Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Отношение к налогам во все времена было не однозначным. Одни исследователи соглашались с тем, что налоги это неизбежное зло, в связи с чем, они должны быть минимальны. Другие - отводили налогам не только роль источника формирования доходной части бюджетов различных уровней, но и инструмента регулирования социально-экономических процессов. Богатый мировой исторический опыт и имеющиеся теоретические исследования свидетельствуют о том, что эффективная налоговая политика государства может способствовать ускорению темпов и улучшению тенденций социально-экономического развития.

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Переводчик предупреждается  об ответственности:

- за отказ от участия в осуществлении налогового контроля в качестве переводчика;

- за уклонение от своих обязанностей;

- за заведомо ложный перевод. Речь идет о том, что переводчик, прекрасно владея и русским языком, и языком, с которого осуществляется перевод, тем не менее, искажает смысл (текста, документа, письма и т.д.). Если же неправильный перевод объясняется трудностями самого процесса, тем, что в тексте содержатся специальные термины, не совпадающие с общеупотребимыми (в данном языке) понятиями, и т.п. причинами, то говорить о заведомой ложности оснований нет. Переводчик несет уголовную ответственность в случае заведомо неправильного перевода.

            Участие понятых.

            Участие понятых является обязательным лишь в случаях, прямо предусмотренных НК РФ, а именно: при проведении осмотра территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов, выемки (изъятия) документов и предметов. В качестве понятых могут быть вызваны любые дееспособные физические лица не заинтересованные в исходе дела, причем понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Свидетельствования одного понятого является недостаточным и неправомерным. Понятые должны присутствовать в течение всего срока проведения контрольного действия. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц не только налоговых органов, но и таможенных органов и органов внутренних дел, лиц, у которых производится выемка документов и предметов (налогоплательщики, налоговые агенты представители налогоплательщиков). Очевидно, что нельзя в качестве понятого вызывать близкого родственника проверяемого; бухгалтера организации, у которой налоговый орган изымает документы в ходе выверки, и т.д. О том, заинтересовано ли лицо в исходе дела или нет, можно судить только исходя из конкретных обстоятельств. Участие понятых при проведении определенных действий налогового контроля является одной из гарантий соблюдения законности должностными лицами налоговых органов, а также делает возможной впоследствии проверку правильности проведения таких действий и объективности их отражения в протоколе [17].

            При проведении ряда мероприятий налогового контроля составляется протокол, который являются юридическим документом, подтверждающим те или иные факты, выявленные в ходе проведения мероприятий.

    Таким образом, анализ перечисленных контрольных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что они имеют разное значение для работы по проверке деятельности налогоплательщиков с точки зрения уплаты ими налогов и соблюдения налогового законодательства. Действительно, если налоговая проверка является самостоятельным направлением налоговой работы, позволяющим выявлять и пресекать нарушения законодательства, допускаемые плательщиками, то осмотр, опрос свидетелей и некоторые другие «формы» являются, лишь инструментами контроля, способами сбора доказательств о совершенных налоговых правонарушений. Именно правильное применение и оформление результатов мероприятий налогового контроля позволяет повысить эффективность проведения камеральных и налоговых проверок и в ряде случаев решить спорные вопросы по налогообложению в пользу государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В ООО «ТД ПРЕСТИЖ»

 

 

2.1. Этапы проведения  камеральной проверки налога  на прибыль организаций

 

            Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения налогоплательщиками налога на прибыль осуществляется налоговыми органами при проведении камеральных и выездных проверок.

            Правовые основы для проведения камеральной налоговой проверки установлены статьями 31, 87, 88 Налогового кодекса Российской Федерации. В п.п. 1.2 ст. 31 НК РФ «Права налоговых органов» установлено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке установленном налоговым законодательством.

            Камеральная налоговая проверка деклараций по налогу на прибыль должна проводиться налоговым органом по нескольким направлениям исходя из двух этапов:

            1. Проверка показателей налоговой декларации;

            2. Экономический анализ деклараций по налогу на прибыль.

    Первый этап включает следующие направления:

а) сопоставление отдельных  показателей бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам с показателями декларации по налогу на прибыль.

            Например, сверяются данные декларации по налогу на прибыль и декларации по налогу на добавленную стоимость. Целесообразно провести сопоставление данных о размере выручки отчетного, налогового периодов, представленных в декларациях по НДС (данные выручки берутся нарастающим итогом, то есть суммируются за 1 и 2 квартал, 1, 2, и 3 квартал, 1, 2, 3, и 4 квартал) и налогу на прибыль, без учета величин, правила, формирования которых различны. Данное сопоставление может быть использовано только в случае применения налогоплательщиком по налогу на прибыль для определения доходов и расходов метода начислений.

Для проведения аналитической работы по декларациям по НДС и налогу на прибыль следует использовать отчетные показатели о выручке от реализации отдельным операциям, правила формирования суммы выручки по которым для целей исчисления НДС и налога на прибыль не совпадают.

Сумма отраженных в декларациях подлежащих налогообложению доходов от реализации за вычетом операций, к которым применяются различные правила, должны быть сопоставимы [2].

            Учитывая, что налогоплательщик ведет бухгалтерский и налоговый учет, и между ними существуют отличия, необходимо проверить возможные оставления этих показателей в бухгалтерской и налоговой отчетности. Например, следует проанализировать наличие показателей прибыли (убытка) по данным бухгалтерского учета (стр. 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения» формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках») и прибыли (убытка) для целей налогообложения (стр. 060 листа 02 «Расчет налога на прибыль» декларации по налогу на прибыль);

            б) сопоставление отдельных показателей декларации по налогу на прибыль. Проверка отдельных показателей декларации по налогу на прибыль проводится с целью установления их соответствия нормам действующего законодательства о налоге на прибыль.

            Например, при наличии у налогоплательщика убытков предыдущих налоговых периодов, следует проверить правомерность уменьшения налоговой базы. При проверке правильности учета при определении налоговой базы суммы убытка или части убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде сверяются данные стр. 110 «Сумма убытка или части убытка, уменьшающая налоговую базу за отчетный (налоговый) период» листа 02 «Расчет налога на прибыль» и данные стр. 150 «Сумма убытка или части убытка, уменьшающая налоговую базу за отчетный (налоговый) период» Приложения № 4 к листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу». Следует также проверить правильность отражения данных в Приложении № 4;

            в) проверку отдельных показателей декларации на предмет их соответствия нормам действующего законодательства о налоге на прибыль организаций.

            В случае выявления значительных расхождений данных необходимо провести дополнительные мероприятия налогового контроля с целью выяснения источника такого расхождения. Расхождение сумм не обязательно связано с искажением отчетных данных. В соответствии с действующим налоговым законодательством и особенностями ведения финансово-хозяйственной деятельности каждого налогоплательщика существуй особенности формирования налоговых баз. Например, различия могут возникнуть в случае наличия экспортных операций, реализации амортизируемого имущества.

    Второй этап включает следующие направления:

а) общие направления проведения экономического анализа. Подготовка к экономическому анализу деклараций по налогу на прибыль состоит в определении перечня налогоплательщиков, по декларациям которых будет проводиться анализ. В обязательном порядке он проводится в отношении основных (крупных) налогоплательщиков.

            Экономический анализ предполагает отбор и сравнение соответствующих показателей текущего и аналогичного периода за предшествующие годы в налоговом и бухгалтерском учете. Рекомендуется для его проведения использовать данные за три отчетных года, непосредственно предшествующих году проведения экономического анализа. При проведении анализа используются данные внутренних источников информации: бухгалтерская и налоговая отчетность, информация и пояснения, представляемые налогоплательщиком и т.д. Например, при сравнении показателей роста объемов реализации (11 %) и себестоимости (18 %), следует уточнить причины их колебания (запросить у налогоплательщиц объяснения).

            Проведение экономического анализа на основе данных внешних источников основывается на праве налоговых органов запрашивать информацию у специализированных организаций. Например, данные о физических объемах потребления для производства единицы продукции энергоресурсов, основного вида сырья, росте цен. Данные используются для проведения анализа соответствия уровня доходов от производства продукции уровню произведенных расходов в физических и стоимостных единица измерения. Если у налогоплательщика наблюдается рост затрат на производство единицы продукции, который не соответствует данным внешних источников, то следует истребовать дополнительные документы и объяснения причин увеличения затрат [20];

б) анализ налоговой базы по налогу на прибыль организации. Рассчитываются абсолютные и относительные отклонения по сопоставимым периодам (квартал, полугодие и т.д.);

в) анализ производства и реализации продукции. Целесообразно проанализировать данные об объемах производства и объемах реализации продукции, являющиеся взаимозависимыми показателями, темпы, роста которых непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность. Основными задачами анализа являются оценка динамики производства и реализации продукции и определение фактов, влияющих на их изменение. Источниками информации могут служить бизнес-план организации, статистическая отчетность;

г) анализ расходов, учитываемых  при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Например, проводится анализ материальных расходов (источники информации: договора на поставку сырья, формы статистической отчетности о наличии ресурсов и о затратах на производство, сведения аналитического учета налогоплательщика о поступлении, расходах и остатках материальных ресурсов и т.д.). Особое внимание уделяется изучению причин изменения удельного расхода сырья на единицу продукции. Количество израсходованных материальных ресурсов на единицу продукции может изменяться за счет качества материалов, замены одного вида другим, техники и технологии производства, организации материально-технического снабжения и производства, изменения норм расходов, отходов и потерь и т.д.

            В случае выявления несоответствия данных, заявленных налогоплательщиком данным, полученным в результате проведенного экономического анализа, не возникает оснований для доначисления налогов и пеней и применения налоговых санкций, а лишь предполагается наличие нарушений финансово-хозяйственной деятельности и (или) порядка формирования тех или иных показателей в налоговом учете организации.

           При проведении выездной налоговой проверки правильности исчисления налога на прибыль следует использовать рекомендации, изложенные для проведения камеральной проверки [22].

           Таким образом, камеральная налоговая проверка деклараций по налогу на прибыль должна проводиться налоговым органом по нескольким направлениям исходя из двух этапов: проверка показателей налоговой декларации и экономический анализ деклараций по налогу на прибыль. Основными источниками информации, используемые при проверке налога на прибыль организаций следующие: учредительные документы организации, лицензии, налоговые декларации, регистры налогового учета и др.

 

2.2. Камеральная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций в ООО «ТД Престиж»

 

            Главным государственным налоговым  инспектором Межрайонной ИФНС  России № 1 по Белгородской  области Васиной Ольгой Ивановной  была проведена камеральная налоговая  проверка первичной налоговой декларации «Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций» (регистрационный номер налоговой декларации 7678742) общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Престиж» (ООО «ТД Престиж») ИНН 3101000121/ КПП 311101001, представленной 28 июля 2010 г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Белгородской области, расположенную по адресу: Белгородская обл., г. Алексеевка ул. Урицкого 33 за полугодие 2010 г (Приложение 1).

            Проверка произведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, начата 28 июля 2010 г. – окончена 2 августа 2010 г.

            В ходе проверки было установлено  следующее: согласно данных налоговой  декларации за первое полугодие  2010 г. ООО «ТД Престиж» была получена прибыль в размере 558 117 руб. (стр. 060 Лист 02), следовательно, налоговая база для исчисления налога на прибыль составила 558 117 руб. (стр. 120 Лист 02), сумма налога на прибыль – 111 623 руб., в т.ч. федеральный бюджет – 11 162 руб., бюджет субъекта РФ – 100 461 руб. Сумма начисленных авансовых платежей за налоговый период по данным предприятия – 39 563 руб., в т. ч. федеральный бюджет – 3 957 руб., бюджет субъекта РФ – 35 606 руб. (стр. 210, 220, 230 Лист 02).

            Разделом 5 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приказ Минфина России от 05.05.2008 № 54н в редакции от 16.12.2009 г.) оговорено, что «по строкам 210-230 указываются организациями, уплачивающими ежемесячные авансовые платежи не позднее 28-го числа каждого месяца, с последующими расчетами в Декларации за соответствующий отчетный период, - суммы исчисленных авансовых платежей согласно Декларации за предыдущий отчетный период данного налогового периода и суммы авансовых платежей, причитавшихся к уплате 28-го числа каждого месяца последнего квартала отчетного периода».

Информация о работе Налоговый контроль