Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации.
К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы системы налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства……………………………………………………………………5
1.2 Принципы построения налоговой системы Российской Федерации……8
1.3 Нормативно-правовая база сферы налогообложения…………………...13
Глава 2. Анализ действующей системы налогообложения Российской Федерации……………………………………………………………………….17
2.1 Структура действующей системы налогообложения………………….17
2.2 Анализ налоговой системы Российской Федерации……………………20
Глава 3. Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию…………………………………….24
3.1 Недостатки налоговой системы Российской Федерации……………...24
3.2 Пути оптимизации налоговой системы Российской Федерации………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 235.82 Кб (Скачать файл)

    •  Международные акты, устанавливающие  общие принципы налогового права  и налогообложения, признанные цивилизованными  нациями (Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961г, вступившая в  силу в 1965г.).

    •  Международные межправительственные конвенции по вопросам налогообложения (соглашения об устранении двойного налогообложения, а также соглашения, носящие индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН, ФИФА и т.д.) в странах пребывания) и ряд других.

    Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и комплексный  документ, учитывающий всю систему  налоговых отношений в Российской Федерации.

    Налоговая система - это совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения  к ответственности за нарушение  налогового законодательства.

 

    

    Глава 2 Анализ действующей  системы налогообложения  Российской Федерации

2.1 Структура действующей  системы налогообложения

     Система налогов и сборов РФ представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных  элементов – совокупность взимаемых  в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание которых предусмотрено  российским налоговым законодательством.

     Одновременно  сама она является элементом системы  более высокого порядка – налоговой  системы Российской Федерации.

     Система налогов и сборов РФ напрямую связана  с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным  устройством. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ наша страна является демократическим государством с  республиканской формой правления. Бюджетная система России включает три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты (бюджеты муниципальных  образований).

     В соответствии со ст.12 Налогового кодекса, в Российской Федерации устанавливаются:

     -  федеральные налоги и сборы;

     -  региональные налоги и сборы; 

     -  местные налоги и сборы.

     Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым Кодексом и законами субъектов  РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов  РФ и обязательные к уплате на территориях  соответствующих субъектов РФ. При  установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территориях  соответствующих муниципальных  образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных  правовых актах определяются следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения НК РФ. При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления могут  также предусматриваться налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

     Не  могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

     Перечень  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов установлен ст.13, 14, 15 НК РФ:

     К федеральным налогам и сборам относятся:

     - налог на добавленную стоимость  (НДС);

     -акцизы  на отдельные виды товаров  (услуг) и отдельные виды минерального  сырья;

     - налог на прибыль (доход) организаций;

     - налог на доходы от капитала;

     - подоходный налог с физических  лиц;

     - взносы в государственные социальные  внебюджетные фонды;

     - государственная пошлина;

     - таможенная пошлина и таможенные  сборы;

     - налог на пользование недрами;

     - налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

     - налог на дополнительный доход  от добычи углеводородов;

     - сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

     - лесной налог;

     - водный налог;

     - экологический налог;

     - федеральные лицензионные сборы.

     К региональным налогам и сборам относятся:

     - налог на имущество организаций; 

     - налог на недвижимость;

     - дорожный налог; 

     - транспортный налог; 

     - налог с продаж;

     - налог на игорный бизнес;

     - региональные лицензионные сборы.

     Причем  при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц  и земельного налога.

     К местным налогам и сборам относятся:

     - земельный налог;

     - налог на имущество физических  лиц;

     - налог на рекламу;

     - налог на наследование или  дарение;

     - местные лицензионные сборы.

     Устанавливая  местные налоги, представительные органы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы  государственной  власти в нормативных правовых актах  в порядке и в пределах, которые  предусмотрены НК РФ, определяют:

     а) налоговые ставки;

     б) порядок и сроки уплаты налога.

     Кроме того, они могут в порядке и  пределах, которые предусмотрены  НК РФ, устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения – налоговую  базу, объект налогообложения и т. д. – устанавливает федеральный  законодатель. 
 

2.2 Анализ налоговой  системы Российской  Федерации

При расчете  налогового бремени в целом по стране важно обеспечить сопоставимость используемых в расчетах показателей. Принимая во внимание то обстоятельство, что в числителе дроби использованы суммы налогов и налоговых  платежей от реально действующего сектора  экономики, значение ВВП следует  скорректировать на объем оборота  теневого сектора экономики.

Применительно к юридическим лицам рекомендуется  определять несколько показателей  налоговой нагрузки, так как налоги имеют различные источники покрытия, одни из них относятся на себестоимость, другие покрываются за счет прибыли  предприятия, третьи перекладываются  на покупателей. 
 
 
 
 
 

 Рисунок  2.2.1. Система расчета показателя  налогового бремени 

 

Регулирующее  действие фискальной сути налогов на народное хозяйство в целом проявляется  на стадиях экономического цикла  в так называемой автоматической фискальной политике, выражающейся в  «автоматическом» изменении налоговых поступлений и государственных расходов в результате изменения объема производства и доходов.

Конкретное влияние  на производство связывается с дискреционной  фискальной политикой, которая, в отличии от автоматической, предполагает принятие специальных решений, в том числе налоговых, для смягчения экономического цикла. В ее арсенале такие орудия, как дополнительные государственные расходы в производственной и социальной сферах, а также изменения в налоговой системе. Дискреционная фискальная политика, то есть использование регулирующих возможностей налогов, широко применялась на протяжении всего периода реформ.

Постоянное и  массовое навязывание практике обложения  несвойственных налогам целей регулирования  позволило экспертам МВФ так  оценить ситуацию: «... в России система  налогообложения рассматривается  органами государственного управления в принципе как инструмент политики стимулирования той или иной отрасли, сектора, социальной группы и т.д., а  не как механизм, призванный получать средства с возможно минимальными искажениями».

Налоги составляют общее условие хозяйствования и  не могут быть инструментом оперативного управления. Эффективность дискреционной  фискальной политики в части налогов  не слишком высока в силу временных  лагов, объективно существующих между  возникновением проблемы и ее осознанием, между осознанием и принятием  решения, между решением и его  результатом. Более того, «есть веские основания полагать, что деятельность федерального правительства, включая  его стабилизационные мероприятия, оказывала на самом деле серьезное  дестабилизирующее воздействие» (П. Хейне об опыте государственного регулирования в США). Определенной иллюстрацией для нас могут служить результаты нашего регулирования в денежной сфере. Что хорошего дало вмешательство в рыночный курс рубля - не очень понятно, но страшные провалы налицо.

Негативная оценка налогового льготирования как главного метода регулирования вытекает сегодня  из того, что льготы нарушают принцип  нейтральности, то есть оказывают влияние  на выбор экономических решений, что ведет к деформациям в  самом рынке. Кроме того, эффект налоговой  льготы резко снижается в нестабильной обстановке, когда искажается ее действие. Наконец, льготы, освобождая от налога одних плательщиков, усиливают налоговое  бремя для других, ведут к повышению  стандартного уровня обложения, непредсказуемости  процессов переложения налогов, создают обстановку субъективизма  и лоббизма.

Таким образом, несмотря на то, что простая непосредственная денежная основа налоговых отношений  ставит налоги в положение исключительно  привлекательного орудия прямого воздействия  на самые разные социально-экономические  процессы, применение налоговых методов  регулирования (в первую очередь, налоговых  льгот) вступает в противоречие с  такими сущностными принципами обложения, как всеобщность, равенство, нейтральность, чем разрушается функциональная определенность налога.

Итак, регулирование  не является внутренним свойством налогов. В каждом конкретном случае, выбирая  ту или иную льготу, субъект налогового регулирования ущемляет фискальный смысл налога и вынужден соизмерять положительные и отрицательные  последствия выбираемого решения. Высокая степень присутствия  при этом факторов субъективности, текущей экономической и социально-политической целесообразности и расчета ставят процесс налогового регулирования  на один уровень с искусством. 
 
 
 
 
 

    Глава 3 Недостатки действующей  системы налогообложения  и предложения  по ее совершенствованию

    3.1 Недостатки налоговой  системы РФ

    Задачи  любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней  политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента  мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы  и условия функционирования экономики.

    Можно выделить три направления налоговой  политики государства:

    - политика  максимизации налогов, характеризующаяся  принципом "взять все, что  можно";

    - политика  установления разумных налогов,  способствующая развитию предпринимательства  путем обеспечения благоприятного  налогового климата;

Информация о работе Недостатки действующей системы налогообложения и предложения по ее совершенствованию