Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.
Актуальность темы исследования состоит в том, налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Содержание работы

Введение 3
Теоритические аспекты осуществления налогового контроля.
1.1 Налоговый контроль: понятие, виды 5
1.2 История становления современной налоговой системы 10
1.3 Зарубежный опыт налоговых проверок США и Германии 17
2. Камеральные проверки 31
2.1 Структура отдела камеральных проверок № 5 МИФНС № 16 31
2.2 Задачи и функции отдела камеральных проверок 32
2.3 Процедура камеральной налоговой проверки 44
3. Проблемы и пути совершенствования камеральных проверок 56
3.1 Проблемы КНП 56
3.2 Пути совершенствования КНП 59
3.3 Нововедения для КНП 72
Заключение 83
Приложение А 85
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

камералки 2.docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

 

  Содержание

  

Введение 3

  1. Теоритические аспекты осуществления налогового контроля.

          1.1 Налоговый контроль: понятие, виды 5

1.2 История  становления современной налоговой  системы 10

1.3 Зарубежный  опыт налоговых проверок США  и Германии 17

     2.   Камеральные проверки 31

2.1 Структура  отдела камеральных проверок  № 5  МИФНС № 16 31

2.2 Задачи  и функции отдела камеральных  проверок 32

2.3 Процедура  камеральной налоговой проверки 44

     3. Проблемы и пути совершенствования камеральных проверок 56

3.1 Проблемы  КНП 56

3.2 Пути совершенствования  КНП 59

3.3 Нововедения  для КНП 72

 Заключение 83

Приложение  А 85

Список литературы 86

 

 

Введение  

Эффективность налогового контроля является необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут  своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности  лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в  том, что уклонение от налогообложения  будет обнаружено, приводит в странах  со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них  законодательством.

Актуальность темы исследования состоит в том, налоговый контроль использует разнообразные формы  практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед  ним задач.

Экономика не в состоянии  нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги. Поэтому выбранная тема дипломной  работы, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.

Этим обусловлен выбор темы работы – «Организация и методика налогового контроля в деятельности организации».

Исследованию проблем  налогового контроля посвящено множество  научных работ отечественных  авторов.

Объектом исследования являются налоговый контроль.

Предмет исследования –  совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля.

Целью данной работы является изучение организации и методики налогового контроля в деятельности организации.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:

  1. изучить организацию и методику налогового контроля;
  2. рассмотреть виды налоговых проверок и порядок их проведения;
  3. провести анализ налогового контроля в деятельности организации;
  4. рассмотреть методы расчета налоговой нагрузки, как показателя эффективности налогового контроля в организации;
  5. оценить налоговые платежи в бюджет РФ;
  6. выявить основные проблемы эффективного проведения налогового контроля, и предложить пути их решения.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе "Организация и методика налогового контроля" рассматриваются методы и формы налогового контроля. Вторая глава «Анализ налогового контроля в деятельности организации» рассматривает теоретические основы определения налоговой нагрузки на предприятиях, выявляет основные методические подходы к определению уровня налоговой нагрузки, оценивает уровень налоговой нагрузки в деятельности организации на примере ООО «Доверие», определяется важность налогового управления на предприятиях, а так же содержит основные данные по поступления налогов в бюджет. В третьей главе «Проблемы и пути совершенствования налогового контроля» отраженны основные проблемы налогового контроля и возможные пути их решения.

В заключении обобщены основные результаты исследования, сформулированы выводы и предложения.

Практическая  значимость дипломной работы заключается  в возможности использования  результатов для выработки мероприятий  по совершенствованию процедуры  и методики проведения налоговой  проверки.

 

1.1.Понятие и виды налогового  контроля

Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. Приоритетность налогового контроля как направления контрольной деятельности, в первую очередь, обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. По численности контролируемых лиц налоговый контроль также занимает основную позицию.

Налоговый контроль относится  к типу финансово-хозяйственного контроля. Данное направление контрольной  деятельности соотносится с государственным  финансовым контролем как частное  с общим. От других направлений государственного финансового контроля налоговый  контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов  и контролируемых лиц. Кроме того, данное направление имеет свои специфические  цели и задачи.

Объект налогового контроля можно определить как разновидность  денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения  нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и  сборов, обжалованию актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц, то они являются объектом судебного  контроля или прокурорского надзора.

Предметом налогового контроля, в первую очередь следует определить своевременность и полноту исполнения налогоплательщиками своих налоговых  обязанностей по отношению к государству  или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст. 23 НК РФ, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

Состав субъектов налогового контроля определяется ст. 82 НК РФ, в  соответствии с которой, к ним, прежде всего, относятся налоговые органы.

Главной целью налогового контроля является создание совершенной  системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой  дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения  налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин - обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.

К числу задач налогового контроля относятся:

- неотвратимое наказание  нарушителей законодательства о  налогах и сборах;

- обеспечение правильного  исчисления, своевременного и полного  внесения налогов и сборов  в бюджет (государственные внебюджетные  фонды);

- предупреждение нарушений  законодательства о налогах и  сборах, а также возмещение ущерба  причиняемого государству в результате  неисполнения налогоплательщиками  (налоговыми агентами) и иными  лицами своих обязанностей.

Содержание налогового контроля включает:

- проверку выполнения  физическими лицами и организациями  обязанностей по исчислению и  уплате налогов;

- проверку постановки  на налоговый учет и исполнение  налогоплательщиками связанных  с ним обязанностей;

- проверку правильности  ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления  налоговых деклараций и достоверности  содержащихся в них сведений;

- проверку соответствия  крупных расходов физических  лиц их доходам;

- проверку исполнения  налоговыми агентами обязанностей  по исчислению, удержанию у налогоплательщиков  и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

- проверку соблюдения  налогоплательщиками и иными  лицами процессуального порядка,  предусмотренного налоговым законодательством;

- проверку соблюдения  банками обязанностей, предусмотренных  налоговым законодательством;

- проверку правильности  применения контрольно-кассовых  машин при осуществлении денежных  расчетов с населением;

- предупреждение и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах;

- выявление проблемных  категорий налогоплательщиков;

- выявление нарушителей  налогового законодательства и  привлечение их к ответственности;

- возмещение материального  ущерба, причиненного государству  в результате неисполнения налогоплательщиками  (налоговыми агентами) и иными  лицами обязанностей, предусмотренных  налоговым законодательством.

Основной формой осуществления  налогового контроля является проверка. Налоговый надзор фактически осуществляется органами прокуратуры. Использование  такой формы, как ревизия в  рамках контрольной деятельности налоговых  органов или иных контролирующих органов также не исключается.

Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Методы налогового контроля различаются в зависимости  от того, является он документальным или  фактическим. Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

- формальная, логическая  и арифметическая проверка документов;

- юридическая оценка хозяйственных  операций, отраженных в документах;

- встречная проверка, основывающаяся  на том, что проверяемая операция  находит отражение в аналогичных  документах организации-контрагента  и в других документах и  учетных записях;

- экономический анализ.

Фактический же налоговый  контроль предусматривает использование  таких методов, как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение  объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза и экстраполяция. Последний из названных  методов основывается на праве налоговых  органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками  в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным  путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п. 7 ст. 31 НК РФ).

Эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов  налогового контроля. Оптимальные же их сочетания, которые позволяют  с наименьшими усилиями и в  кратчайшие сроки достигать наилучших  результатов при осуществлении  налогового контроля, как правило, находят  свое закрепление в соответствующих  методиках. В совокупности они и  составляют методическую основу налогового контроля.

С учетом всего изложенного, налоговый контроль следует определить как важнейшее направление финансового  контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных  форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения  и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором  исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.

Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от времени  проведения налогового контроля по отношению  к проверяемой финансово-хозяйственной  операции выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий  налоговый контроль.

Предварительный налоговый  контроль предшествует совершению проверяемых  финансово-хозяйственных операций. Поэтому он позволяет предупредить нарушение законодательства о налогах  и сборах. Предварительный контроль призван, кроме того, помочь предпринимателям в организации учета и отчетности, и не нацелен на выявление нарушений. Предварительным, по сути, является внутренний налоговый контроль, осуществляемый в организациях.

Текущий или оперативный  контроль осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками  финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.

Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных  операций за истекший период времени. Эта форма контроля осуществляется на основе анализа налоговых деклараций, отчетов и балансов. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует  признать именно последующий налоговый  контроль, который проводится по окончании  определенного отчетного периода. В частности камеральные налоговые  проверки осуществляются только в виде последующего контроля. Ведь в соответствии со ст. 88 НК РФ, такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и  документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Информация о работе Налоговый контроль