Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:27, курсовая работа
Отношение к налогам во все времена было не однозначным. Одни исследователи соглашались с тем, что налоги это неизбежное зло, в связи с чем, они должны быть минимальны. Другие - отводили налогам не только роль источника формирования доходной части бюджетов различных уровней, но и инструмента регулирования социально-экономических процессов. Богатый мировой исторический опыт и имеющиеся теоретические исследования свидетельствуют о том, что эффективная налоговая политика государства может способствовать ускорению темпов и улучшению тенденций социально-экономического развития.
При рассмотрении данного вопроса, исходя из анализа работ специалистов в области налогообложения и положений главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации «Налоговый контроль», авторы
выделяют формы и методы налогового контроля.
Формы налогового контроля:
- учет налогоплательщиков платежа;
- налоговые проверки;
- контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов [4].
В рамках данного вопроса подробно будет рассмотрена такая форма налогового контроля как налоговые проверки, которые делятся на две группы: камеральные и выездные. В процессе их проведения должностные лица налоговых органов осуществляют ряд мероприятий налогового контроля: вызов свидетелей; осмотр территорий и помещений налогоплательщика; истребование документов; производство выемки документов и предметов; проведение экспертизы; привлечение специалиста; привлечение переводчиков; участие понятых.
Мероприятия налогового контроля могут применяться как при проведении камеральных, так и выездных проверках. Формы документов, которые используются при осуществлении вышеизложенных мероприятий налогового контроля, утверждены Приказом Минфина от 31.05.2007 г. № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, peгулируемых законодательством о налогах и сборах» [14].
Вызов свидетелей.
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Это определение свидетеля применяется только для целей налогообложения, а именно:
а) в качестве свидетеля может быть вызвано (путем направления ему письменной повестки, которая вручается под расписку) любое физическое лицо;
б) физическое лицо признается свидетелем, когда ему могут быть известны какие-либо обстоятельства (например, он знает, где точно находится транспортное средство - объект налогообложения, он может сообщить о фактах получения налогоплательщиком доходов, о порядке хранения их денежных средств и т.п.), имеющие значение для налогового контроля;
в) физическое лицо вызывается для дачи показаний, т.е. ему предлагают сообщить обо всех обстоятельствах, имеющих значение для налогового контроля. При этом он вправе дать и собственноручные письменные и устные показания; в последнем случае должностное лицо налогового органа само должно их записать.
Свидетелями могут выступать сотрудники проверяемой организации, организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся деловыми партнерами проверяемой организации и иные лица, которым могут быть известны фактические обстоятельства совершения налогоплательщиком хозяйственных операций, имеющих значение для формирования налоговой базы. В этом случае у проверяющих органов должно быть основание предполагать, что данные операции совершены с нарушением действующего законодательства либо не отражены (неправильно отражены) в учете налогоплательщика.
Вызов свидетеля в налоговый орган производится на основании повестки за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вручаемой лицу, вызываемому в качестве свидетеля, под расписку либо направляемой заказным письмом с уведомлением о вручении. Из содержания повестки следует, кто вызывается в качестве свидетеля, куда, к кому, в какой день и час ему следует прибыть для дачи показаний. Показания свидетеля подлежат обязательному занесению в протокол. В протоколе о даче показаний свидетелем обязательно делается отметка, удостоверенная подписью свидетеля, о том, что он предупрежден об ответственности.
За неявку свидетеля для дачи показаний или за уклонение от явки без уважительных причин свидетель может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 128 Налогового кодекса РФ - штраф в размере 1000 руб., а неправомерный отказ или дача заведомо ложных показаний влечет изыскание штрафа в размере 3000 руб. [1].
Осмотр территорий и помещений.
Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение дня полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Решение об осмотре (обследовании) соответствующих помещений и территорий, а также о проведении инвентаризации имущества проверяемого лица принимается должностными лицами, проводящими выездную проверку, самостоятельно без какого-либо специального разрешения руководства налогового органа.
Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки.
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Обязательными условиями проведения законного осмотра является присутствие понятых и составление протокола о производстве осмотра в порядке, предусмотренном законодательством. Протокол осмотра должен быть приложен к акту выездной налоговой проверки.
При необходимости работники налоговых органов вправе провести инвентаризацию имущества, принадлежащего проверяемому налогоплательщику. Инвентаризация проводиться в целях проверки фактического наличия и состояния имущественных объектов, соответствия их данным налогового и бухгалтерского учета и отчетности проверяемого лица.
Истребование документов.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде копий заверенных подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью проверяемой организации. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. С 1 января 2007 года документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. До этого срок составлял 5 дней. Необходимо обратить внимание, что данный срок исчисляется в рабочих, а не календарных днях. Это следует из положений ст. 6.1 НК РФ: срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях (если срок не установлен в календарных днях).
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную налоговым законодательством. Непредставление в установленный срок документов влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
С 1 января 2010 г. налоговые органы не вправе требовать те документы, которые ранее уже представлялись налогоплательщиками при проведении камеральных или выездных проверок.
Выемка документов и предметов.
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, которое подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. В постановлении обосновывается (со ссылкой, как на фактические обстоятельства, так и на соответствующие акты законодательства о налогах) необходимость выемки, указываются порядок ее производства, время, место, способ выемки, перечень документов (предметов), подлежащих изъятию. При осуществлении выемки (для целей налогообложения) не требуется санкция прокурора: для целей налогообложения приоритет имеют правила ст. 94 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с законодательством различают:
- выемку документов (например, налоговых деклараций, расчетов, ведомостей, документов бухгалтерского учета и отчетности, свидетельств о госрегистрации, учредительных документов организаций, лицензий, текстов договоров);
- выемку предметов (компьютеров, других видов оргтехники, сейфов, механизмов, агрегатов, товаров, любых иных предметов, являющихся объектами налогообложения или имеющих значение для правильного и своевременного исчисления и уплаты налога).
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра. При этом имеется в виду местное время.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 Налогового Кодекса.
Экспертиза.
Если для разъяснения возникающих в процессе выездной налоговой проверки вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле, экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений, либо иными специалистами, обладающими специальными знаниями в конкретной области. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. Договор определяет права и обязанности сторон в связи с проведением экспертизы, а также регламентирует предмет экспертизы, сроки ее проведения, предоставленные материалы, используемое оборудование, стоимость работ и порядок расчетов, другие вопросы. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. По результатам проведенной работы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении излагается сущность проведенных им исследований, сделанные по результатам этих исследований выводы и обоснованные ответы на вопросы, изложенные в постановлении о назначении экспертизы.
Результаты работы эксперта подлежат тщательному рассмотрению лицом, вынесшим постановление о назначении экспертизы. Заключение эксперта в области налогового контроля представляет собой источник сведений о фактах, подлежащих отражению в акте выездной налоговой проверки, с учетом которых руководитель налогового органа принимает решения о взыскании недоимки, пени, сумм налоговых санкций и т.д.
Привлечение специалиста.
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода или прибыли, производство выемки (изъятия) документов и предметов, проведение инвентаризаций и др.) может быть привлечен специалист. Он должен обладать специальными знаниями и навыками и не заинтересован в исходе дела. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля. Специалисты привлекаются не только во время проведения налоговых проверок, но и при осуществлении других форм налогового контроля. Налоговым законодательством не предусмотрено какого-либо оформления результатов работы специалиста, в том числе составлением определенного документа. Скорее всего, его участие ограничивается консультацией по тем или иным специфическим вопросам определенной отрасли хозяйства, оформленной в письменном виде с обязательным проставлением подписи и ее расшифровки.
Участие переводчика.
Для осуществления письменных переводов документов, содержание которых имеет значение для целей налоговой проверки, а также устных переводов в случае, когда участвующее в выездной налоговой проверке лицо не владеет русским языком, привлекается переводчик.
Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного ища налогового органа. Вызов должен иметь письменную форму. Извещение (повестка, письмо, уведомление и т.п.) о вызове передается (вручается) переводчику под расписку (с указанием даты вручения или иного способа передачи). Он должен точно выполнить порученный ему перевод. Поручение делается постановлением о назначении переводчика. В нем необходимо четко указать, с какого языка осуществляется перевод и что именно нужно переводить (устную речь, документы, знаки глухонемого и т.д.) [15]. Переводчик назначается должностным лицом налогового органа, непосредственно осуществляющего ту или иную форму налогового контроля, или привлекается на основе договора. В этом случае между ним и налоговым органом заключается письменный договор оказания возмездных услуг.