Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:27, курсовая работа
Отношение к налогам во все времена было не однозначным. Одни исследователи соглашались с тем, что налоги это неизбежное зло, в связи с чем, они должны быть минимальны. Другие - отводили налогам не только роль источника формирования доходной части бюджетов различных уровней, но и инструмента регулирования социально-экономических процессов. Богатый мировой исторический опыт и имеющиеся теоретические исследования свидетельствуют о том, что эффективная налоговая политика государства может способствовать ускорению темпов и улучшению тенденций социально-экономического развития.
Во-вторых, планируется усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок. Предлагается установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок и уточнить процедуру взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в случае несогласия последнего с результатами проверки.
Основная трудность, с которой могут столкнуться налоговые органы, используя информацию из внешних источников, заключается в том, что крупнейшие налогоплательщики, как правило, имеют собственные ресурсные и энергоснабжающие подразделения, очистные сооружения и котельные. Это означает, что подобную информацию необходимо учитывать при анализе структуры затрат выпускаемой продукции. Кроме того, не всегда можно проследить четкую зависимость между объемами потребленных ресурсов и выпуском (реализацией) продукции. Это в свою очередь не позволяет достоверно зафиксировать финансовый результат, определяемый в целях налогообложения. Другими источниками внешней информации являются органы статистики, кредитные учреждения, лицензирующие и таможенные органы, миграционная служба, МВД России, валютные и фондовые биржи и др. В качестве свидетелей можно привлекать и физических лиц. Так, запросы о движении денежных средств по расчетным счетам в банки, которые обслуживают организации, не представляющие отчетность (либо представляющие «нулевую» отчетность), позволяют привлекать к налоговой ответственности данную категорию налогоплательщиков.
Нередко налоговые органы используют материалы встречных налоговых проверок контрагентов проверяемых организаций (в том числе материалы, представляемые банками). Причем организация и ее контрагенты могут находиться как в одном, так и в разных регионах. Как показывает практика проведения встречных проверок, зачастую сведения о запрашиваемых контрагентах отсутствуют в базе данных ЕГРЮЛ. Достаточно распространенным способом увеличения расходов в целях занижения налогооблагаемой базы является использование подставных фирм. В этом случае при наличии так называемых фиктивных затрат у налогового органа есть все основания не признать их расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, и доначислить налог. Если фирмы-контрагента не существует, суды поддерживают позицию налоговых органов о непринятии расходов и доначислении налога на прибыль.
Как видим, при проведении комплекса контрольных мероприятий важно помнить, что первоочередная задача отнюдь не истребование первичных документов в рамках камеральной проверки, а выявление отклонений в динамике тех или иных показателей, непропорционального роста отдельных видов доходов или расходов. Такой отбор, конечно, должен проводиться автоматизировано.
После того как проведен экономический анализ представленной декларации и выявлены существенные расхождения между показателями, налоговый инспектор должен обратиться к налогоплательщику за разъяснениями. Зачастую причину обнаруженных нарушений налогоплательщик объясняет достаточно просто, и необходимость в представлении первичных документов отпадает. Первичные документы нужны, только если выявлены арифметические ошибки или неправильно заполнены какие-либо строки декларации [25].
Таким образом, углубленная камеральная проверка налоговых деклараций (то есть проверка с запросом документов) в отношении всех организаций постепенно должна отойти на второй план. Главное — сделать камеральные проверки выборочными, и прежде всего в отношении тех налогоплательщиков, чьи объяснения покажутся налоговому инспектору неубедительными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На законодательном уровне установлено, что субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса. Однако в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы исполнение этой обязанности налогоплательщика по уплате налогов оставляет желать лучшего. По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические. Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги. Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.
Сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля в целом, так и его основных форм, а именно камеральных и выездных налоговых проверок. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.
В результате проделанной работы можно отметить, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых инспекций является совершенствование действующих процедур налогового контроля:
- системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;
- использование системы оценки работы налоговых инспекторов;
- форм и методов налоговых проверок.
Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налоговых проверок в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.
Улучшение форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:
- увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;
- повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
- проведение перекрестных проверок;
- использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.
Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговых инспекций, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая – М.: Юрайт-М, 2010.
2. Тарасова В.Ф. Организация и методика налоговых проверок: Учебное пособие. – Белгород, 2008. – 200 с.
3. Козлова Т.Н. Налог
на прибыль организаций:
4. Кваша Ю.Ф. Налоговый контроль: Учебное пособие. - М.: кнорус, 2009. – 563 с.
5. Пархачева М.А. Налоговый
учет прибыли: Учебное пособие.
6. Семкина Т. И. О теории и практике взимания налога на прибыль организаций: Учебное пособие. – М.: «МТФ», 2008. – 325 с.
7. Масленкова А. А. Налог на прибыль организаций: Практическое пособие. – М.: «ДЛИ», 2009. – 210 с
8. Жевакин С.Н. Общие проблемы налоговой системы в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: «Арт», 2009. – 236 с.
9. Минаев Б.А. Проблемы, связанные с исчислением налога на прибыль организаций: Учебное пособие. – М.: «МТФ», 2008. – 325 с.
10. Рагимов С.Н. Зигзаги налога на прибыль // Финансы. - 2010. - № 1. - с. 27 - 28.
11. Пансков В.Г. Налог на прибыль. Сборник нормативных документов с комментариями - М: Агенство «Бизнес-Информ», 2010. – 631 с.
12. Гусев В.В. Действующие налоги. Комментарии – М.: МЦ-Ю, 2009.- 459 с.
13. Панин В.А. Оформление результатов налоговой проверки // «Российский налоговый курьер», 2009. - № 2. с. 35 – 37.
14. Мелкова Р.А. Камеральная налоговая проверка: Учебное пособие.- М.: «МКЦ», 2009. – 325 с.
15. Галин И.С. Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок // «Российский налоговый курьер», 2010. - № 7. с. 15 – 17.
16. Адамов Д. К. Порядок проведения налоговых проверок // Финансы, 2009.- № 3. с. 54 – 58.
17. Горинова И.В. О проведении налоговых проверок // Налоговый вестник, 2008. - № 8. с. 5 – 9.
18. Лыкова В. А. Порядок проведения налоговых проверок // Финансы и кредит, 2009. - № 1. с. 25 – 27.
19. Тихомиров Б. Я. Совершенствования налогового контроля // Налоговед, 2009. - № 4, 2009. с. 12 – 15.
20. Григорьев А. Г. Методика проведение налоговых проверок // Налоговый вестник, 2010. - № 11. с. 15 – 18.
21. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебное пособие. – М.: Центр, 2010. – 325 с.
22. Брусницын А. В. Новый порядок оформления результатов проверок и принятия решений налоговыми органами // Налоговед, 2009. № 12. с. 12 – 17.
23. Павлова Л. Н. Налоговый контроль: Учебное пособие. – М.: Центр, 2010. – 200 с.
24. Мехова Т. Н. Методика налоговых проверок: Учебное пособие. - -М.: «ПРИОР», 2009. - 288 с.
25. Михайлова Т.С. Налоговые проверки - взгляд «изнутри» // Главная книга, 2009. - № 9. с. 15 -17.