Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации.
К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства……………………………………………………………………5
1.2 Принципы построения налоговой системы Российской Федерации……8
1.3 Нормативно-правовая база сферы налогообложения…………………...13
Глава 2. Анализ действующей системы налогообложения Российской Федерации……………………………………………………………………….17
2.1 Структура действующей системы налогообложения………………….17
2.2 Анализ налоговой системы Российской Федерации……………………20
Глава 3. Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию…………………………………….24
3.1 Недостатки налоговой системы Российской Федерации……………...24
3.2 Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 235.82 Кб (Скачать файл)

    Каждое  лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства  налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая  способность налогоплательщика  к уплате налога;

    Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения  капитала;

    Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

    Не  допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство Российской Федерации  и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или  создавать препятствия не запрещенной  законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

    Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым  Кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов  Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о  налогах и сборах в соответствии с Налоговым Кодексом РФ;

    Ни  на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги и  сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым  Кодексом признаками налогов или  сборов, не предусмотренные Налоговым  Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым  Кодексом;

    При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы таким  образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в  каком порядке он должен платить;

    Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов).

         Из Конституции РФ вытекает  более сложная и многофункциональная  структура принципиальных основ  налогообложения и сборов в  Российской Федерации, которая  выстраивается в следующем порядке:

    -принцип  реализации совместного ведения  Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и" ст.72 Конституции РФ);

    -принцип  обеспечения единства налоговой  политики и налоговой системы  на всей территории Российской  Федерации (ст.8 Конституции гарантирует  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров,  услуг, финансовых средств, а  в п . «н" ст.72 к совместному ведению Федерации и ее субъектов Конституция России относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении федерального налогового законодательства с учетом потребностей развития налогового федерализма и кодификации налоговых властных и имущественных норм между государством и налогоплательщиками вытекает из смысла ст.75 Конституции, согласно которой должны быть установлены федеральным законом правовые основы об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и функционирование системы налогов Российской Федерации и налоговых отношений в целом;

    -принцип  равенства прав субъектов РФ  в принятии собственного налогового  законодательства (ч.1, 2, 4 ст.5 Конституции  утверждают равенство и самостоятельность  законодательства субъектов РФ);

    -принцип  конституционности актов налогового  законодательства (ст.4 и 125 Конституции  регламентируют, что акты (в том  числе и налоговые) или их  отдельные положения, признанные  неконституционными, утрачивают силу);

    -принцип  регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст.15 Конституции подтверждает действие на территории России общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирования торгового оборота и движения капитала);

    -принцип  обеспечения сбалансированности  бюджетов разного уровня (ст.114 Конституции  возлагает на Правительство РФ  обеспечение и исполнение налоговых  обязательств в рамках Федерации  и ее субъектов в интересах как единого экономического пространства, так и в интересах отдельных регионов);

    -принцип  самостоятельности местного самоуправления  в сборе местных налогов и  распоряжении своими бюджетными  средствами (ст.132 Конституции устанавливает  права органов местного самоуправления  самостоятельно управлять муниципальной  собственностью, формировать, утверждать  и исполнять местный бюджет, устанавливать  местные налоги и сборы, решать  иные вопросы);

    -принцип  равенства налогоплательщиков перед  государством и законом (вытекает  из смысла ст.19 Конституции);

    -принцип  обязательности уплаты налогов,  учета налогоплательщиков (ст.57 Конституции  устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы) и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;

    -принцип  защиты имущественных прав налогоплательщиков  от неправомерных действий должностных  лиц и иного ущерба, обязательность  возврата из бюджета неправильно  взысканных налогов (ч.2 ст.8 Конституции  защищает равным образом частную,  государственную, муниципальную  и иные формы собственности);

    -принцип  предотвращения двойного налогообложения  и неотягощения налогового бремени (хотя он прямо не закреплен в Конституции РФ, но из смысла ее ст.34 и 35 вытекает право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно лишь при разумном налоговом бремени; ст.57 Конституции определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы ее имеют, а ст.6 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" закрепляет однократность налогообложения);

    -принцип  публичности и гласности информации  в налоговых отношениях (ст.29. Конституции гарантирует право граждан получать информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

    -принцип  социальной ориентированности налоговой  политики (ст.7 Конституции провозглашает  Россию социальным государством, политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека);

    -принцип  обеспечения законности и правопорядка  в налоговых отношениях, защита  интересов участников налоговых  отношений в суде (ст.123 Конституции  подчеркивает гласность судопроизводства, осуществление его на основе  состязательности и равноправия  сторон). 
 
 

    1.3 Нормативно-правовая  база сферы налогообложения

    Законодательную базу налоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс (НК). В России общую  линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет  Федерации, Президент РФ и Правительство  РФ. Государственная Дума рассматривает  вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации  и подписи Президента вступают в  силу.

    Нормативно-правовыми  актами, определяющими основные направления  налоговой, политики являются официально определенные внешние формы, в которых  содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

    Система источников нормативно-правовых актов  выглядит следующим образом:

    1.Конституция  РФ, как непосредственно содержащие  налогово-правовые нормы, так  и имеющие большое значение  при установлении общих принципов  налогообложения, установлении и  введении налогов и сборов, формировании  налоговой политики РФ, определяющие  магистральные направления совершенствования  и развития налогового права  и в целом образующие конституционные  основы налогообложения.

    2.Специальное  налоговое законодательство, которое   включает:

      а) федеральное законодательство  о налогах и сборах,  включающее:

    -         НК РФ

    -         иные федеральные законы о  налогах и сборах, к ним относятся:

    Федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие  в настоящее время в части, на противоречащей НК и Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

    Наиболее  важные положения об организации  и осуществлении налогообложении  в России закреплены в Налоговом  кодексе РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и особенной.

      б) региональное законодательство  о налогах и сборах:

    -         законы субъектов РФ

    -         иные нормативные правовые акты  о налогах и сборах, принятые  законодательными органами субъектов  РФ.

       в) нормативные правовые акты  о налогах и сборах, принятые  представительными органами местного  самоуправления, которые принимаются  представительными органами местного  самоуправления в соответствии  с НК РФ.

    3.Общее  налоговое законодательство, включающее  в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия  <законодательство о налогах  и сборах> и содержащие нормы  налогового права.

    4.Подзаконные  нормативные правовые акты по  вопросам, связанным с налогообложением  и сборам:

    • Акты органов общей компетенции:

      а) Указы Президента РФ, которые  не должны противоречить Конституции  РФ и налоговому законодательству  и имеют приоритетное значение  по отношению к другим подзаконным  актам.

    б) Постановления Правительства РФ - принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с  ними юридическую силу.

    в) Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут  изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. (п.1 ст.4 НК РФ)

    г)  Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными  органами местного самоуправления (аналогично пункту В)

      Акты органов специальной компетенции.  К этой группе относятся ведомственные  подзаконные нормативные правовые  акты по вопросам, связанным с  налогообложением и сборам  органов  специальной компетенции, издание  которых прямо предусмотрено  НК РФ. Данные  нормативные правовые  акты не могут изменять или  дополнять законодательство о  налогах и сборах. Органами специальной  компетенции являются - Министерство  РФ по налогам и сборам, Министерство  финансов РФ, Государственный таможенный  комитет РФ, органы государственных  внебюджетных фондов и другие  органы государственной власти.

    5.Решения   Конституционного Суда РФ, содержащие  нормы, так или иначе регулирующие  налогообложение, являются важными  источниками налогового права.  Достаточно напомнить, что правовые  позиции КС были во многом  учтены при принятии Налогового  кодекса РФ.

    6. Нормы международного права и  международные договора РФ.

    В настоящее время выделяют две  группы международных актов, являющихся источниками налогового права России:

Информация о работе Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию