Необходимость налогов в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Сущность и функции налогов…………………………………………..5
Понятие налога и других обязательных платежей…………………………5
Функции налогов и принципы налогообложения…………………………11

Глава 2. Налогообложение в ПМР и роль налогов в развитии общества……17

2.1 Виды налогов , взимаемых на территории ПМР………………………….17
2.2 Необходимость налогов в развитии общества…………………………….23

Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы ПМР………………..28

Заключение……………………………………………………………………...33

Список используемой литературы…………………………………………….35

Файлы: 1 файл

необходимость налогов.docx

— 65.09 Кб (Скачать файл)

Приднестровский Государственный  Университет 

Им. Т.Г.Шевченко

Экономический Факультет 

Кафедра «Финансы и Кредит» 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Налоги  и налогообложение»

На тему : «Налоги, как  объективная необходимость развития общества»

 

 

 

 

Выполнила студентка 201гр.

Дневного отделения 

Специальность «Финансы и  Кредит»

Завтур Н.А.

Проверила доцент кафедры:

«Финансы и Кредит»

Сафронова Л.М.

 

 

 

Тирасполь 2013 

Оглавление 

 

 

 

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава1. Сущность и функции налогов…………………………………………..5

    1. Понятие налога и других обязательных платежей…………………………5
    2. Функции налогов и принципы налогообложения…………………………11

 

Глава 2. Налогообложение в ПМР и роль налогов в развитии общества……17

 

2.1 Виды налогов , взимаемых на территории ПМР………………………….17

2.2 Необходимость налогов в развитии общества…………………………….23

 

Глава 3. Пути совершенствования  налоговой системы ПМР………………..28

 

Заключение……………………………………………………………………...33

 

Список используемой литературы…………………………………………….35

 

 

Введение

«Государство, или точнее сказать Правительство ничего не может  делать

для граждан, если  граждане  ничего  не  делают  для  государства»,  отмечал

основоположник российской финансовой  науки  Н.И.  Тургенев  в  книге  «Опыт  теории налогов».

       В условиях  рыночной экономики любое   государство  широко   использует  налоговую  политику  в  качестве  определенного  регулятора  воздействия  на  негативные явления рынка. Налоги, как  и  вся  налоговая  система,  являются  мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

  Применение  налогов   является одним из экономических  методов управления и  обеспечения  взаимосвязи  общегосударственных  интересов   с  коммерческими интересами  предпринимателей,  предприятий   независимо   от   ведомственной  подчиненности,  форм  собственности  и  организационно   -   правовой  формы  предприятия.    С    помощью    налогов     определяются     взаимоотношения  предпринимателей,    предприятий     всех     форм      собственности      с государственными и местными бюджетами, с банками,  а  также  с  вышестоящими организациями.  При   помощи    налогов   регулируется   внешнеэкономическая  деятельность,  включая  привлечение  иностранных   инвестиций,   формируется  хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

  Налоги олицетворяют  собой ту  часть  совокупности  финансовых  отношений,  которая связана с формированием денежных  доходов  государства,  необходимых  ему для выполнения соответствующих  функций  -  социальной,  оборонительной,  правоохранительной,  по  развитию  фундаментальной  науки  и   другие.   Как составная часть экономических отношений налоги  относятся  к  экономическому базису.  Налоги  являются  объективной   необходимостью,   ибо   обусловлены  потребностями поступательного развития общества.

       То  что   налоги  как  форма  изъятия   в  части   первичных   доходов

хозяйствующих  субъектов  и  работающего  населения  в  пользу  государства, объективно необходимы, по видимому, не вызывает сомнения у  образованного  и  законопослушного члена общества. Государству собираемые средства  нужны  для выполнения принятых на себя функций и требовать уничтожения налогов  значило выполнения принятых на себя функций и требовать уничтожения налогов  значило бы требовать уничтожение самого общества.

  В условиях перехода  от административно - директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль  и   значение  налогов   как  регулятора рыночной экономики, поощрения и  развития  приоритетных  отраслей  народного хозяйства, через налоги государство может проводить  энергичную  политику  в развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Сущность и функции налогов

1.1. Понятие налога и других обязательных платежей.

Возникновение налогообложения  было вызвано  появлением  государства  и

государственного аппарата, создавших и использовавших  фискальные  механизмы для финансирования своих расходов. Однако  налог  –  это  в  первую  очередь важнейшая финансово-экономическая категория.

      Стоимость  всех материальных благ, созданных  обществом за  определенный  период (обычно за  год)  и  предназначенная  для  удовлетворения  совокупных  общественных  потребностей  в  экономике,  носит  наименование   совокупного  (валового) общественного продукта (СОП). В свою очередь, СОП в стоимостной  форме  состоит  из  стоимости   потребленных   средств   производства   (с),  выплаченной заработной платы (v) и прибыли (m).  Вновь  созданная  стоимость  (v+m) представляет национальный доход (НД).  В своем движении  СОП и НД проходят четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

      Однако  объективная  необходимость   мобилизации  части  СОП   для  казны возникает только на стадии распределения. Поскольку именно  на  этой  стадии выявляется доля (пропорция) производителей и иных субъектов общества в  СОП.

Кроме того, необходимо отметить, что процессы первичного  распределения  СОП осуществляются без участия государства,  поскольку  весь  производственно  - распределительный процесс, в принципе, невозможно  осуществить  иначе,  чем, возмещая стоимость  израсходованных  средств  производства  (c),  выплачивая заработную плату (v) и получая прибыль (m).

      В то  же время государство, возникшее  как надстроечная форма управления обществом  на  соответствующей  стадии  развития   цивилизации,   объективно потребовало материальной основы для своего  существования,  источником  чего могла  выступить  только  сфера   материального   производства.   Именно   с возникновением     государства     начинается      формирование      системы перераспределительных  отношений,  которая  с   развитием   товарно-денежных

отношений выступила в  денежной (финансовой) форме.

       Основным  методом  перераспределения   СОП   стало   прямое   изъятие

государством  определенной  части  СОП  в  свою  пользу   для   формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), что и составляет  финансово- экономическую    сущность     налогообложения.     Это     перераспределение    осуществляется  из  НД,  который   выступает

единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта.

      Теперь  более подробно остановимся на  понятии “налог”.  Так,  налоги1  в

реальном налоговом механизме  –  безвозвратная,  безэквивалентная  и  срочная форма  принудительного  взыскания  с  налогоплательщиков  в  соответствии  с действующим  налоговым   законодательством   части   их   дохода   с   целью

удовлетворения общественно  необходимых потребностей.  Наряду  с  налогами  в структуре  налоговой  системы  в  конкретном  пространстве  и   во   времени  определенное место занимают пошлины и сборы.  Их  не  следует  отождествлять  с  понятием “налог”,  так:  пошлина  –  это  соответствующая   обязательная   плата   за совершение  государственными  и  иными  органами   юрисдикции   действий   в интересах заявителя; сбор –  платеж,  устанавливаемый  в  рамках  налогового законодательства органами местного самоуправления и  зачисляемый  в  местный бюджет.

      Налог как  комплексное экономико-правовое  явление  представляет  собой совокупность  определенных   взаимодействующих   составляющих   (элементов),  каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение.

      Выделение   самостоятельных  элементов,  обусловлено  особой  важностью отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков.

      Первым  элементом налога выступает   налогово-правовая  норма,  то  есть

общее правило поведения  в  налоговой  сфере,  установленное  в  определенном порядке и санкционированное  компетентным  государственным  органом.  Именно налоговая   норма   регулирует   возникновение   и   реализацию    налоговых обязательств. Без налоговой нормы  обязанность  уплачивать  налог  не  может считаться “законно установленной”  и  не  влечет  для  участников  налоговой сферы никаких последствий.

      Объект  обложения – это юридический  факт или  совокупность  юридических фактов (юридический состав), с  которым  связано  возникновение  обязанности налогоплательщика уплатить налог, иными словами, это - предмет,  на  который  падает налог: доход, земля, имущество, капитал и тому подобное.

     Один и тот же объект облагается налогом данного вида только  один  раз

за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

      Для   установления  налогооблагаемой  базы  необходимо  знать   масштаб

обложения  –  это  единица,  которая  кладется  в  основу  измерения  налога

(например, в земельном  налоге  -  площадь),  то  есть  определенная  законом

физическая характеристика или параметр измерения объекта  налогообложения.

       В   то  же  время,  единица  обложения   –  часть  объекта   обложения,

принимаемая  за  основу  при  исчислении  конкретной  налоговой   суммы   (в современной трактовке это налогооблагаемая база).

      Плательщик  – лицо  или  хозяйство,  выполняющие  возложенные   на  него налоговые обязательства в силу обладания им объектом налогообложения.

       Норма   налогообложения  –  доля  дохода,  взимаемая  через   налоги  с

налогооблагаемых объектов.

      Налоговая  ставка – размер налога с  единицы обложения.

    Следовательно,  ставка налога есть норма налогового  обложения.

    Ставки налога  можно классифицировать с учетом  различных факторов.

     В зависимости  от способа определения суммы  налога: равные ставки, т.е.

для каждого налогоплательщика  устанавливается равная сумма  налога;  твердые ставки,   т.е.   на   каждую   единицу    налогообложения    устанавливается зафиксированный размер налога  (например,  5  руб.  за  кв.  метр  площади); процентные ставки (например,  с  каждого  рубля  прибыли  предусмотрено  35% налога).

     В зависимости  от степени изменяемости различают:  общие,  пониженные  и повышенные ставки.

    В зависимости  от содержания различают следующие   ставки:  маргинальные, которые непосредственно даны  в  нормативном  акте  о  налоге;  фактические, определяемые  как   отношение   уплаченного   налога   к   налоговой   базе; экономические,  определяемые  как  отношение  уплаченного  налога  ко  всему полученному доходу.

     При  исчислении  налога,  подлежащего  взносу  в   бюджет,   необходимо

учитывать  налоговые  льготы  –  уменьшение  налогового  бремени  вплоть  до нулевого.    Налоговая  санкция  –   увеличение   налогового   бремени   при установлении факта нарушения налогового законодательства.

       Законом   может  устанавливаться  и   срок  уплаты  налога,  в   течение

которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в  бюджет.

      Для упорядочения  процедуры внесения налога  в   бюджет  устанавливается порядок  уплаты  налога,  представляющий  собой   нормативно   установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

      Получателем  налога является бюджет или  внебюджетный фонд.

    Метод  налогообложения   –  это  порядок  изменения   ставки   налога   в

зависимости  от  роста  налоговой  базы.   Используют   следующие   4   вида

налогообложения: равное (для  каждого  налогоплательщика  применяется  равная сумма налога); пропорциональное (для каждого  налогоплательщика  применяется равная ставка налога); регрессивное (с  ростом  налоговой  базы  уменьшается ставка налога).

    Приднестровская   Молдавская  Республика  включает  5   административно-территориальных   образований,  имеющих  различия  в  социально-экономическом развитии, демографической ситуации  и  экологической  обстановке  объективно требующей  учета  этих   особенностей   в   финансово-бюджетном   механизме.

Расширение самостоятельности  и ответственности субъектов  ПМР  в  социально- экономических вопросах должно  сопровождаться  укреплением  финансовой  базы регионов.  Именно  поэтому   часть   налоговой   массы,   аккумулируемой   в республиканском бюджете, путем бюджетного  регулирования  перераспределяется между нижестоящими бюджетами - местными.

    Взаимодействие  бюджетов  всех  уровней  и   единство  бюджетной  системы республики обеспечивается  посредством бюджетно-налоговой политики.

    Часть  республиканских   и  местных  налогов  имеют   статус  закрепленных

Информация о работе Необходимость налогов в развитии общества