Налоговый учет и отчетность по налогу на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

целью моей курсовой работы является комплексный анализ подоходного налогообложения физических лиц в РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- определена общая характеристика налога на доходы физических лиц;
- приведен порядок исчисления и уплаты НДФЛ, особенности формирования налоговой базы, применение действующих налоговых вычетов;
- проанализирована существующая система расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц на примере предприятия и его сотрудников.

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1 Теоритические аспекты НДФЛ. 4
1.1 История развития налога на доходы физических лиц. 4
1.2. Законодательная база по налогу на доходы физических лиц. 5
1.3. Характеристика элементов налогообложения по налогу на доходы физических лиц. 6
Глава 2. Налоговый учет и отчетность по НДФЛ. 17
2.1. Налоговый учет по налогу на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей. 17
2.2. Налоговый учет по налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами. 20
2.3. Отчетность по налогу на доходы физических лиц. 22
Глава 3. Решения задач по НДФЛ на примере организации ОАО «Вереск». 26
Заключение. 29
Библиография. 31
Приложения 32

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 68.83 Кб (Скачать файл)

15 января 2012 г. работник бухгалтерии Семенов М. Р. получил от предприятия ОАО «Вереск» ссуду на покупку бытовой техники на год в размере 300 000 руб. под 5% годовых со сроком возврата в следующем году. Половину ссуды он погасил 1 июля.

1) Материальная выгода возникает только в том случае, если ставка по кредиту меньше 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. На данный момент ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 8,5%. Для этого нужно сравнить эти показатели.

2) Рассчитаем материальную выгоду до 30 июня включительно. В период с 15 января по 30 июня прошло 167 дней. Сравним ставки:

– реальная ставка по кредиту: (5% : 365 дней) * 167 дней = 2,2877%;

– минимальная ставка (2/3 ставки рефинансирования): (8,5% * 2/3 : 365 дней) * 167 дней = 2,5668%.

Минимальная ставка больше ставки по кредиту. Поэтому возникает  материальная выгода с суммы 300 000 руб. и разностной ставкой 0,2791% (2,5668% - 2,2877%). Сумма материальной выгоды за период с 15 января по 30 июня составит 837 руб. 30 коп. (300 000 руб. * 0,2791%).

3) Сумма ссуды с 1 июля  уменьшалась вдвое. Материальную  выгоду будем считать от суммы  150 000 руб.

4) Рассчитаем материальную  выгоду с 1 июля по 31 декабря  включительно. В период с 1 июля  по 31 декабря прошло 184 дня. Сравним  ставки:

– реальная ставка по кредиту: (5% : 365 дней) * 184 дня = 2,5205%;

– минимальная ставка (2/3 ставки рефинансирования): (8,5% * 2/3 : 365 дней) * 184 дня = 2,8281%.

Минимальная ставка больше реальной ставки по кредиту. Поэтому  снова возникает материальная выгода с суммы 150 000 руб. и разностной ставкой 0,3076%. Сумма материальной выгоды за период с 1 июля по 31 декабря составить 461 руб. 40 коп., т.е. 150 000 * 0,3076%.

5) Сумма материальной  выгоды за весь период составит  837,3 руб. + 461,4 руб. = 1298,7 руб.

6) Сумма налога составит 35%, т. к. материальная выгода  возникает по ссуде, выданной  на покупку бытовой техники.  Сумма налога равна 1298,7 * 35% = 454,5 руб.

Еще один сотрудник организации ОАО «Вереск» гражданин Е. С. Богачев продал в 2012 году свой частный дом, который находился в его собственности ровно 2 года, за 1 200 000 руб. Его заработок по основному месту работы составляет 15000 руб. в месяц. Кроме того, в декабре ему была выплачена материальная помощь в размере 10 000 руб. У него на иждивении двое несовершеннолетних детей.

1) Сначала определяем  налогооблагаемый доход, рассчитанный  по месту работы:

(15 000 руб. * 12 мес.) + 10 000 руб. – 4 000 руб. = 186 000 руб.

2) Определяем величину  стандартных налоговых вычетов:

1 400 руб. * 2 ребенка * 12 мес. = 33 600 руб.

3) Определяем сумму налога, удержанного по месту работы  Богачева:

(186 000 руб. – 33 600 руб.) * 13% = 19 812 руб.

4) При продаже недвижимого  имущества, находящегося в собственности  Богачева К. С. Менее 3 лет,  налогоплательщику предоставляется  имущественный вычет на сумму  1 000 000 руб.  (в соот. с продпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Теперь рассчитаем сумму дополнительного налога, который налогоплательщику обязан доплатить по окончании года по представленной налоговой декларации:

(1 200 000 руб. – 1 000 000 руб.) * 13% = 26 000 руб.

5) Общая сумма НДФЛ  складывается из указанной выше  суммы НДФЛ с зарплаты в  сумме 19 812 руб. и дополнительного НДФЛ от продажи дома в сумме 26 000 руб.:

19 812 руб. + 26 000 руб. = 45 812 руб.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

15000

15000

13500

14200

14200

14200

14200

14200

15000

15000

17000

17000





Сотрудница организации ОАО «Вереск» Михеева А. П. получила в 2012 г. следующие доходы:

 

Также она подала в бухгалтерию  документы о наличии у нее  на иждивении двух детей, один из которых  школьник в возрасте 14 лет, а другой – студент очного вуза в возрасте 21 года. За 2012 год Михеева уплатила за обучение сына  в вузе сумму 25 000 руб.

1) Определяем налогооблагаемый  доход за 12 месяцев:

(15 000 руб. * 2 мес.) + 13 500 руб. + (14 200 руб. * 5 мес.) + (15 000 руб. * 2 мес.) + (17 000 руб. * 2 мес.) = 178 500 руб.

2) Определим величину  стандартных налоговых вычетов:

1 400 руб. * 2 ребенка * 12 мес. = 33 600 руб.

3) Определим сумму налога, удержанного по месту работы  Михеевой:

(178 500 руб. – 33 600 руб.) * 13% = 18 837 руб.

4) Определим итоговую  сумму НДФЛ, который налогоплательщик должен был бы уплатить в бюджет, с учетом положенного ему социального вычета:

(178 500 руб. – 33 600 руб. – 25000 руб.) * 13% = 15 587 руб.

5) Теперь рассчитаем сумму  возврата налога, которую сотрудница  получит на свой расчетный  счет после проверки налоговой  декларации:

18 837 руб. – 15 587 руб. = 3 250 руб.

 

 

Заключение.

В своей курсовой работе я провела анализ действующей в настоящее время системы исчисления и удержания налога на доходы физических лиц. НДФЛ показывает, что он, как и вся налоговая система Российской Федерации, находится в постоянном развитии. Введение подоходного налога предполагает, что государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида. Даже после принятия второй части Налогового кодекса НДФЛ в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

Вместе с тем, по сравнению  с экономически развитыми странами в РФ НДФЛ составляет лишь 13 % консолидированного бюджета против 60% в США.

Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.

В РФ отсутствует действенная  система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.

Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому  ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой  лежит современный маржинализм. Увеличение сборов по НДФЛ больше обусловлено увеличением ставки по налогу на 1% для малоимущих, нежели поступлениями от богатых граждан, особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции, минимизируя и платы по налогу на прибыль, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства. В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.

Налоговые органы в РФ в  силу их недостаточной развитости и  компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что  приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких  доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.

Библиография.

НПА:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I, II.-M.: ИНФРА-М, 2007.-479с
  3. Приказ МНС «Об утверждении методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 ноября 2000 года №БГ-3-08/415.-Налог на доходы физических лиц.- М.: «Проспект»,-2001.-160с

 

Литература:

  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник.-2-е изд., перераб и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2005.-261с.
  2. Евстигнеев Е.Н. Основы налогового планирования/ Е.Н. Евстигнеев.- СПб.:Питер, 2011.-288с.:ил.
  3. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие 5-е изд./ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- СПб: Питер,2012.-496с.: ил.
  4. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов.-М.: «Приор-издат», 2011.-12с.
  5. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное/ Под ред.проф. В.В.Ковалева.-М.: ООО «ТК Велби»,2012.-74с.

 

Интернет источники:

  1. www/consultant.ru – Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  2. www/garant.ru – Система Гарант. 
  3. http://www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба

 

Приложения

1 Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник.-2-е изд., ,2005 г.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I, II, 2007 г.

3 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

4 НК РФ п. 2 ст. 207.

5 НК РФ ст. 217.

6 НК РФ ст. 210.

7 НК РФ ст. 218.

8 НК РФ ст. 219.

9 НК РФ ст. 220.

10 НК РФ ст. 221.

11 Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: 2011 г.

12 НК РФ п. 9 ст. 227.


Информация о работе Налоговый учет и отчетность по налогу на доходы физических лиц