Налоговый потенциал Орловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
• изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
• изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Орловской области;
• рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала 4
1.1 Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база 4
1.2 Сущность налогового потенциала региона 11
1.3 Теоретические аспекты определения налогового потенциала 14
2. Налоговый потенциал Орловской области 22
3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона 29
3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности 29
3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов 35
Выводы и предложения 39
Список литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42

Файлы: 1 файл

226679.docx

— 71.23 Кб (Скачать файл)
  1. Определяется перечень основных и прочих налогов, по которым будет проводиться расчет налогового потенциала. По основным видам налогов расчет налогового потенциала проводится с помощью метода репрезентативной системы налогов.
  2. Производится расчет налоговой базы на планируемый год по каждому виду основных налогов в соответствии с налоговым законодательством РФ.
  3. Налоговый потенциал по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан по следующей формуле:

 

 

где НП — налоговый потенциал  по основным видам налогов,

PC0 — средняя репрезентативная ставка налога вида о,

Кс° — коэффициент собираемости налога вида о в среднем по субъекту. Средняя репрезентативная налоговая ставка по основным видам налогов рассчитывается по каждому налогу отдельно по формуле:

 

 

где PC0 — средняя репрезентативная налоговая ставка по налогу о, НС0 — исчисленные налоговые сборы по основному налогу о, НБ° — налоговая база налога о

Коэффициент собираемости по каждому из основных видов налогов  рассчитывается на основе фактических  показателей базового года по формуле:

 

 

где ФПи — фактическое поступление по налогу о по субъекту в базовом (текущем) периоде,

ИН° — исчисленные налоговые  поступления по налогу о по субъекту в базовом (текущем) периоде.

  1. Налоговый потенциал по прочим налогам исчисляется по формуле:

 

 

где НСП — ожидаемые налоговые сборы по прочим видам налогов в текущем году

I Р — индекс роста потребительских цен.

5. Совокупный налоговый потенциал региона равен сумме налоговых потенциалов основных и прочих налогов и исчисляется по формуле:

 

 

Каждая из предложенных методик  имеет свои достоинства и свои недостатки. Что касается первой, то Шандиров О. акцентирует свое внимание только на той части налогов, которая  остается в распоряжении региона. С  точки зрения определения налогового потенциала, на наш взгляд это не совсем верный подход, так как налоговый  потенциал территории предполагает собой максимальную величину налогов, которая вообще может быть собрана  на соответствующей территории, которые  затем распределяются по уровням  бюджетной системы. Положительной  же стороной данной методики является то, что в ней учитывается все  виды налогов, то есть, нет деления  налогов по основным и прочим, что  делает расчет более точным, но в  то же время более громоздким.

Вторая методика качественно  отличается от первой тем, что в рассматриваемой  методике, во-первых, налоги условно  разделяются на основные и прочие, при этом налоговый потенциал  по основным налогам рассчитывается при помощи репрезентативной налоговой  ставке; во-вторых, в этой методике учитывается  коэффициент собираемости налогов, который существенным образом влияет на величину налоговых поступлений, а, следовательно, и на налоговый  потенциал, то есть данная методика имеет  более общий характер, но вместе с тем учитывает ряд факторов, имеющих в отдельных случаях  достаточно заметное влияние на величину налогового потенциала [13].

Приведем также еще  одну методику расчета налогового потенциала, предложенную И.В. Горским. В рамках своего исследования он предлагает три  способа расчета налогового потенциала, взаимно дополняющих друг друга, имеющих свои достоинства и недостатки.

Первый расчет опирается  на аддитивное свойство налогового потенциала и выражается в следующей формуле:

 

 

где п — число налогов,

НБ — налоговая база налога i,

t — ставка налога i в %.

Приведенная формула налогового потенциала в общем виде есть сумма  всех налогов, поступающих во все  бюджеты данной территории. Эта универсальная  формула может легко трансформироваться в расчет налогового потенциала и  федерального, и местного бюджетов.

Данные для этого расчета  содержатся специализированном отчёте: Ф№5-НБН «Отчет о базе налогообложения  по основным видам налогов».

Второй расчет производится «упрощенным методом». Его суть состоит  в использовании только данных форм №5-НБН, если по каким-либо причинам окажется затруднительным применение первого  метода.

Дело в том, что те 10 налогов, для которых форма №5-НБН  дает точную налоговую базу, составляют 90% всех налоговых доходов регионов. Следовательно, можно без большой  погрешности сделать дооценку потенциала следующим методом:

все налоговые поступления  принимаем за 100 единиц; налоговый  потенциал по форме №5-НБН примем за 98 единиц; общий налоговый потенциал  будет равен: НПР= 100x98:90= 109 единиц.

Наконец, еще одним приемом  оценки отчетного налогового потенциала можно сделать так называемым «фактическим методом», где налоговый  потенциал рассчитывается исходя из некоторых фактических значений налоговых сумм. В основе этого  метода лежит простая мысль о  том, что полному использованию  налогового потенциала (в рамках легального сектора) препятствуют только две вещи: неплатежи (недоимка) и льготы. Следовательно,

 

НП=Ф+3+Л, (8)

 

Где Ф — фактические  поступления налогов,

3 — прирост задолженности  за отчетный период,

Л — сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.

К недостаткам данного  метода можно отнести сложность  планирования полученного показателя, поскольку здесь не используется налоговая база, тогда как первые два метода с достаточно высокой  степенью надежности допускают перспективную  оценку налогового потенциала именно через планирование налоговой базы.

Налоговый потенциал является важнейшей основой проведения какой  бы то ни было политики, в том числе  и финансовой, одной из составляющих которой является налоговая политика [5].

 

Выводы и предложения

 

В данной работе была рассмотрена  проблема налогового потенциала регионов.

Как такового понятия «налоговый потенциал» в законодательной практике не существует, однако под ним понимается важный бюджетообразующий показатель, показатель формирования доходной части  бюджетов всех уровней.

Определение налогового потенциала региона может решить множество  проблем и задач регионального  уровня, указать направления деятельности по совершенствованию проблемных аспектов.

Налоговый  потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков.

Важным условием эффективного потенциала является допустимая норма  задолженности. В связи с этим возникает необходимость контроля над задолженностью по региональным налогам, ведь именно она основная проблема полноценного использования потенциала региона.

В данной работе мной было предложено развитие в направлении контроля как за самой задолженностью, так  и за органами налоговой службы.

 

 

Список литературы

 

Законодательные акты:

1. Конституция Российской  Федерации М., 2004г.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации М., 2005г. 

3. Федеральный Закон Российской  Федерации Об основах налоговой системы в РФ.

4. Федеральный закон «О  бюджете РФ на 2000г.» М.- «Мир», 2001

Учебно-методическая литература:

5. Докальская В.К. Совершенствование социально-экономического развития регионов: теория и методология. Монография. – Орёл: Изд-во ОРАГС, 2009. – с.264.

6. Кадочников П., И.Трунин, Синельников-Мурылев С.,Луговой О.  Оценка налогового потенциала  и расходных потребностей субъектов  РФ.-М.-ИППП,2001;

7. Кадочников П., Луговой  О. Моделирование динамики налоговых  поступлений и оценка налогового  потенциала территорий-М.:ИППП, 2001г.;

8. Кучеров И.И. Налоговое  право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный  центр ЮрИнфоР, 2005

9. Миляков Н.В. Налоги  и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2004

10. Налоги, налогообложение  и налоговое законодательство / Под  ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб.: Питер, 2000

11. Окунева Л.П. Налоги  и налогообложение в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2003

12. Трунин И.В. Оценка межрегиональных различий в обоснованных бюджетных потребностях субъектов РФ.- М.:ИППП, 2001г.;

13. Трунин И.В. оценка  налогового потенциала субъектов  Федерации и разработка методики  распределения Фонда финансовой  поддержки регионов на 2000г. -М.:ИППП, 2004г. ;

Статьи:

14. Андреева А. Современные  проблемы взаимодействий бюджетов  в РФ. // Федерализм, 2003 10

15. Бирючев О.И. О некоторых  вопросах оптимизации налогообложения  // Финансы. 2005. – 2

16. Бирюков А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов// Финансы,№4,2006.и т.д.

17. Богачева О.В. Налоговый  потенциал и региональные счета  //Финансы, №2-3,2005;

18. Гордеев А.В., Методика  комплексной оценки деятельности  региональных налоговых органов// Налоговая политика и практика. – 2006. - № 10

19. Истомина Н.А., Одинокова  Т.Д. Оценка налогового потенциала  по бюджетообразующим налогам//Налоговая  политика и практика.- 2008. - № 1

20. Мешков Р.А., Механизм  регулирования налоговой задолженности:  формы реализации и показатели  эффективности//Налоговая политика  и практика. – 2008. - № 11

Электронные ресурсы:

21. http://www.r57.nalog.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Утверждаю

Руководитель 

Федеральной налоговой службы

А.Э.Сердюков

09.12.2004 г.

 

Положение

об Управлении Федеральной налоговой службы по Орловской области

 

I. Общие положения

1.Управление Федеральной  налоговой службы по Орловской  области (далее - Управление) является  территориальным органом Федеральной  налоговой службы (далее - ФНС  России) и входит в единую централизованную  систему налоговых органов.

Управление находится  в непосредственном подчинении ФНС  России и ей подконтрольно.

2.Управление имеет сокращенное  наименование: УФНС России по  Орловской области.

3.Управление является  территориальным органом, осуществляющим  функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

4. Управление является  уполномоченным территориальным  органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц,  физических лиц в качестве  индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по  представлению в делах о банкротстве  и в процедурах банкротства  требований об уплате обязательных  платежей и требований Российской  Федерации по денежным обязательствам.

5. Управление в своей  деятельности руководствуется Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными законами, федеральными  законами, актами Президента Российской  Федерации и Правительства Российской  Федерации, международными договорами  Российской Федерации, нормативными  правовыми актами Министерства  финансов Российской Федерации,  правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами  органов власти Орловской области  и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их  полномочий по вопросам налогов  и сборов, настоящим Положением.

6. Управление осуществляет  свою деятельность во взаимодействии  территориальными органами федеральных  органов исполнительной власти, органами исполнительной власти  Орловской области, органами местного  самоуправления и государственными  внебюджетными фондами, общественными  объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

7. Управление осуществляет  следующие полномочия в установленной  сфере деятельности:

7.1. Осуществляет контроль  и надзор за:

7.1.1. соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов,  правильностью исчислен полнотой  и своевременностью внесения  налогов и сборов, а в случаях  предусмотренных законодательством  Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

Информация о работе Налоговый потенциал Орловской области