Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:40, курсовая работа
Задачи работы:
• изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
• изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Орловской области;
• рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона.
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала 4
1.1 Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база 4
1.2 Сущность налогового потенциала региона 11
1.3 Теоретические аспекты определения налогового потенциала 14
2. Налоговый потенциал Орловской области 22
3. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона 29
3.1 Основные формы регулирования налоговой задолженности 29
3.2 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов 35
Выводы и предложения 39
Список литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 42
Конституционный Суд Российской Федерации
подтвердил эту точку зрения и
указал в Постановлении от 11 ноября
1997г. № 16-П, что «наделение законодательного
органа Российской Федерации конституционными
полномочиями устанавливать налоги
означает также обязанность
Утверждение налогов законом является
не только средством ограничения
полномочий исполнительной власти, но
и необходимым инструментом установления
безусловной обязанности
Только закон в силу его стабильности,
определенности, особого порядка
принятия может предоставить налогоплательщику
достоверные данные для исполнения
им налоговой повинности. Если бы существенные
элементы налога или сбора могли
устанавливаться исполнительной властью,
то принцип определенности налоговых
обязательств подвергался бы угрозе,
поскольку эти обязательства
могли быть изменены в худшую для
налогоплательщика сторону в
упрощенном порядке. Только законодательная
форма введения денежной повинности
в максимальной степени исключает
взаимосвязь уплаты налога с решением
налогоплательщика о
Налоговые отношения регулируются
не только законами, но и подзаконными
актами. Однако только закон налагает
на налогоплательщика
Вопрос о налоговом
Таким образом, налоговое законодательство состоит из комплекса налоговых норм, которые в совокупности образуют сложную систему, включающую акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов РФ, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах.
1.2 Сущность налогового потенциала региона
В условиях формирования новой
системы управления рыночной экономикой
особое значение имеет создание рычагов
и стимулов для повышения эффективности
управления бюджетами на региональном
и местном уровнях. Немалая часть
проблем бюджета связана с
точностью прогнозов его
Как показывает практика формирования
региональных бюджетов применяемые
методы и подходы не гарантируют
в достаточной мере объективное
прогнозирование предстоящих
Как в теории, так и в практике, разработкам механизма бюджетное прогнозирования, как важного элемента финансового управления, в нашей стране незаслуженно мало уделяется внимания.
Подтверждением этого
может служить факт отсутствия единых
подходов к оценке доходных возможностей
муниципальных образований в
то время, как в условиях усиления
роли местных органов управления
в регулировании различных
В настоящее время финансовые ресурсы могут прогнозироваться субъектами РФ на основе экстраполяции ретроспективных данных о налоговых поступлениях, собранных муниципалитетами за базовый период, с корректировкой на индексы-дефляторы, «произвольно устанавливаемых и ежегодно меняющихся индивидуальных нормативов», то есть без учета доходных возможностей территорий.
Каждый субъект РФ считает будущие доходы самостоятельно и по своей «уникальной» методике, составленной на основе рекомендаций Минфина РФ, Минэкономразвития РФ с корректировкой на местные условия.
В рамках такого подхода
регионы заинтересованы не столько
в повышении собираемости налогов,
сколько в сокрытии налоговой
базы. Поэтому подобная практика не
способствует заинтересованности в
мобилизации доходов в местные
бюджеты и нагрузка по бюджетному
регулированию в большей
Показатели собираемости налогов и налогового потенциала, на основе которых определяют задания по поступлению доходов бюджета, до сих пор не стали официальными показателями, они играют в бюджетном процессе лишь расчетно-справочную роль. Неопределенный статус этих показателей снижает легитимность бюджетного планирования, в то время как падение среднего показателя собираемости налогов на несколько пунктов влечет за собой увеличение бюджетного дефицита.
Поэтому прогнозирование
доходов региональных и местных
бюджетов требует совершенствования
как методологии, так и методики
а показатель налогового потенциала
и собираемости налогов должны стать
основополагающими
Следует определиться, что, же такое вообще налоговый потенциал.
В издании Всемирного банка «Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма» дано следующее определение: «Налоговый потенциал способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма поступлений как таковых)».
Шалюхина М.Н. по этому
поводу пишет: «В широком смысле «налоговый
потенциал» — это совокупный объем
налогооблагаемых ресурсов территории.
В более узком, практическом, смысле
«налоговый потенциал» представляет собой
максимально возможную сумму
поступлений налогов и сборов,
исчисленных в условиях действующего
законодательства». На величину налогового
потенциала территории оказывают влияние
множество факторов — как объективных,
так и субъективных. К первым относятся
действующее налоговое
Серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала оказывает значительный объем "теневого" оборота, который по данным из 25 разных источников достигает от 10% до 40% легального оборота. Проблема легализации "теневых" средств требует отдельного обсуждения и решения. Пока же "теневой" сектор может рассматриваться только как перспективный для налогообложения по мере совершенствования законодательства и усиления контроля за его соблюдением.
О.В. Богачева однозначно определяет
налоговый потенциал как
1.3 Теоретические
аспекты определения
В настоящее время существует множество методик определения налогового потенциала регионов: от сравнительно простых, до очень трудоемких.
Налоговый потенциал региона
можно рассматривать с
Вместе с существованием различных взглядов на содержание налогового потенциала, существует и несколько показателей оценки налогового потенциала, в частности:
Могут быть использованы и другие методы оценки с помощью показателя уровня совокупных налогооблагаемых ресурсов и показателя валового регионального продукта (ВРП).
На сегодняшний день в практике работы налоговых органов понятие «налоговый потенциал региона» пока не используется. Вместе с тем, назрела реальная потребность создания механизма установления обоснованных заданий по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему, а также механизма оценки эффективности работы налоговых органов.
На наш взгляд решению
этой задачи способствовало бы предложенное
Шалюхиной М.Н. заполнение так называемого
«Налогового паспорта региона», который
содержит комплексную характеристику
налогового потенциала и налоговой
нагрузки региона. Разработка формы
паспорта сейчас проводится Министерством
РФ по налогам и сборам при активном
участии территориальных
По мнению М.Н. Шалюхиной,
оценка налогового потенциала только
по показателю «фактически поступивших
платежей» не совсем объективна, так
как существует разрыв между фактически
собранными и исчисленными согласно
действующему налоговому законодательству
налогами. Этот разрыв обусловлен рядом
причин; финансовым состоянием налогоплательщиков
(платежеспособностью), уровнем их налоговой
грамотности и налоговой
- фактически собранных в базовом году;
- во-вторых, может применяться
показатель среднедушевых
- в-третьих, возможно измерение
фискального потенциала с
- четвертым показателем является уровень совокупных налогооблагаемых ресурсов (СНР) региона;
- в-пятых, измерение
- и, наконец, предлагается
шестой способ измерения
О. Шандиров предлагает измерять налоговый потенциал следующей формулой:
где к — количество компонентов налогооблагаемой базы физических и юридических лиц (налог на прибыль, НДС и др.);
m — количество налогоплательщиков (физических и юридических лиц);
Pjk — налогооблагаемая база j-ro налогоплательщика по к-му компоненту;
Njk — налоговая ставка по k-му компоненту налогооблагаемой базы j-ro налогоплательщика;
djk — удельный вес налоговых поступлений, остающихся в распоряжении региона по конкретному компоненту налогооблагаемой базы j-ro налогоплательщика [13].
Более подробно рассмотрим методику расчета налогового потенциала, предлагаемую начальником отдела финансово-кредитной политики комитета экономики администрации Амурской области.
В ее работе была предпринята попытка разработки методики прогноза доходных возможностей территорий на основании показателя налогового потенциала с учетом уровня и структуры экономического развития данной территории.
Предлагаемая методика опирается на использование показателей, объективно измеряющих доходные возможности региона на основании налоговых баз с использованием определенной формулы.
Причем доходы определяются не по фактическим поступлениям за предыдущие годы при сложившемся уровне собираемости, а в зависимости от размера налоговых баз.
Оценка налогового потенциала
по рассматриваемой методике осуществляется
в следующей