Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:27, курсовая работа
Отношение к налогам во все времена было не однозначным. Одни исследователи соглашались с тем, что налоги это неизбежное зло, в связи с чем, они должны быть минимальны. Другие - отводили налогам не только роль источника формирования доходной части бюджетов различных уровней, но и инструмента регулирования социально-экономических процессов. Богатый мировой исторический опыт и имеющиеся теоретические исследования свидетельствуют о том, что эффективная налоговая политика государства может способствовать ускорению темпов и улучшению тенденций социально-экономического развития.
CoolReferat.com
ВВЕДЕНИЕ
Отношение к налогам во все времена было не однозначным. Одни исследователи соглашались с тем, что налоги это неизбежное зло, в связи с чем, они должны быть минимальны. Другие - отводили налогам не только роль источника формирования доходной части бюджетов различных уровней, но и инструмента регулирования социально-экономических процессов. Богатый мировой исторический опыт и имеющиеся теоретические исследования свидетельствуют о том, что эффективная налоговая политика государства может способствовать ускорению темпов и улучшению тенденций социально-экономического развития. В настоящее время, в экономической теории достаточно подробно изучено влияние налогов и налоговой политики на социально-экономические процессы, определены научно-прикладные рекомендации по эффективной реализации налоговой политики с учетом конкретных условий. Одним из важных выводов, вытекающих из экономической теории, является необходимость обеспечения полноты и своевременности поступления законно установленных налогов и сборов в бюджетную систему. В случае невыполнения данного условия могут возникнуть системные искажения, не способствующие достижению поставленных перед налоговой политикой целей. В связи с этим, возникает необходимость организации системы государственного налогового контроля, позволяющей противодействовать в различных формах противоправным действиям налогоплательщиков, стремящихся избежать законно установленные налоговые обязательства.
Налоги, являясь инструментом перераспределения ресурсов хозяйствующих субъектов в пользу публичного субъекта (субъектов) общественных отношений, во все времена вызывали желание их не платить. Вот почему установление налогов как института обязательных платежей, как правило, везде и всегда сопровождалось организацией институтов их принудительного взимания. Российская Федерация не является в этом вопросе исключением. В целях предупреждения фактов уклонения от уплаты налогов и в целях обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджетную систему государства в нашей стране организована определенная система налогового контроля, основным субъектом которой являются налоговые органы в лице Федеральной налоговой службы.
К сожалению, отечественная налоговая система в целом и система налогового контроля в частности имеют значительное количество проблем, к числу которых необходимо отнести такие как: широкое распространение фактов уклонения от уплаты налогов, отсутствие действенного механизма для эффективного предотвращения налоговых преступлений, высокий уровень налогового бремени, отсутствие стимулов для осуществления эффективной производственной деятельности, сложность налоговой системы, ее нестабильность, а также то, что она не отвечает принципам справедливости и равенства налогообложения. Все вышесказанное, а также результаты экспертных оценок масштабов уклонения от уплаты налогов в Российской Федерации и результаты работы налоговых и правоохранительных органов свидетельствуют о том, что система государственного налогового контроля не достаточно эффективна и необходима разработка комплекса научно-практических рекомендаций, способствующих как совершенствованию системы государственного налогового контроля, так и налоговой системы государства в целом.
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем фактом, что камеральная налоговая проверка как одна из форм налогового контроля занимает особое место и является существенным элементом эффективного функционирования финансовой системы и экономии страны в целом.
Настоящая работа имеет целью обобщение и анализ законодательного материала, регулирующего налоговый контроль и налоговые проверки в Российской Федерации, выявление возникающих в процессе осуществления проблем и выработку рекомендаций для их решения.
Объект исследования – ООО «ТД Престиж».
Предмет исследования –
Налоговый контроль занимает особое место в государственном финансовом контроле и является существенным элементом и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Это вызвано следующими факторами:
- за счет налогов формируется 80% - 85% общего объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, и в связи с этим значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет его первостепенное значение. Объем налоговых поступлений в доходную часть бюджета во временном разрезе зависит как от темпов развития экономики, так и от изменений в налоговом и бюджетном законодательстве;
- налоговый механизм используется в регулировании экономики. Следовательно, мероприятия налогового контроля выявляют и представляют информацию законодательным органам власти о реализации на практике тех или иных принятых законов. Например, при налоговой проверке правильности исчисления налога на добавленную стоимость можно определить, как ставка налога 0 % стимулирует развитие внешнеэкономической деятельности [2].
Сущность налогового контроля можно рассматривать двояко:
- как функцию и элемент государственногоуправления финансами и экономикой;
- как особую деятельность по исполнению законодательства по налогам и сборам.
Двойственная природа налогового контроля обусловлена тем, что, с одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов - возможности количественного отражения налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями государства, выявления необходимости изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги - это принудительные денежные отношения, и налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, то есть контроль внутренне присущ данной экономической категории и необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию - образование денежных фондов государства.
С момента введения налоговой системы и до января 2007 года в налоговом законодательстве отсутствовало определение налогового контроля. В результате анализа работ специалистов по налогообложению можно выделить три основных точки зрения по этому вопросу [4]. Первая состоит в том, что налоговый контроль рассматривается как специфическая деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства. Другая точка зрения - налоговый контроль является совокупностью действий, приемов, операций, способов проверки соблюдения налогового законодательства. И, наконец, ряд специалистов подходят к определению налогового контроля более системно. Они подчеркивают, что налоговый контроль следует рассматривать в нескольких аспектах - организационном, методическом, техническом и других.
Официальное определение налогового контроля приведено в статье 82 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2007 г.: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ» [1].
Исходя из определения налогового контроля можно сформулировать его цели:
- установление правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками налогов и сборов;
- проверка исполнения обязанными лицами обязательств, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- выявление налоговых правонарушений и иных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Именно поэтому проведение налоговыми органами иных проверок налогоплательщика, которые не обусловлены законодательством о налогах и сборах, неправомерно. Так, не соответствуют налоговому законодательству действия должностных лиц налоговых органов по проведению «проверок финансово-хозяйственной деятельности» организаций или по «анализу производственных показателей ее деятельности», без рассмотрения исполнения этой организацией соответствующих налоговых обязательств.
Налоговый контроль представляет собой систему мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления и является завершающей стадий налогового администрирования.
Объектом налогового контроля являются отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Предметом налогового контроля выступает законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, оптимальность и другие аспекты налогового контроля.
Согласно части первой Налогового кодекса РФ субъектами налогового контроля (органами, участвующими в осуществлении налогового контроля) являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения, таможенные органы (ст. 34 НК РФ) и финансовые органы (ст. 34.2 НК РФ). Они должны действовать в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 82 НК РФ определяет формы налогового контроля: налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. В литературе по налогообложению нет четких определений форм и методов налогового контроля. По мнению ряда авторов к формам налогового контроля следует отнести:
- учет налогоплательщиков (как организаций, так и физических лиц);
- налоговые проверки (камеральные и выездные);
- контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и
сборов.
В качестве методов налогового контроля можно рассматривать получение информации и документов от различных государственных органов, банков, налогоплательщиков; получение объяснений налогоплательщиков; проверку данных учета и отчетности; истребование документов при проведении налоговой проверки; истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках, проведение экспертизы и т.д. Общим для всех указанных методов является то, что они обеспечивают осуществление налогового контроля, но не имеют самостоятельного значения. Действительно, можно собирать информацию, получать объяснения налогоплательщика, проводить экспертизы и т.п., но без проведения собственно налоговой проверки сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика нарушений налогового законодательства невозможно. Более того, использование некоторых из этих методов вне рамок налоговой проверки не разрешено НК РФ [19].
Как отмечают специалисты в области налогообложения установлено очень важное правило, согласно которому налоговый контроль в предусмотренных формах могут осуществлять только должностные лица налоговых органов. Это фактически означает, что иные государственные органы, например органы внутренних дел, Федерального казначейства, иные министерства и ведомства, а также органы местного самоуправления не уполномочены осуществлять налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий
и т.д. С другой стороны,
необходимо учитывать, что все процедуры
налогового контроля и производства
по делам о налоговых
Исходя из вышеизложенного можно дать определение налогового контроля как установленную законодательством совокупность приемов и способов проверки, осуществляемых всеми уровнями налоговых органов Российской Федерации, целью которых является обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджеты разных уровней налогов и сборов, а также выполнение иных обязанностей налогоплательщиков [2].
Налоговый контроль призван мобилизовать в бюджетную систему запланированные налоговые доходы и другие обязательные платежи, осуществить полноту учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, уменьшить число судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.
В соответствии с налоговым законодательством налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах. Эта информация содержит сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Мероприятия налогового контроля охватывают весь период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с момента его регистрации до момента закрытия или ликвидации. Даже когда организация не ведет деятельность, она обязана своевременно сдавать «нулевую» налоговую отчетность.
Таким образом, налоговый контроль является специализированным (только в отношении налогов и сборов) подведомственным государственным контролем. Налоговый контроль состоит не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в контроле за устранениями выявленных нарушений.
Налоговый контроль осуществляется путем реализации налоговыми органами специальных мероприятий, именуемых формами налогового контроля. Набор мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен.
Следует отметить, что в экономической литературе по налогообложению и в налоговом законодательстве нет четкого описания процедур проведения мероприятий и процедур осуществления «форм налогового контроля». При уточнении перечня форм налогового контроля целесообразно исходить из его определения. Нужно учитывать, что одни мероприятия направлены на осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, а другие, по сути, являются инструментами проведения первых, то есть методами налогового контроля.