….
2.3. Анализ проведения выездных налоговых проверок……………….. 17
17
20
24
3 Перспективные направления организации контрольной работы в рамках развития налоговой системы РФ………………………………...
28
Заключение………………………………………………………………...... 33
Список использованных источников………………………………………. 36

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Функции обеспечения поступления налогов, сборов и налогового администрирования возложены на Федеральную налоговую службу. Основным звеном, обеспечивающим практический сбор налогов и сборов являются налоговые инспекции (инспекции ФНС) городов краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского и областного подчинения, районные и межрайонные. Они занимают нижнюю ступеньку в иерархии и выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства. Они имеют следующую типовую структуру [7].




 

 



 


 

 

Рисунок 1 – Организационная структура налоговой инспекции

 

Реорганизация и ликвидация Инспекции производится в соответствии с актами Министерства в установленном действующим законодательством порядке.

 

 

2.2 Анализ проведения камеральных налоговых проверок и их значение для экономики страны

Налоговая проверка – основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением исполнения законодательства о налогах и сборах, и осуществляемая посредством сопоставления отчётных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности [8, 356-363].


 


 


 


 

 

Рисунок 2 – Виды налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ), проверка предоставляемой организациями в налоговый орган отчётности и документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налога. Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ) [2].

Камеральная проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговой декларации или расчета (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ) [2].

Таким образом, представители налоговых органов обязаны провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета).

О начале камеральной проверки налогоплательщика извещать налоговые инспектора не будут и это абсолютно законно, т.к. НК РФ не обязывает налоговых инспекторов извещать налогоплательщика о проведении камеральной проверки поданных налоговых деклараций (расчетов). Фактически, проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.

Камеральную проверку проводит только та налоговая инспекция, в которую подана декларация или расчет и только по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст. 88 НК РФ). При этом специальное решение руководителя налогового органа для проведения проверки не требуется [9].

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика, налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. После окончания камеральной проверки составляется акт о результатах проверки [10, 110-119].

Так, при составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

- акт составляется в двух  экземплярах по утвержденной  форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения (п. п. 3, 4 ст. 100 НК РФ, п. 2.3 Требований к составлению акта налоговой проверки);

- акт подписывается инспектором  и проверенным налогоплательщиком или его представителем (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. п. 1.10, 2.1 Требований к составлению акта налоговой проверки);

- инспектор должен составить  акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);

- экземпляр акта в течение  пяти рабочих дней с даты  его составления вручается налогоплательщику  или его представителю (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Камеральная проверка является существенным источником пополнения бюджета. В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии. В ее ходе, безусловно, не всегда бывает возможным выявить преднамеренные нарушения налогового законодательства, ошибки в исчислении налогооблагаемой базы, вызванные «внутренними» ошибками в ведении бухгалтерского учета, однако обнаружение в ходе камеральных налоговых проверок ошибок в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дает существенную прибавку в платежах в бюджет [15].

Рисунок 3 – Количество проведенных налоговых проверок.

По данным рисунка 3 видно, что в 2010 году наблюдался резкий скачок числа проведенных камеральных проверок. Это обусловлено тем, что  на фоне увеличения общего числа налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей и организаций также значительно возросло количество подаваемых физическими лицами деклараций по форме 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. Произошло это благодаря активно проводимой политике государства по легализации доходов физическими лицами, то есть при покупке и продаже имущества налогоплательщики обязаны были подавать декларации по форме 3-НДФЛ, а также сообщать сведения о предполагаемом доходе (форма 4-НДФЛ). Кроме того, увеличилось количество организаций и соответственно, количество выездных проверок. Данные, поясняющие рисунок 2 представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика отношения камеральных проверок к общему числу налоговых проверок, %

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп роста, %

2012 г. к 2010 г.

Отношение камеральных налоговых проверок к общему числу налоговых проверок

99,86

99,84

99,84

84,74


 

Исходя из данных рисунка 2 и таблицы 1 можно отметить, что количество камеральных налоговых проверок снизилось как в абсолютном, так и в относительном выражении.

 

 

2.3 Анализ   проведения   выездных   налоговых   проверок  и  их значение для экономики страны

 

Проведение выездной налоговой проверки регламентируется статьей 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка, как и камеральная, - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ), целью которой является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ) [11, 5-12].

Но из этого правилам есть и исключения:

1) проведение выездной проверки  в отношении крупнейшего налогоплательщика - решение о проведении проверки выносит соответствующая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам (абз. 2 п. 2 ст. 89 НК РФ);

2) проведение самостоятельной выездной проверки филиала или представительства организации - решение о проведении выездной проверки выносит налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (абз. 3 п. 2 ст. 89 НК РФ). [2]

Выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, что следует из ее названия (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но если налогоплательщик не может предоставить инспекторам помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ). Для этого налогоплательщик обязан написать в налоговую инспекцию заявление с указанием причин, по которым налогоплательщик просит провести выездную проверку на территории налоговой инспекции. Одной из причин может являться то, что офис налогоплательщика не дает возможности разместиться проверяющим [12].

Предметом выездной проверки выступает проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговики вправе проверять все или несколько налогов одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ). При получении налогоплательщиком решения о проведении выездной проверки нужно помнить, что проверка ограничена проверяемым периодом. По общему правилу налоговые инспекторы могут проверить налоги только за период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Но, как и из любого правила, у этого тоже есть исключения: при повторной выездной проверке в связи с подачей уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате, проверять можно только период, за который подана декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ), даже если он выходит за пределы трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. В независимости от того, в какую сторону корректируется ранее заявленный налог. Кроме того, налоговые инспекторы не вправе в рамках выездных проверок проверять дважды один и тот же период по конкретному налогу (абз. 1 п. 5 ст. 89 НК РФ). Из этого правила также предусмотрен ряд исключений. Второй раз проверить один и тот же период можно, если:

- проводится повторная выездная  проверка (абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);

- проводится выездная проверка  в связи с реорганизацией или  ликвидацией организации-налогоплательщика (п. 11 ст. 89 НК РФ);

- общая выездная проверка организации  с учетом обособленных подразделений проводится после самостоятельной выездной проверки филиала (представительства) или наоборот (абз. 3 п. 5, абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

По общему правилу есть два месяца для проведения выездной проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок начинает исчисляться с даты вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о проведении выездной проверки. Окончание срока определяется днем составления справки о проведенной выездной проверки (п. п. 1, 8 ст. 89 НК РФ). На этот срок время нахождения проверяющих на территории налогоплательщика не влияет [12].

Этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев, а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, общая продолжительность выездной проверки может составить год и три месяца. Все эти действия оформляются соответствующими решениями.

За эти два месяца представители налоговых органов должны провести все мероприятия налогового контроля, а после его истечения покинуть территорию налогоплательщика. Проведение мероприятий налогового контроля за рамками срока выездной проверки в некоторых случаях приводит к тому, что полученные в ходе этих мероприятий доказательства признаются недопустимыми (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Представителям налоговых органов запрещается проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года:

- в отношении налогоплательщика  в целом (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ);

- в отношении филиала или  представительства налогоплательщика-организации (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ). В данном случае имеются в виду самостоятельные выездные проверки указанных обособленных подразделений.

В ходе проверки налоговые инспекторы изучают первичные учетные документы, хозяйственные договора, налоговые и бухгалтерские регистры (ст. 93 НК РФ), опрашивают работников налогоплательщика, в том числе руководителя организации и главного бухгалтера (ст. 90 НК РФ), проводят осмотр помещений (ст. 92 НК РФ). Проверка может быть как выборочная (проверяющие смотрят только определенные документы), так и сплошная [12].

Налогоплательщики при проведении проверки обязаны выполнять все законные требования налоговых органов и не имеют права препятствовать законной деятельности налоговых инспекторов при исполнении ими своих служебных обязанностей (ст. 23 НК РФ) [2].

Все эти изменения приводят к тому, что средств в федеральный бюджет РФ перечисляется меньше, чем в прошлые годы, что ведёт к дефициту бюджета. Это приводит к тому, что государство сковано в действиях, носящих финансовый характер.

На основании анализа цифровых данных можно сделать вывод, что даже такое маленькое звено влияет на всю налоговую систему в целом. Система собираемость налогов должна быть отлажена на всех уровнях налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

3 Перспективные направления организации контрольной работы в рамках развития налоговой системы России

 

Совершенствование контрольной работы налоговых органов один из важнейших элементов развития налоговой системы страны.

В связи с повышением эффективности контрольной работы налоговых органов особое внимание необходимо уделять повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком.

Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов. Уже сегодня на всей территории России налоговые органы используют единый программный комплекс - систему «Электронной обработки данных» (ЭОД) с помощью которой обеспечивается автоматизация всех рабочих процессов. Создана разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура и сформированы информационные ресурсы, охватывающие все территориальные налоговые органы. Инспекции и управления оснащены современным оборудованием и вычислительной техникой. Тем не менее, уже очевидно, что архитектура программного комплекса ЭОД морально устарела и не обеспечивает в полной мере соблюдения регламентов и процедур налогового администрирования. В целях совершенствования электронного документооборота должны получить развитие различные электронные сервисы, направленные на повышение открытости и упрощение налоговых процедур.

Информация о работе Налоговый контроль в системе налоговых отношений