Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации.
К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства……………………………………………………………………5
1.2 Принципы построения налоговой системы Российской Федерации……8
1.3 Нормативно-правовая база сферы налогообложения…………………...13
Глава 2. Анализ действующей системы налогообложения Российской Федерации……………………………………………………………………….17
2.1 Структура действующей системы налогообложения………………….17
2.2 Анализ налоговой системы Российской Федерации……………………20
Глава 3. Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию…………………………………….24
3.1 Недостатки налоговой системы Российской Федерации……………...24
3.2 Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 235.82 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Теоретические  основы системы налогообложения  в Российской Федерации………………………………………………………………………...5

    1.   Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства……………………………………………………………………5
    2.   Принципы построения налоговой системы Российской Федерации……8
    3.   Нормативно-правовая база сферы налогообложения…………………...13
 

Глава 2. Анализ действующей  системы налогообложения  Российской Федерации……………………………………………………………………….17

   2.1   Структура действующей системы налогообложения………………….17

   2.2  Анализ налоговой системы Российской Федерации……………………20 

Глава 3. Недостатки действующей  системы налогообложения  и предложения  по ее совершенствованию…………………………………….24

   3.1 Недостатки налоговой системы Российской Федерации……………...24

   3.2  Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации………27 

Заключение……………………………………………………………………...31 

Список  использованной литературы………………………………………..33  

Приложения……………………………………………………………………..34 
 
 
 

    Введение

    Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства.

    В структуре всех доходов бюджета  государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения  как средства регулирования предпринимательской  активности требует более тщательного  рассмотрения элементов налоговой  системы для нахождения баланса  интересов государства и предпринимательства.

    Баланс  интересов государства и предпринимательства  актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение  различных схем ухода от налогов.

    Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему  страны, получая соответствующую  сумму налоговых платежей и обеспечивая  те экономические эффекты, которые  обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу. Другие эффекты  проявляют себя лишь в долгосрочном периоде. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой  системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и  иные результаты, прямой измеримый  эффект от которых отсутствует, но имеет  место решение социально-политических задач.

    Прежде  чем вести дальнейший разговор о  налогах и налоговой системе  необходимо определиться с соответствующими терминами:

    Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных  законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

    Налоговая система - совокупность предусмотренных  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также  принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

    Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства  и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых  слоев населения.

    Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в условиях постоянного  развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации  особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы  налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

    Целью работы является изучение системы налогов  и сборов Российской Федерации.

    К задачам работы можно отнести  изучение понятия налога, выявление  его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и  сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов  и сборов, разграничение понятий  «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых  режимов.

    Предметом изучения в работе являются такие  институты финансового права, как  налог, а так же система налогов  и сборов в Российской Федерации.

 

     Глава 1 Теоретические  основы системы налогообложения  в Российской Федерации

    1.1 Сущность, функции  и роль налогов  в формировании  доходов государства

    Налогообложение – это метод распределения  доходов между государством и  действующим субъектом. Платежи  в бюджет государства не только обязательны, но принудительны и безвозмездны.

    Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а  также форм и методов их построения образует налоговую систему.

    В налоговой системе различают  следующие основные понятия: налог, сбор, пошлина - это обязательный взнос  в бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами. 
Плательщики налогов – это юридические или физические лица: граждане, а также предприятия, организации, независимо от их формы собственности. Самостоятельный источник дохода является основным признаком плательщика налога. 
Объект налогообложения – это то, что в силу закона подлежит обложению налогом: доходы, стоимость определённых товаров, пользование природными ресурсами, передача имущества и т.д.

    Ставка  налога или налоговая квота –  размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте. 
Единица налога – часть объекта налогообложения, на которую устанавливается ставка налога. 
Срок уплаты налога – оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимается пеня, независимо от вины нарушителя. 
Льгота по налогу – исключение из общего правила. Устанавливается законом с учётом платежеспособности, участия в общественном производстве.

    Налоговая база – сумма, с которой взимаются  налоги.

    Налоги  различаются по объекту налогообложения  и по механизму расчёта и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

    По  методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход или владеет имуществом, т.е. конкретное физическое или юридическое лицо. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль и др. Косвенные налоги: акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Окончательный плательщик этого налога потребитель, на которого налог перекладывается путём надбавки к цене товара или услуги.

    Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов.

    Налоги  выполняют три важнейшие функции:

    1. Фискальная функция состоит в  финансировании государственных  расходов. Посредством фискальной  функции реализуется главное  общественное назначение налогов  - форсирование финансовых ресурсов  государства, аккумулируемых в  бюджетной системе и внебюджетных  фондах, необходимых для осуществления  собственных функций. Формирование  доходов государственного бюджета  на основе стабильного и центрального  взимания налогов превращает  само государство в крупнейшего экономического субъекта.

    2. Регулирующая функция - государственное  регулирование экономики. 
Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роли.

    3. Социальная функция – поддержание  социального равновесия путём  изменения соотношения между  доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними.

    Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых  поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления  регулирующей функции налогов. В  то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение  развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

    Налоги  олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана  с формированием денежных доходов  государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций.

    Как составная часть экономических  отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной  необходимостью, они обусловлены  потребностями поступательного  развития общества. То, что налоги, как  форма изъятия части первичных  доходов хозяйствующих субъектов  и работающего населения в  пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у  членов общества.

    По  мере развития производительных сил, роста  национального богатства совершается  и финансирование отношений по поводу образования, распределения и использования  доходов общественного производства - хозяйственных субъектов, наемных  работников и государства. Первичные  доходы образуются в сфере производства товаров и услуг, и составляют стоимость созданного в стране ВВП.  
Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовую прибыль экономики составляют первичные доходы хозяйствующих субъектов. И, наконец, третья часть формирует доходы государства, национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах - пенсионном фонде, фонде социального страхования, Государственном фонде занятости населения и фондах обязательного медицинского страхования. Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов общественного производства.

    Другая  часть финансовых отношений охватывает сферу распределения первичных  доходов наемных работников и  хозяйственных субъектов. 
Определенная доля этих доходов в форме налоговых платежей и неналоговых отчислений аккумулируются в бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах.

    Хозяйственные субъекты со своих первичных доходов (баланс прибыли) до налогообложения  прибыли выплачивают в бюджетную  систему налоги на имущество, на содержание правоохранительных органов, на благоустройство  территорий, на нужды образования  и другие цели, на рекламу, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и другие. 
 

    1.2 Принципы построения  налоговой системы  Российской Федерации

    К основным принципам построения и  функционирования налоговой системы  относят:

    - единство  налоговой политики;

    - единство  налоговой системы;

    - организационное  единство системы налоговых органов; 

    - справедливость  и достаточность налогообложения;

    - единство  правовой базы;

    - подвижность  (эластичность) налогообложения;

    - стабильность  налоговой системы. 

    Статья 3 НК РФ формулирует основные начала законодательства о налогах и  сборах:

Информация о работе Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию