Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа
Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации.
К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства……………………………………………………………………5
1.2 Принципы построения налоговой системы Российской Федерации……8
1.3 Нормативно-правовая база сферы налогообложения…………………...13
Глава 2. Анализ действующей системы налогообложения Российской Федерации……………………………………………………………………….17
2.1 Структура действующей системы налогообложения………………….17
2.2 Анализ налоговой системы Российской Федерации……………………20
Глава 3. Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию…………………………………….24
3.1 Недостатки налоговой системы Российской Федерации……………...24
3.2 Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические
основы системы налогообложения
в Российской Федерации………………………………………………………
Глава
2. Анализ действующей
системы налогообложения
Российской Федерации………………………………………………………
2.1 Структура действующей системы налогообложения………………….17
2.2 Анализ налоговой системы Российской
Федерации……………………20
Глава
3. Недостатки действующей
системы налогообложения
и предложения
по ее совершенствованию…………………………………
3.1 Недостатки налоговой системы Российской Федерации……………...24
3.2 Пути оптимизации налоговой системы
Российской Федерации………27
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………..33
Приложения……………………………………………………
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.
В
структуре всех доходов бюджета
государства налоги составляют, по
разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения
как средства регулирования
Баланс
интересов государства и
Государство
с помощью налогов осуществляет
воздействие на экономическую систему
страны, получая соответствующую
сумму налоговых платежей и обеспечивая
те экономические эффекты, которые
обусловлены влиянием налогов: рост
объемов производства, увеличение капиталовложений,
рост нормы прибыли. Некоторые из
эффектов видны сразу. Другие эффекты
проявляют себя лишь в долгосрочном
периоде. Вместе с тем, помимо экономического
эффекта от воздействия налоговой
системы на хозяйствующие субъекты,
государство получает также и
иные результаты, прямой измеримый
эффект от которых отсутствует, но имеет
место решение социально-
Прежде чем вести дальнейший разговор о налогах и налоговой системе необходимо определиться с соответствующими терминами:
Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.
Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации.
К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.
Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.
Глава 1 Теоретические основы системы налогообложения в Российской Федерации
1.1 Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства
Налогообложение – это метод распределения доходов между государством и действующим субъектом. Платежи в бюджет государства не только обязательны, но принудительны и безвозмездны.
Совокупность
взимаемых в государстве
В
налоговой системе различают
следующие основные понятия: налог,
сбор, пошлина - это обязательный взнос
в бюджет соответствующего уровня или
во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиком налога в соответствии
с законодательными актами.
Плательщики налогов – это юридические
или физические лица: граждане, а также
предприятия, организации, независимо
от их формы собственности. Самостоятельный
источник дохода является основным признаком
плательщика налога.
Объект налогообложения – это то, что
в силу закона подлежит обложению налогом:
доходы, стоимость определённых товаров,
пользование природными ресурсами, передача
имущества и т.д.
Ставка
налога или налоговая квота –
размер налога, устанавливаемый на
единицу обложения. Определяется либо
в твёрдой сумме, либо в проценте.
Единица налога – часть объекта налогообложения,
на которую устанавливается ставка налога.
Срок уплаты налога – оговаривается в
законе, за его нарушение автоматически
взимается пеня, независимо от вины нарушителя.
Льгота по налогу – исключение из общего
правила. Устанавливается законом с учётом
платежеспособности, участия в общественном
производстве.
Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.
Налоги различаются по объекту налогообложения и по механизму расчёта и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход или владеет имуществом, т.е. конкретное физическое или юридическое лицо. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль и др. Косвенные налоги: акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Окончательный плательщик этого налога потребитель, на которого налог перекладывается путём надбавки к цене товара или услуги.
Функция
налога - это проявление его сущности
в действии, способ выражения его
свойств. Функция показывает, каким
образом реализуется
Налоги
выполняют три важнейшие
1.
Фискальная функция состоит в
финансировании
2.
Регулирующая функция - государственное
регулирование экономики.
Регулирующую роль играет сама система
налогообложения, избранная правительством.
Через налоги власти воздействуют на общественное
воспроизводство. Налоги в этой функции
могут играть поощрительную (стимулирующую),
ограничительную и контролирующую роли.
3.
Социальная функция –
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций.
Как
составная часть экономических
отношений налоги (через финансовые
отношения) относятся к экономическому
базису. Налоги являются объективной
необходимостью, они обусловлены
потребностями поступательного
развития общества. То, что налоги, как
форма изъятия части первичных
доходов хозяйствующих
По
мере развития производительных сил, роста
национального богатства
Оплата труда образует первичные доходы
наемных работников, а валовую прибыль
экономики составляют первичные доходы
хозяйствующих субъектов. И, наконец, третья
часть формирует доходы государства, национальной
экономики и условий хозяйствования. Эти
доходы аккумулируются в бюджетной системе
и внебюджетных фондах - пенсионном фонде,
фонде социального страхования, Государственном
фонде занятости населения и фондах обязательного
медицинского страхования. Таким образом,
на стадии производства товаров и услуг
реализуется часть финансовых отношений,
связанных с образованием первичных доходов
общественного производства.
Другая
часть финансовых отношений охватывает
сферу распределения первичных
доходов наемных работников и
хозяйственных субъектов.
Определенная доля этих доходов в форме
налоговых платежей и неналоговых отчислений
аккумулируются в бюджетной системе и
государственных внебюджетных фондах.
Хозяйственные
субъекты со своих первичных доходов
(баланс прибыли) до налогообложения
прибыли выплачивают в
1.2 Принципы построения налоговой системы Российской Федерации
К основным принципам построения и функционирования налоговой системы относят:
- единство налоговой политики;
- единство налоговой системы;
- организационное
единство системы налоговых
- справедливость
и достаточность
- единство правовой базы;
- подвижность (эластичность) налогообложения;
- стабильность налоговой системы.
Статья 3 НК РФ формулирует основные начала законодательства о налогах и сборах: