Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа
Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.
Актуальность темы исследования состоит в том, налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.
Введение 3
Теоритические аспекты осуществления налогового контроля.
1.1 Налоговый контроль: понятие, виды 5
1.2 История становления современной налоговой системы 10
1.3 Зарубежный опыт налоговых проверок США и Германии 17
2. Камеральные проверки 31
2.1 Структура отдела камеральных проверок № 5 МИФНС № 16 31
2.2 Задачи и функции отдела камеральных проверок 32
2.3 Процедура камеральной налоговой проверки 44
3. Проблемы и пути совершенствования камеральных проверок 56
3.1 Проблемы КНП 56
3.2 Пути совершенствования КНП 59
3.3 Нововедения для КНП 72
Заключение 83
Приложение А 85
Список литературы 86
4. Правила организации
налоговых проверок в Германии
В соответствии с Положением о проведении финансовой проверки, утвержденным Минфином Германии по согласованию с Бундесратом Германии, налоговая проверка проводится с целью установления и оценки обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения, а не для изыскания дополнительных налогов. При назначении и проведении проверки учитываются принципы соразмерности средств, потраченных на проведение проверки, предполагаемым результатам и наименьшего вмешательства в дела предприятия.
Налоговый орган принимает по собственному усмотрению решение о назначении проверки, ее сроках и объеме.
Работа налоговых органов по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных проверок, ежегодно и
ежеквартально утверждаемых руководителем налогового органа. Вышестоящие налоговые инстанции практически не участвуют в составлении указанных планов. Однако им предоставлено право самостоятельно проводить проверки отдельных налогоплательщиков, которое обычно используется при проверке наиболее крупных налогоплательщиков, имеющих разветвленную производственную структуру.
Заслуживает внимания действующая в Германии система балльной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Балльный нормативный показатель является средством для осуществления служебного или специального надзора, главным образом, со стороны руководителей отделов налоговых проверок. Сущность балльной оценки состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности) налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (от 1 до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать, как минимум, 34 балла, что является основанием для начальника сделать вывод об его служебном соответствии. По истечении финансового года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при значительном отклонении результатов работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть деятельность данного налогового работника и принять соответствующие организационные меры. Кроме того, балльный норматив служит основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы
ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и отчетные периоды,
охватываемые проверкой. К документу о назначении проверки прилагаются указания на основные права и обязанности налогоплательщика при
проведении проверки. Если в процессе проверки работники налогового
органа приходят к выводу о необходимости контроля каких-либо дополнительных вопросов, то издается дополнительный документ о расширении круга проверяемых вопросов, с которым должен быть ознакомлен налогоплательщик.
Как правило, уведомление о предстоящей проверке крупные предприятия получают за 4 недели до ее начала, средние - за 3 недели, малые и мелкие предприятия - за 1 неделю. По ходатайству налогоплательщика дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных причин.
Средняя продолжительность контрольных проверок составляет:
- на крупном предприятии - 25-30 дней;
- на среднем предприятии - 15 дней;
- на малом и мелком предприятиях - 6-8 дней.
Налогоплательщик должен оказывать содействие проверяющим при установлении обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения. В частности, он обязан давать справки, предъявлять бухгалтерскую отчетность, журналы, деловую документацию и иные документы, давать пояснения.
По итогам налоговой проверки составляется акт, в котором отражаются выявленные в процессе проверки факты, имеющие существенное Налоговые системы зарубежных стран значение для налогообложения физических и юридических лиц, а также внесенные изменения в размер причитающихся к уплате налогов.
При отсутствии выявленных нарушений, а также внесения каких-либо изменений в размер налоговых обязательств вместо составления отчета о проверке достаточно направить налогоплательщику уведомление о невыявлении нарушений в процессе проведенной проверки. Проводимые в Германии документальные проверки охватывают относительно небольшое количество предприятий. Так, например, из 160 тысяч предприятий, расположенных на территории города Берлина, ежегодно проверяются 30 тысяч (для справки: в Берлине насчитывается около 9 тысяч налоговых инспекторов, из которых 900 специализируются на проведении документальных проверок). Под документальную проверку ежегодно подпадают 19% крупных, 7% средних и 2% малых предприятий. Основным документом, определяющим порядок осуществления процедуры отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, является Приказ Министерства финансов Германии от 08.03.81 года «О рационализации отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок».
Исходя из положений документа, в Германии используются два способа
отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок:
1) случайный отбор - предполагает выбор объектов для проведения контрольных проверок на основе применения методов статистической
выборки. При этом преследуются следующие цели: обеспечение максимально возможного охвата предприятий контрольными проверками; профилактика налоговых нарушений внезапностью и непредвиденностью контрольных проверок; оценка общего состояния налоговой дисциплины
на контролируемой налоговым органом территории за счет репрезентативного отбора всех категорий налогоплательщиков для проверок;
2) специальный отбор - обеспечивает целенаправленную выборку налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой по результатам анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике. Отбор предприятий указанным способом осуществляется отделами контрольных проверок налоговых инспекций на основании анализа данных картотеки предприятий, содержащей всю необходимую информацию о налогоплательщиках, а также с учетом предложений отдела, занимающегося начислением налогов.
При целенаправленном отборе налогоплательщиков для проверки выбираются такие предприятия, налоговая проверка которых представляется приоритетной.
При отборе предприятий для проведения проверок первоочередное внимание уделяется анализу следующих факторов:
а) наличие крупных изменений в структуре налогового баланса предприятия по сравнению с налоговым балансом на момент последней проверки;
б) полнота учета доходов предприятий (при этом широко используются
возможности сопоставления с показателями доходности других аналогичных предприятий);
в) соотношение вложений частных средств в развитие предприятия и
объемов изъятия материальных
и финансовых средств для личного
потребления (превышение вкладов над
изъятиями в течение
времени является основанием для назначения проверки);
г) информация о нарушениях налогового законодательства, поступившая от других контролирующих организаций. В соответствии с законодательством Германии все государственные службы обязаны сообщать налоговым органам об известных им фактах уклонения от уплаты налогов. Вместе с тем, следует отметить, что налоговые органы имеют право получать информацию о налогоплательщике, являющуюся по законодательству его коммерческой тайной, в том числе об операциях по счетам в банках, коммерческих операциях, если только имеются существенные
основания предполагать, что данным налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение;
д) продажа (приобретение) земельных участков, изменения в правах
пользования земельными участками ввиду появления в результате проведения этих операций значительных сумм доходов (расходов) предприятий;
е) реализация другого имущества предприятий в крупных размерах (например, если при продаже автомобиля предприятие в соответствую
щей строке налоговой декларации не показало прибыль от этой опера ции, возникает сомнение в правильности отражения доходов в налоговой
декларации);
ж) участие в других предприятиях, наличие финансовых вкладов, ценных бумаг;
и) приобретение, отчуждение, реорганизация, прекращение деятельности предприятия;
к) получение финансовых дотаций от государства, вызывающее необходимость осуществления контроля за соблюдением условий государственного субсидирования;
л) информация от Минфина Германии о совершении предприятием крупных экспортных (импортных) операций (по законодательству Германии таможенные органы входят в систему Минфина).
Анализ опыта Германии и других государств убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков
для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщиков.
2.1 Структура отдела камеральных проверок № 5 МИФНС № 16 по Иркутской области
Каждый отдел в Инспекции формируется исходя из поставленных перед ним задач и функций. Отдел имеет свою градацию в разрезе специалистов, обязанности которых закреплены за каждым из них «Должностным регламентом», который утверждается непосредственно Начальником Инспекции, с согласования Начальника Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области. Должностной регламент является внутренним документом Инспекции. Каждый отдел состоит из начальника отдела, его зама, главных инспекторов, государственный инспекторов и ведущих специалистов. Первые две должности отнесены к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «руководители». Назначаются на должность и освобождается от должности начальником Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области по согласованию с Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области. Все сотрудники отдела руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Налоговым кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными нормативными правовыми актами, касающимися деятельности ФНС России и ее территориальных органов, законами и нормативными правовыми актами Иркутской области, представительных органов местного самоуправления, принятыми в пределах предоставленных им полномочий, Положением об Инспекции, приказами и распоряжениями руководителя Управления, начальника инспекции, Положением об отделе камеральных проверок № 5, иными нормативными правовыми актами, касающимися деятельности государственного служащего, включая настоящий должностной регламент.
В непосредственном подчинении начальника отдела находятся сотрудники отдела камеральных № 5.
Основные функции начальника КНП № 5:
1. Организация работы
отдела по осуществлению
а). анализ законодательных и методических материалов по вопросам налогообложения НДС, прибыли, поступающих из ФНС России; разработка планов по организации работы отдела;
б). организация разработки нормативно-распорядительной документации по предмету деятельности отдела;
2. Участие в работе
с жалобами налогоплательщиков
по предмету деятельности
3. Организация и контроль за осуществлением взаимодействия с другими отделами Инспекции, со сторонними организациями (органами местного самоуправления; правоохранительными и иными контролирующими органами) по вопросам деятельности отдела.
3.3. Организация работ
по формированию установленной
отчетности по предмету
3.4. Обобщение и анализ информации об организации, осуществлении и результативности контрольной работы по курируемым вопросам; анализ эффективности применяемых методов проведения налоговых проверок по курируемым налогам; оценка, отбор и распространение лучшего опыта; выработка и внесение предложений по организации и осуществлению работы по совершенствованию методов контрольной работы; по привлечению и использованию дополнительных источников информации для повышения эффективности подготовительной работы (предварительного анализа).
3.5. Подготовка и предоставление
руководству Инспекции
3.6. Участие в работах по организации обучения специалистов по предмету деятельности отдела (в т.ч. по использованию новых информационных технологий).
3.7. Контроль за ведением делопроизводства отдела.
3.8. Руководство деятельностью отдела.
Эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности начальника отдела определяется на основании достижения (учитывается степень участия в достижении) таких показателей, как: