Налоговый учет и отчетность ООО "Меридиан"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе учетной политики и выявление ее влияния на процесс налогообложения и формирования финансовых результатов организации. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
•изучить теоретические и правовые основы формирования учетной политики;
•проанализировать учетную политику на примере исследуемого предприятия;
•охарактеризовать организационно-экономическое состояние предприятия;
•разработать основные направления совершенствования учетной политики налогового учета.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.01 Кб (Скачать файл)

Введение

С 1 января 2001 г. введена в  действие часть вторая Налогового кодекса  Российской Федерации. Его введение заложило правовой фундамент всей системы  налогообложения и сборов в России.      До введения в действие части первой Кодекса определения "налогового законодательства" не раскрывалось ни в одном нормативном акте, что порождало некоторую неопределенность при толковании актов законодательства, содержащих данный термин. Пользуясь этим исполнительная власть (особенно на местах) с целью пополнения территориального бюджета всячески пыталась вводить новшества в законодательство о налогах и сборах с помощью подзаконных актов.  Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В Российской Федерации налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.     Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.           В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.        В системе налогов РФ налог на прибыль является одним из наиболее значимых налогов. Вопросы, связанные c налог на прибыль имеют большое значение для предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных.          Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после Налога на добавленную стоимость.   Цель работы состоит в анализе учетной политики и выявление ее влияния на процесс налогообложения и формирования финансовых результатов организации.         В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

    • изучить теоретические и правовые основы формирования учетной политики;
    • проанализировать   учетную    политику   на   примере   исследуемого предприятия;
    • охарактеризовать   организационно-экономическое состояние предприятия;
    • разработать основные направления совершенствования учетной политики налогового учета.

В качестве объекта исследования рассматривается нормативно-законодательная  документация, регламентирующая учетную  политику организации.

Предметом исследования в  данной работе является учетная политика ООО «Меридиан» и проблемы оптимизации в современных условиях.

При написании работы основными  источниками являлись нормативные  правовые акты по бухгалтерскому учету, налоговому законодательству и документация ООО «Меридиан».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Учётной политики для целей налогообложения и ее основные задачи.

 

    1. Сущность учетной политики организации для целей налогообложения.

 

Необходимость формирования учетной политики для целей налогового учета закреплена нормами главы 25 Налогового кодекса РФ.

Налоговый учет – это  система обобщения информации о  хозяйственных операциях организации  для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов.1Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов, а также для обеспечения информацией о принятых организацией методах учета внутренних и внешних пользователей.

В рамках организационно-технического раздела должны быть представлены следующие  вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Кем  осуществляется налоговый учет в  организации: главным бухгалтером; бухгалтерской службой; структурным  подразделением и др. Как составлены формы первичной учетной документации: на основе первичных документов бухгалтерского учета; на основе самостоятельно разработанных  документов для налогового учета. Какова технология обработки информации для  налогового учета: ручная; автоматизированная. Как составлены формы аналитических  регистров налогового учета: на основе первичных документов бухгалтерского учета; на основе самостоятельно разработанных  документов для налогового учета. Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи  налоговых регистров. Утвержден  ли график документооборота.

Каждый налогоплательщик самостоятельно организует свою систему  налогового учета. При этом порядок  ведения налогового учета устанавливается  налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

Налоговое законодательство не содержит никаких специальных  требований к порядку составления  учетной политики для целей налогообложения. Поэтому возможно составить единую учетную политику по организации  в целом и сделать в ней  отдельные разделы – бухгалтерская  политика, политика по налогу на прибыль, политика по НДС и т.д., или составить  для бухучета и каждого налога отдельный документ.

Если организация только создана, то учетную политику ей надо утвердить в следующие сроки:

    • бухгалтерскую – не позднее 90 дней со дня государственной регистрации;
    • по НДС – не позднее окончания первого квартала, в котором зарегистрирована организация.

Для учетной политики по налогу на прибыль нет сроков утверждения. Но ее лучше, так же как и политику по НДС, утвердить не позднее окончания  первого отчетного периода, в  котором зарегистрирована организация. Таким образом, учетную политику утверждают один раз при создании организации. А потом, при необходимости, ее либо дополняют, либо изменяют.2

Налогоплательщик самостоятельно в установленных Кодексом рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы можно  разбить на различные группы, например по отношению к конкретным налогам.

На сегодняшний день из всех налогов элементы учетной политики для целей налогообложения предусмотрены: для налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых. Следует отметить, что наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, содержится в Налоговом кодексе РФ и касается исчисления налога на прибыль.

Возможна и другая группировка  элементов учетной политики для  целей налогообложения. Их можно  условно разделить на три группы:

    • основную (элементы, необходимые для учетной политики всех налогоплательщиков, применяющих обычную систему налогообложения);
    • специальную (элементы, необходимые только для некоторых категорий налогоплательщиков);
    • дополнительную (необязательные элементы).

К основной группе относятся  элементы учетной политики, обязательное наличие которых предусмотрено  налоговым законодательством, либо те, на которые в законе есть прямые ссылки.

Специальная группа (либо ее отдельные элементы) необходима тем  налогоплательщикам, которые осуществляют определенные виды деятельности (либо налогоплательщикам, обладающим определенными  отличительными признаками). Для них  налоговым законодательством предусмотрены  специальные элементы учетной политики (Глава 26 Налогового кодекса РФ:«Упрощенная система налогообложения», «Единый налог на вмененный доход»).

В учетной политике для  целей налогообложения необходимо закрепить только те элементы, которые  нужны налогоплательщику для  ведения хозяйственной деятельности. Нет необходимости включать способы  налогового учета объектов, которые  отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых  фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация  отражает в дополнении к учетной  политике для целей налогообложения.

В ряде статей Налогового кодекса  РФ содержится прямое указание на необходимость  отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых  налогоплательщиком методических приемов  и способов налогового учета (порядок  признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики.

Избрание организацией из двух или более вариантов конкретного  способа признания доходов и  расходов, учитываемых при формировании налоговой базы, зависит от осуществляемых налогоплательщиком видов деятельности и хозяйственных операций, от условий  применения соответствующего варианта, определенных Налоговым кодексом.

Перечень аналитических  регистров налогового учета, применяемых  организацией, приводится в виде приложения к учетной политике организации  для целей налогообложения. Статьи определяют два возможных способа  обобщения информации для целей налогообложения:

    • налогоплательщик дополняет применяемые регистры бухгалтерского учета, если в них содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями Налогового кодекса, формируя тем самым регистры налогового учета;
    • ведет самостоятельные регистры налогового учета.

Изменять указанные в  учетной политике бухгалтерские  и налоговые «правила поведения» можно только с начала очередного года. Поэтому приказ об изменении  каких-либо положений бухгалтерской  и налоговой учетной политики на новый год надо утвердить не позднее 31 декабря.

Следует также отметить изменения  в налоговом законодательстве, которые  необходимо учесть при формировании учетной политики в целях налогового учета в 2012 году.

С 1 января 2011 года изменился  стоимостной критерий для амортизируемого  имущества – как для основных средств, так и для нематериальных активов. Лимит первоначальной стоимости  таких объектов вместо прежних 20 000 руб. теперь равен 40 000 руб. Это прописано в новой редакции пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Причем срок полезного использования амортизируемого имущества остался тот же – более 12 месяцев.

Утверждение учетной политики для целей налогообложения необходимо в первую очередь для налогоплательщика, так как ее отсутствие приведёт к  неправильному налогообложению.

Во-первых, учетная политика служит определенным инструментом налогового планирования и позволяет в известных  пределах корректировать налоговые  платежи. Во-вторых, она выполняет  функцию доведения до сведения налоговых  органов информации, необходимой  для осуществления контроля над правильностью исчисления и уплаты сумм налога. В-третьих, она дает налогоплательщику возможность систематизировать и закрепить в едином документе те методы и способы, которые он посчитает необходимым применять при исчислении налогов.

На практике организации  часто составляют не только единую учетную политику для целей налогообложения, но и общую учетную политику для  целей бухгалтерского и налогового учета, выделяя в ней два самостоятельных  раздела: первый – по правилам ведения  бухгалтерского учета, второй – по правилам ведения налогового учета. Такой подход позволяет избежать дублирования положений, норм, правил, способов, методов, применяемых в  бухгалтерском и налоговом учете.

    1. Задачи, решаемые при формировании учетной политики

 

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

1. Выбор одного из нескольких  взаимоисключающих вариантов учета,  присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет  нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще  невозможен. Классический пример - выбор  метода оценки стоимости покупных  товаров (по стоимости товаров,  первых по времени приобретения (ФИФО); по средней стоимости; по  стоимости единицы товара).

2. Отказ от метода учета,  предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет  воспользоваться альтернативным  вариантом, предусмотренным в  Налоговом кодексе, он должен  об этом заявить в своей  учетной политике. Например, есть  два варианта учета в расходах  процентов по займам/кредитам: либо  по реально заплаченным процентам,  либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания  в учетной политике, то списать  на расходы можно будет только  по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив – по реальным процентам,  что значительно выгоднее.

Информация о работе Налоговый учет и отчетность ООО "Меридиан"