НДС в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости НДС в формировании доходной части бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность НДС;
-проанализировать его в формировании доходной части бюджета;
-сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1
СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
5
1.1
История возникновения и развития налога на добавленную стоимость
5
1.2
Экономическое содержание НДС
8
1.3
Основные элементы налога на добавленную стоимость
10
2
РОЛЬ НДС В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28
2.1
Общая характеристика доходной части государственного бюджета РФ
28
2.2
Доля НДС в доходной части бюджета России.
29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_nalogam1_2_Vosstanovlen (1).docx

— 89.79 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

5

1.1

История возникновения и развития налога на добавленную стоимость

5

1.2

Экономическое содержание НДС

8

1.3

Основные элементы  налога на добавленную стоимость

10

2

РОЛЬ НДС В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28

2.1

Общая  характеристика  доходной  части  государственного бюджета РФ

28

2.2

Доля НДС в доходной части бюджета России.

29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

32

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Регулирование процесса формирования и расходования денежных фондов реализуется через финансовую политику. Одним из важнейших инструментов осуществления финансовой политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога - налога на добавленную стоимость (далее НДС).

Налог на добавленную стоимость(НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, добавленной к стоимости приобретённых сырья, работ и услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента её образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

Становление системы косвенного налогообложения в процессе историко-экономического развития общества и зарубежный опыт в области косвенного налогообложения заслуживают должного изучения.

Одно из ведущих мест в системе косвенного налогообложения отводится налогу на добавленную стоимость, так как удельный вес НДС в доходной части бюджета составляет значительную долю.

В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования.  
Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особое внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации.

В настоящее время, НДС - один из важнейших федеральных налогов.  Основой его взимания является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг. 

За  период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. Как известно, НДС является одним из самых значимых налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями. 

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости НДС в формировании доходной части бюджета.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность НДС;

-проанализировать его в формировании  доходной части бюджета;

-сделать выводы и предложения  по проблемным вопросам, которые  необходимо решать.

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость

 

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году.

Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому, страны его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную сложность налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (электроэнергию, рекламу, транспорт). Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего, это освобождение направлено на поощрение и стимулирование к развитию мелкого бизнеса.

Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.

Тем более с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Сейчас основная налоговая ставка 18%, применяемая ко всем остальным операциям, также 10%-пониженная ставка, применяемая при реализации товаров социально- значимых продовольственных товаров, а 0% является специальной ставкой, которая применяется в основном по экспортируемым товарам и услугам.

 

1.2Экономическое содержание НДС

 

Экономическую сущность и механизм его действия. НДС взимается  с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного цикла  и заканчивая продажей продукции потребителю. В научной литературе экономическое содержание НДС обычно представляют как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и распределения и определяемой как разницу между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Добавленная стоимость- это стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или оказание услуги.

К тому же, добавленную стоимость можно представить как сумму заработной платы (ЗП) и получаемой прибыли (П) как основных элементов, входящих в состав добавленной стоимости, а также некоторых элементов затрат налогоплательщиков, связанных не посредственно с его производственным циклом. Добавленная стоимость, также можно представить как разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг (РП) и производственными затратами (МЗ).

Таки образом, добавленную стоимость можно сформировать на четыре формулы для расчета суммы НДС:

1)НДС = Ст * (ЗП + П);                     (1)

2)НДС = Ст * ЗП + Ст *П;                 (2)

3)НДС =Ст * (РП – МЗ);                    (3)

4)НДС = Ст * РП – Ст * МЗ,              (4)

где Ст- ставка налога.

В первом и во втором - Сумма налога, исчисленная по каждому из механизмов для конкретного промежутка времени (налогового периода), может получаться различной. Это объясняется тем, что при использовании различных механизмов исчисления НДС значения ЗП, РП, П и МЗ не совпадают между собой. В частности, в третьем механизме- о произведенной в течение определенного периода времени продукции, а в четвертом механизме- о реализованной продукции за тот же период.

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость определяется ст.166 и 173 НК. Для того чтобы овладеть методикой исчисления НДС, необходимо различать следующие понятия:

1)НДСб- НДС, подлежащий уплате в бюджет;

2)НДСр- НДС по реализованной (переданной) продукции (товарам, работам, услугам) и другим облагаемым операциям;

3)НДСв-НДС,подлежащий вычету (налоговые вычеты).

НДСб = НДСр – НДСв = НБ * Ст – НДСв,       (5)

где Ст- ставка налога, НБ- налоговая база.

При исчислении налога могут быть использованы различные механизмы, важным становится законодательное установление порядка исчисления НДС. Наибольшее распространение в мире получил четвертый механизм расчета налога, применяется он и в нашей стране. На практике использование данного метода связано с тем, что он позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, поскольку не требуется определения собственно добавленной стоимости, а ставка применяется к ее компонентам (реализованной продукции и затратам).

 

 

 

1.3 Основные элементы налога на добавленную стоимость

 

Основные элементы налога на добавленную стоимость является:

1)Субъект налогообложения (плательщик  НДС) в соответствии со ст.143 НК  признаются: организации; индивидуальными предпринимателями;  лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Информация о работе НДС в формировании доходной части бюджета