Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации.
К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства……………………………………………………………………5
1.2 Принципы построения налоговой системы Российской Федерации……8
1.3 Нормативно-правовая база сферы налогообложения…………………...13
Глава 2. Анализ действующей системы налогообложения Российской Федерации……………………………………………………………………….17
2.1 Структура действующей системы налогообложения………………….17
2.2 Анализ налоговой системы Российской Федерации……………………20
Глава 3. Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию…………………………………….24
3.1 Недостатки налоговой системы Российской Федерации……………...24
3.2 Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 235.82 Кб (Скачать файл)

    - политика, предусматривающая достаточно высокий  уровень налогообложения, но при  значительной социальной защите  населения.

    В странах с развитой экономикой преобладают  два последних направления. Для  России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором  государству уготована "налоговая  ловушка", когда повышение налогов  не сопровождается ростом государственных  доходов.

    Важнейшие недостатки российской системы налогообложения

    Исторический  опыт стран рыночной демократии подтверждает, что даже такой противоречивый процесс, как согласование налоговых интересов  разных собственников, можно осуществлять на демократической основе. Но для  создания эластичной налоговой системы  требуются постепенные и длительные преобразования, и прежде всего институтов собственности и власти.

    На  Руси и позже в Российской империи  податная (налоговая) политика не основывалась на принципах экономической теории. Никогда за всю историю налогообложения  в нашей стране величина обобществляемых  через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носили ярко выраженный фискальный характер.

    В Российской Федерации сохранены  традиции и методология формирования бюджета государства по принципу "главенство директивы центра". Это, естественно, проецируется и на налоговую политику государства. Более  того, в настоящее время само понятие "государство" стало отождествляться  с понятием "государственно-властный аппарат". Во всех учебниках по основам  налогообложения до сих пор утверждается, что налоги в пользу государства  должны обеспечивать потребности верховной  власти, а социальное содержание налогов  крайне ограничено.

    К основным порокам отечественной  налоговой системы можно отнести  следующие.

    1. Нестабильность налоговой политики.

    2. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное  на налогоплательщика(1).

    3. Уклонение от уплаты налогов  юридическими л щами, вызванное в том числе отменой инвестиционной льготы(2).

    4. Чрезмерное распространение налоговых  льгот(3), что приводит к огромным  потерям бюджета (правда, в последние  годы многие из них были  отменены). Опыт развитых стран  свидетельствует о целесообразности  зачисления льгот в налоговые .расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики.

    5. Отсутствие стимулов для развития  реального сектора экономики.

    6. Эффект инфляционного налогообложения.  В условиях инфляции капитал  с длительным циклом оборота  (фермерский, промышленный) несет дополнительную  налоговую нагрузку.

    7. Чрезмерный объем начислений  на заработную плату.

    8. Единая ставка налога на доходы  физических лиц. Во всем мире  лица с более высокими доходами  платят в бюджет более весомые  налоги, а малообеспеченные слои  населения от них освобождаются.  С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость. Кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплательщиков элемент обложения "дискриминируется" по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены.

    К числу других пороков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся:

    - ярко  выраженная регрессивность налогообложения  (только низкооплачиваемые наемные  работники платят подоходные  и социальные налоги в полном  объеме);

    - перенос  основного налогового бремени  на производственные отрасли;

    - тенденция  к расширению доли прямых налогов;

    - исключение  из налогообложения экономических  выгод, извлекаемых не в форме  рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения  имущества, в виде наличных  инвалютных доходов и т. д.).

    Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно  увеличить поступление налогов  в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя  на налогоплательщиков. Но при проведении реформы в налоговой сфере  ощутимых позитивных сдвигов пока добиться не удалось. Эффективность вновь  введенных форм налогов оказалась  намного ниже, чем предполагалось:

    - не  происходит ожидаемого прироста  поступлений налога на прибыль;

    - переход  на "плоскую" шкалу налога  на доходы физических лиц не  привел к выводу из "тени" значительных объемов заработной  платы;

    - введение  инвестиционной составляющей в  составе сборов по пенсионному  страхованию создало, похоже, неразрешимую  проблему с подбором надежных  объектов инвестирования; и т.  д.

    Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при  желании владельцев крайне сложно вернуться  в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к  источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или  вывозятся за границу. 

    3.2 Пути оптимизации  налоговой системы  России

    Сегодня под налоговой реформой имеется  в виду, прежде всего, укрепление налоговой  системы, ее совершенствование. Для  этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать  необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

    В числе наиболее актуальных направлений  налоговой реформы можно выделить следующие.

    1. Комплексность проведения реформы  налоговой системы: все предусмотренные  в ней механизмы должны запускаться  одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два  принципиальных политических решения:

    - существенно  (примерно на треть) уменьшить  налоговую нагрузку, в основном  путем снижения налоговых ставок  и в первую очередь для товаропроизводителей;

    - одновременно  с этим обеспечить уплату всех  налогов каждым налогоплательщиком  в соответствии с законом.

    2. Повышение уровня справедливости  налоговой системы за счет:

    - выравнивания  условий налогообложения для  всех налогоплательщиков (прежде  всего, на основе отказа от  необоснованных льгот и исключений);

    - отмены  неэффективных и оказывающих  наиболее негативное влияние  на хозяйственную деятельность  налогов и сборов;

    - исключения  из самих механизмов применения  налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое  содержание.

    3. Упрощение налоговой системы  путем установления исчерпывающего  перечня налогов и сборов при  сокращении их общего числа  и максимальной унификации действующих  режимов исчисления и порядка  уплаты различных налогов и  сборов.

    4. Обеспечение стабильности налоговой  системы, а также предсказуемости  объемов платежей для налогоплательщиков  на длительный период. Реализации  этой цели, в частности, должно  способствовать установление на  федеральном уровне исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов и сборов, а также предельных  значений их ставок.

    Вместе  с тем необходимо сохранить льготы, связанные с решением задач структурной  перестройки экономики и стимулирования инвестиций. Подобные льготы должны иметь  временный и направленный характер, причем, что особенно важно, их следует  предоставлять участникам экономической  деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

    5. Изменение структуры налогов  за счет постепенного отказа  от тех из них, которые дополнительно  облагают прирост доходов и  прибыли, заработной платы, объемов  производства, инвестиций, занятости.  Это создаст мощные стимулы  для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних  инвестиций.

    6. Совершенствование системы налоговых  ставок, определяющих сумму налогового  изъятия. Это относится в первую  очередь к налогу на прибыль.  Можно ввести (сначала в отдельных  регионах) его регрессивные ставки, когда при увеличении суммы  налогооблагаемой прибыли ставка  понижается. При таком методе  компании будут заинтересованы  не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой  базы, а в том, чтобы показать  ее в полном объеме, так как  чем больше сумма полученной  прибыли, тем меньше ставка  налога. В этом случае бюджетные  поступления не сократятся.

    7. Отмена всех налогов, прямо  или косвенно связанных с заработной  платой.

    8. Существенное снижение ставок  НДС, акцент на налогах, удерживаемых  при выплате доходов, а также  замена налога на чистую прибыль  налогом на выводимые из предприятия  доходы. К их числу следует  отнести: распределяемую часть  прибыли (дивиденды); любые другие  выплаты в пользу пайщиков (акционеров), включая предоставление ссуд  и кредитов; возвраты капитала  в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, субсидии, опционы и т. д. высшим  руководителям компаний.

    9. Установление в качестве базы  Пенсионного фонда налога с  оборота. Это единственный налог,  который увеличивается прямо  пропорционально инфляции и росту  товарооборота и уплаты которого  при легальных операциях нельзя  избежать.

    10. Переход от налогообложения факторов  производства к обложению природных  ресурсов и различных форм  природной ренты.

    11. Отказ от налогообложения малого  бизнеса. Разумеется, подобная мера  должна распространяться лишь  на настоящие малые предприятия,  где: их учредители не только  вкладывают деньги, но и работают  и участвуют в управлении; среди  учредителей нет юридических  лиц; число наемных работников  либо ограничивается членами  семьи, либо составляет не более  5 - 10 человек, а оборот не превышает  установленного максимума.

    В трехлетней перспективе 2012–2014 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее – создание эффективной  и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой  политики продолжают оставаться поддержка  инновационной деятельности, в том  числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

    Внесение  изменений в законодательство о  налогах и сборах планируется  по следующим направлениям.

    1. Налоговое стимулирование инновационной  деятельности и развития человеческого  капитала.

    2. Мониторинг эффективности налоговых  льгот.

    3. Акцизное налогообложение.

    4. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, финансовыми операциями

    5. Налог прибыль организаций.

    6. Налогообложение природных ресурсов.

    7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов.

    8. Введение налога на недвижимость.

    9. Налоговое администрирование.

    Реформирование  действующей налоговой системы  должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых  условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств  в инвестиционные программы, обеспечения  льготного налогового режима для  иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным  и региональным налогам. Среди них  ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость. 
 

 

    

                                                    Заключение

    Под налогом, пошлиной, сбором понимается  обязательный взнос в  бюджет или  во внебюджетный фонд,  осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми  и  косвенными они различаются по объекту  налогообложения и по механизму  расчета и взимания,  по их роли  в  формировании доходной части бюджета.

Информация о работе Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию