Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа
Задачи работы:
• изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
• изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Орловской области;
• рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала 4
1.1 Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база 4
1.2 Сущность налогового потенциала региона 11
1.3 Теоретические аспекты определения налогового потенциала 14
2. Налоговый потенциал Орловской области 22
3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона 29
3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности 29
3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов 35
Выводы и предложения 39
Список литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра “Финансы и кредит”
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему:
“Налоговый потенциал”
(на примере Орловской области)
Выполнил:
Студент 3 курса группы 371
Экономического ф-та
Спец. 080105.65
“Финансы и кредит”
Усачёва О.А.
Проверил:
К.э.н., доцент
Докальская В.К.
Орел – 2010
Содержание
Введение 3
1. Теоретические
и методологические основы
1.1 Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база 4
1.2 Сущность
налогового потенциала региона
1.3 Теоретические
аспекты определения
2. Налоговый потенциал Орловской области 22
3. Направления
совершенствования контроля за
налоговым потенциалом региона
3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности 29
3.2 Совершенствование
контроля за деятельностью
Выводы и предложения 39
Список литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42
Введение
Для органов власти субъектов РФ одним из важнейших направлений деятельности на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления региональными финансами, которое может быть достигнуто путём дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала.
Объект исследования - налоговый потенциал региона: факторы формирования, релевантные методы измерения, рационализация использования.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.
Задачи работы:
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили фундаментальные концепции и прикладные исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, межбюджетных и финансово-экономических отношений. Информационная база: законодательные акты, учебно-методическая литература, научные статьи и публикации, посвящённые данной проблеме.
1. Теоретические
и методологические основы
1.1 Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.
Налогообложение в любом
государстве должно базироваться на
отдельных принципах –
Основоположник классической политической экономии А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причине богатства народов» сформулировал четыре принципа:
- Принцип справедливости.
Этот принцип предполагает
- Принцип определённости
- сумма и время платежа должны
быть совершенно точно и
- Принцип удобности –
налог должен взиматься в
- Принцип экономии –
максимальное сокращение
- Налоги устанавливаются
законами. Этот принцип означает,
что, во-первых, налог должен быть
поименован в Налоговом
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога.
- Принцип всеобщности
налогообложения. Согласно
- Принцип равного
- Принцип соразмерности.
Он заключается в том, что
налоговое бремя должно быть
экономически сбалансировано с
интересами плательщика и
- Равное налоговое бремя.
Под налоговым бременем
- Налоги и сборы должны
иметь экономическое
• государственного бюджета;
• развития экономики;
• налогоплательщика.
- Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
- Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.
Федеральные налоги и сборы,
устанавливающиеся путем
При внесении изменений в законодательные акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145ФЗ), в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, пред полагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст. 59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 64).
- Все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности
- Безусловный приоритет
норм, установленных в налоговом
законодательстве, над положениями
по налоговым вопросам в
- Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
- Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.
Законодательство РФ о налогах
и сборах — совокупность норм, содержащихся
в законах РФ, устанавливающих
систему налогов и сборов, общие
принципы налогообложения и сборов,
основания возникновения, изменения
и прекращения отношений
Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Разновидности налогов и сборов, а также порядок их уплаты определяются законодательными органами в форме законов и не могут быть установлены подзаконными нормативными актами. Подтверждением этого служит то, что второе предложение ст. 57 Конституции РФ начинается со слов "законы, устанавливающие новые налоги...". Говоря иначе, установление налогов и сборов и порядка их взимания - прерогатива исключительно законодателя, а формой выражения его воли может быть только закон. Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными»[1].
На этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти».
Законодательная ветвь власти действует
в рамках системы разграничения
компетенции государственных