Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа
Задачи работы:
• изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
• изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Орловской области;
• рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала 4
1.1 Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база 4
1.2 Сущность налогового потенциала региона 11
1.3 Теоретические аспекты определения налогового потенциала 14
2. Налоговый потенциал Орловской области 22
3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона 29
3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности 29
3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов 35
Выводы и предложения 39
Список литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42
где НП — налоговый потенциал по основным видам налогов,
PC0 — средняя репрезентативная ставка налога вида о,
Кс° — коэффициент собираемости налога вида о в среднем по субъекту. Средняя репрезентативная налоговая ставка по основным видам налогов рассчитывается по каждому налогу отдельно по формуле:
где PC0 — средняя репрезентативная налоговая ставка по налогу о, НС0 — исчисленные налоговые сборы по основному налогу о, НБ° — налоговая база налога о
Коэффициент собираемости по каждому из основных видов налогов рассчитывается на основе фактических показателей базового года по формуле:
где ФПи — фактическое поступление по налогу о по субъекту в базовом (текущем) периоде,
ИН° — исчисленные налоговые поступления по налогу о по субъекту в базовом (текущем) периоде.
где НСП — ожидаемые налоговые сборы по прочим видам налогов в текущем году
I Р — индекс роста потребительских цен.
5. Совокупный налоговый потенциал региона равен сумме налоговых потенциалов основных и прочих налогов и исчисляется по формуле:
Каждая из предложенных методик имеет свои достоинства и свои недостатки. Что касается первой, то Шандиров О. акцентирует свое внимание только на той части налогов, которая остается в распоряжении региона. С точки зрения определения налогового потенциала, на наш взгляд это не совсем верный подход, так как налоговый потенциал территории предполагает собой максимальную величину налогов, которая вообще может быть собрана на соответствующей территории, которые затем распределяются по уровням бюджетной системы. Положительной же стороной данной методики является то, что в ней учитывается все виды налогов, то есть, нет деления налогов по основным и прочим, что делает расчет более точным, но в то же время более громоздким.
Вторая методика качественно отличается от первой тем, что в рассматриваемой методике, во-первых, налоги условно разделяются на основные и прочие, при этом налоговый потенциал по основным налогам рассчитывается при помощи репрезентативной налоговой ставке; во-вторых, в этой методике учитывается коэффициент собираемости налогов, который существенным образом влияет на величину налоговых поступлений, а, следовательно, и на налоговый потенциал, то есть данная методика имеет более общий характер, но вместе с тем учитывает ряд факторов, имеющих в отдельных случаях достаточно заметное влияние на величину налогового потенциала [13].
Приведем также еще одну методику расчета налогового потенциала, предложенную И.В. Горским. В рамках своего исследования он предлагает три способа расчета налогового потенциала, взаимно дополняющих друг друга, имеющих свои достоинства и недостатки.
Первый расчет опирается на аддитивное свойство налогового потенциала и выражается в следующей формуле:
где п — число налогов,
НБ — налоговая база налога i,
t — ставка налога i в %.
Приведенная формула налогового
потенциала в общем виде есть сумма
всех налогов, поступающих во все
бюджеты данной территории. Эта универсальная
формула может легко
Данные для этого расчета содержатся специализированном отчёте: Ф№5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов».
Второй расчет производится «упрощенным методом». Его суть состоит в использовании только данных форм №5-НБН, если по каким-либо причинам окажется затруднительным применение первого метода.
Дело в том, что те 10 налогов, для которых форма №5-НБН дает точную налоговую базу, составляют 90% всех налоговых доходов регионов. Следовательно, можно без большой погрешности сделать дооценку потенциала следующим методом:
все налоговые поступления принимаем за 100 единиц; налоговый потенциал по форме №5-НБН примем за 98 единиц; общий налоговый потенциал будет равен: НПР= 100x98:90= 109 единиц.
Наконец, еще одним приемом оценки отчетного налогового потенциала можно сделать так называемым «фактическим методом», где налоговый потенциал рассчитывается исходя из некоторых фактических значений налоговых сумм. В основе этого метода лежит простая мысль о том, что полному использованию налогового потенциала (в рамках легального сектора) препятствуют только две вещи: неплатежи (недоимка) и льготы. Следовательно,
НП=Ф+3+Л, (8)
Где Ф — фактические поступления налогов,
3 — прирост задолженности за отчетный период,
Л — сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.
К недостаткам данного метода можно отнести сложность планирования полученного показателя, поскольку здесь не используется налоговая база, тогда как первые два метода с достаточно высокой степенью надежности допускают перспективную оценку налогового потенциала именно через планирование налоговой базы.
Налоговый потенциал является важнейшей основой проведения какой бы то ни было политики, в том числе и финансовой, одной из составляющих которой является налоговая политика [5].
Выводы и предложения
В данной работе была рассмотрена проблема налогового потенциала регионов.
Как такового понятия «налоговый потенциал» в законодательной практике не существует, однако под ним понимается важный бюджетообразующий показатель, показатель формирования доходной части бюджетов всех уровней.
Определение налогового потенциала
региона может решить множество
проблем и задач регионального
уровня, указать направления
Налоговый потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков.
Важным условием эффективного потенциала является допустимая норма задолженности. В связи с этим возникает необходимость контроля над задолженностью по региональным налогам, ведь именно она основная проблема полноценного использования потенциала региона.
В данной работе мной было предложено развитие в направлении контроля как за самой задолженностью, так и за органами налоговой службы.
Список литературы
Законодательные акты:
1. Конституция Российской Федерации М., 2004г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации М., 2005г.
3. Федеральный Закон Российской Федерации Об основах налоговой системы в РФ.
4. Федеральный закон «О бюджете РФ на 2000г.» М.- «Мир», 2001
Учебно-методическая литература:
5. Докальская В.К. Совершенствование социально-экономического развития регионов: теория и методология. Монография. – Орёл: Изд-во ОРАГС, 2009. – с.264.
6. Кадочников П., И.Трунин,
Синельников-Мурылев С.,
7. Кадочников П., Луговой
О. Моделирование динамики
8. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, 2005
9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2004
10. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб.: Питер, 2000
11. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2003
12. Трунин И.В. Оценка межрегиональных различий в обоснованных бюджетных потребностях субъектов РФ.- М.:ИППП, 2001г.;
13. Трунин И.В. оценка
налогового потенциала
Статьи:
14. Андреева А. Современные
проблемы взаимодействий
15. Бирючев О.И. О некоторых
вопросах оптимизации
16. Бирюков А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов// Финансы,№4,2006.и т.д.
17. Богачева О.В. Налоговый
потенциал и региональные
18. Гордеев А.В., Методика
комплексной оценки
19. Истомина Н.А., Одинокова
Т.Д. Оценка налогового
20. Мешков Р.А., Механизм
регулирования налоговой
Электронные ресурсы:
21. http://www.r57.nalog.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Утверждаю
Руководитель
Федеральной налоговой службы
А.Э.Сердюков
09.12.2004 г.
Положение
об Управлении Федеральной налоговой службы по Орловской области
I. Общие положения
1.Управление Федеральной
налоговой службы по Орловской
области (далее - Управление) является
территориальным органом
Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
2.Управление имеет
3.Управление является
территориальным органом,
4. Управление является
уполномоченным
5. Управление в своей
деятельности руководствуется
6. Управление осуществляет
свою деятельность во
II. Полномочия
7. Управление осуществляет
следующие полномочия в
7.1. Осуществляет контроль и надзор за:
7.1.1. соблюдением законодательства
о налогах и сборах, а также
принятых в соответствии с
ним нормативных правовых