Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 21:31, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости НДС в формировании доходной части бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность НДС;
-проанализировать его в формировании доходной части бюджета;
-сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.
ВВЕДЕНИЕ
3
1
СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
5
1.1
История возникновения и развития налога на добавленную стоимость
5
1.2
Экономическое содержание НДС
8
1.3
Основные элементы налога на добавленную стоимость
10
2
РОЛЬ НДС В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28
2.1
Общая характеристика доходной части государственного бюджета РФ
28
2.2
Доля НДС в доходной части бюджета России.
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1 |
СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ |
5 |
1.1 |
История возникновения и развития налога на добавленную стоимость |
5 |
1.2 |
Экономическое содержание НДС |
8 |
1.3 |
Основные элементы налога на добавленную стоимость |
10 |
2 |
РОЛЬ НДС В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
28 |
2.1 |
Общая характеристика доходной части государственного бюджета РФ |
28 |
2.2 |
Доля НДС в доходной части бюджета России. |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
31 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
32 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
33 |
ВВЕДЕНИЕ
Регулирование процесса формирования и расходования денежных фондов реализуется через финансовую политику. Одним из важнейших инструментов осуществления финансовой политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога - налога на добавленную стоимость (далее НДС).
Налог на добавленную стоимость(НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, добавленной к стоимости приобретённых сырья, работ и услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.
Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента её образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.
Становление системы косвенного налогообложения в процессе историко-экономического развития общества и зарубежный опыт в области косвенного налогообложения заслуживают должного изучения.
Одно из ведущих мест в системе косвенного налогообложения отводится налогу на добавленную стоимость, так как удельный вес НДС в доходной части бюджета составляет значительную долю.
В начале 90-х годов в России
начались рыночные преобразования.
Реформированию были подвергнуты все
сферы экономической жизни общества. Особое
внимание уделялось ранее неизвестным
в нашей стране налоговым отношениям.
Одним из первых обязательных платежей,
введенных в практику налогообложения,
явился налог на добавленную стоимость.
За годы своего существования он прочно
укрепился в налоговой системе Российской
Федерации.
В настоящее время, НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. Как известно, НДС является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости НДС в формировании доходной части бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность НДС;
-проанализировать его в
-сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году.
Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.
Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.
Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.
Во-вторых, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.
В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (электроэнергию, рекламу, транспорт). Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего, это освобождение направлено на поощрение и стимулирование к развитию мелкого бизнеса.
Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.
Тем более с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Сейчас основная налоговая ставка 18%, применяемая ко всем остальным операциям, также 10%-пониженная ставка, применяемая при реализации товаров социально- значимых продовольственных товаров, а 0% является специальной ставкой, которая применяется в основном по экспортируемым товарам и услугам.
1.2Экономическое содержание НДС
Экономическую сущность и механизм его действия. НДС взимается с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного цикла и заканчивая продажей продукции потребителю. В научной литературе экономическое содержание НДС обычно представляют как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и распределения и определяемой как разницу между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Добавленная стоимость- это стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или оказание услуги.
К тому же, добавленную стоимость можно представить как сумму заработной платы (ЗП) и получаемой прибыли (П) как основных элементов, входящих в состав добавленной стоимости, а также некоторых элементов затрат налогоплательщиков, связанных не посредственно с его производственным циклом. Добавленная стоимость, также можно представить как разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг (РП) и производственными затратами (МЗ).
Таки образом, добавленную стоимость можно сформировать на четыре формулы для расчета суммы НДС:
1)НДС = Ст * (ЗП + П); (1)
2)НДС = Ст * ЗП + Ст *П; (2)
3)НДС =Ст * (РП – МЗ); (3)
4)НДС = Ст * РП – Ст * МЗ, (4)
где Ст- ставка налога.
В первом и во втором - Сумма налога, исчисленная по каждому из механизмов для конкретного промежутка времени (налогового периода), может получаться различной. Это объясняется тем, что при использовании различных механизмов исчисления НДС значения ЗП, РП, П и МЗ не совпадают между собой. В частности, в третьем механизме- о произведенной в течение определенного периода времени продукции, а в четвертом механизме- о реализованной продукции за тот же период.
Порядок исчисления налога на добавленную стоимость определяется ст.166 и 173 НК. Для того чтобы овладеть методикой исчисления НДС, необходимо различать следующие понятия:
1)НДСб- НДС, подлежащий уплате в бюджет;
2)НДСр- НДС по реализованной (переданной) продукции (товарам, работам, услугам) и другим облагаемым операциям;
3)НДСв-НДС,подлежащий вычету (налоговые вычеты).
НДСб = НДСр – НДСв = НБ * Ст – НДСв, (5)
где Ст- ставка налога, НБ- налоговая база.
При исчислении налога могут быть использованы различные механизмы, важным становится законодательное установление порядка исчисления НДС. Наибольшее распространение в мире получил четвертый механизм расчета налога, применяется он и в нашей стране. На практике использование данного метода связано с тем, что он позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, поскольку не требуется определения собственно добавленной стоимости, а ставка применяется к ее компонентам (реализованной продукции и затратам).
1.3 Основные элементы налога на добавленную стоимость
Основные элементы налога на добавленную стоимость является:
1)Субъект налогообложения (плательщик НДС) в соответствии со ст.143 НК признаются: организации; индивидуальными предпринимателями; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Информация о работе НДС в формировании доходной части бюджета