Необходимость налогов в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Сущность и функции налогов…………………………………………..5
Понятие налога и других обязательных платежей…………………………5
Функции налогов и принципы налогообложения…………………………11

Глава 2. Налогообложение в ПМР и роль налогов в развитии общества……17

2.1 Виды налогов , взимаемых на территории ПМР………………………….17
2.2 Необходимость налогов в развитии общества…………………………….23

Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы ПМР………………..28

Заключение……………………………………………………………………...33

Список используемой литературы…………………………………………….35

Файлы: 1 файл

необходимость налогов.docx

— 65.09 Кб (Скачать файл)

Выбирая лучшие из всевозможных ответов, следует, конечно, использовать всю  доступную информацию о дифференциации потребительских предпочтений в  отношении общественных благ. Однако не менее важным и нередко более  осуществимым является анализ воздействия  налогов на рыночное поведение производителей и потребителей, продавцов и покупателей, работодателей и работников в  различных отраслях экономики. Такой  анализ позволяет выявлять искажающее влияние налогов и, правильно  подбирая их характеристики, добиваться относительного уменьшения нежелательных  искажений.

Формальным признаком, по мнению Рыманова А. Ю., характеризующим искажающее влияние  налогов на рынках производственных ресурсов, является уменьшение их предложения, например на рынке труда квалифицированные  работники переходят в более доходные сферы деятельности.

Основные налоги, взимаемые в  современной экономике (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль), носят искажающий характер.

По мнению Горшкова А. А. «8искажающий характер налогообложения проявляется в формировании так называемого избыточного бремени налогообложения, т.е. утрате государством части потенциальных налоговых доходов.

По мнению Рыманова А. Ю., «неискажающее  налогообложение воздействует другим образом, хотя оно, подобно искажающему, уменьшает доходы налогоплательщиков, однако не побуждает их отказаться от наиболее эффективных вариантов  размещения своих капитальных и  материальных ресурсов (для бизнеса) и не оказывает значительного  влияния на предпринимательскую  деятельность. Неискажающий характер, например, носит налогообложение  природных ресурсов. Применение специфической  ставки стимулирует налогоплательщиков к максимизации прибыли, поскольку  позволяет быстрее выплатить  фиксированную сумму налога и  затем получать доходы, не облагаемые налогом».

Для осуществления исчисления и  сбора налогов требуются определённые затраты. В их число входят: расходы  на содержание налоговой службы; расходы  налогоплательщиков на ведение бухгалтерского учёта, на расчёт и перечисление налогов, а так же получение консультаций, разъяснений по налогам и др. При  этом расходы на обслуживание налоговой  системы тем ниже, чем яснее  и единообразнее прописаны налоговые  обязательства. Так, взимание, например, налога на добавленную стоимость  сопряжено со сложным порядком исчисления и возмещения, большим объёмом  документооборота, административными  издержками. Издержки на сбор налога зависят  от вида налога, наличия льготных категорий  налогоплательщиков, шкалы налоговых ставок.

Такое свойство налога, как гибкость, характеризует его способность  реагировать на динамику макроэкономических процессов, смену фаз делового цикла.

Так, в условиях спада производства или реализации товаров (работ, услуг) сокращается размер прибыли, а в  результате - и налоговых платежей. При прогрессивном налогообложении  налоговая нагрузка уменьшается  быстрее, чем сокращается прибыль, вследствие чего гибкость налога позволяет  ослабить влияние кризиса на налогоплательщиков.

Гибкость налогообложения наиболее трудно обеспечить в условиях, когда  экономический кризис сопровождается инфляцией. Так, с начала 1990 - х годов  с ростом номинальных доходов  налогоплательщиков при прогрессивном  налогообложении увеличиваются  и налоговые изъятия. В итоге - реальная налоговая нагрузка не уменьшается./21, стр. 45/

Главным остается закономерность: только постоянно развивающаяся экономика  государства способна обеспечить развитую социальную поддержку граждан и  сбалансированное распределение общественного  продукта в обществе. Нынешняя же налоговая  система пока нам более или  менее подходит потому, что в ПМР, в отличие от Дании или США, бюджетный вес налогов зависит не от населения, поскольку оно еще мало вовлечено в экономические отношения, а от бизнеса. Бизнесу в таких странах платить налоги по фиксированной шкале не то что выгодно, а жизненно необходимо, чтобы пройти этап накопления капитала, сформироваться и окрепнуть.

Вывод: экономическая эффективность  налогообложения подразумевает  его соответствие условиям эффективного распределения ресурсов в экономике. Эффективность распределения ресурсов в современной экономике обеспечивается действием рыночных сил. В то же время  налоговая система выступает по отношению к рынку как внешний, корректирующий механизм. Если она оказывает искажающее воздействие на поведение экономических агентов, эффективное размещение ресурсов может не достигаться. Например, при избыточном налогообложении производства капитал может уходить в другие сферы экономической деятельности, включая теневую, что в конечном итоге негативно отражается на темпах экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 3.Пути совершенствования налоговой системы ПМР.

      Действующая  в настоящее  время  налоговая   система  ПМР  полностью   не реализована.  Поэтому,  если  говорить  о  ее   перспективных   направлениях развития,  то  в  первую   очередь   необходимо   отметить   предусмотренные действующим Законом “Об основах налоговой системы  ПМР”,  но  фактически  не имеющих законодательного подкрепления и  не  действующие,  гербовый  сбор  и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

      На мой  взгляд, что разработка и принятие  на основе  российского  опыта

(с учетом специфики  Приднестровья)  соответствующих   законов,  и  тем  самым введение  в  действие  данных  налогов  послужит  дополнительным  источником поступлений в бюджет.

       Целесообразно   вместо  трех  налогов:  налога  на  землю,  налога  на

имущество юридических лиц  и налога на имущество физических  лиц  –  введение единого налога на недвижимость для юридических и физических лиц. Целью введения налога на недвижимость  является  увеличение  доходов

местных  бюджетов  за  счет  более  эффективного  налогообложения  земельной составляющей. При новом налоге на недвижимость  собственнику  будет  выгодно либо самому эффективно использовать свою недвижимость, либо ее  продать  или сдать в аренду. Тот,  кто  приобретает  недвижимость,  начнет  хозяйственную деятельность, получит прибыль,  часть  которой  в  виде  налога  поступит  в бюджет. Кроме того, земля также будет облагаться с  учетом  ее  эффективного использования.

        Одновременно,  имущественная  составляющая  налога  на  недвижимость уменьшит платежи промышленных  предприятий,  поскольку  из налогооблагаемой базы исключаются машины, оборудование, транспортные средства,  продукция  на складах и другая активная часть фондов.

  Кроме того,  налог   на  недвижимость  отразится   на  налоге  на  имущество

физических лиц: он увеличится  за  счет  налогообложения  лучших  квартир  и коттеджей.

       При  этом налогом  должна  облагаться  сама  собственность,  а  не  ее

владелец. Налог должен четко  реагировать на изменения в стоимости  земли,  но не путем  дорогостоящих  ежегодных  переоценок,  а  распределением  земли  в каждой местности  на  зоны,  оценки  стоимости  квадратного  метра  земли  и возведенных строений и сооружений на ней и переоценки этих компонентов  один раз в 3-5 лет.

        Объектом  обложения  в  данном  случае  является   налоговая   база,

скорректированная  на  специальный  коэффициент,  ежегодно   устанавливаемый исполнительной властью в одинаковом размере для  всех  видов  собственности.

Этот коэффициент представляет собой дробное число от 0,8 до  1,0  и  призван четко регулировать тяжесть налогообложения в отдельные периоды, например,  в первые годы после введения налога или после проведения переоценки.  Сама  же налогооблагаемая база складывается из  двух  элементов:  стоимости  земли  а также стоимости строений и других объектов, расположенных на ней.

       Отработка   механизма   функционирования   налога   на   недвижимость

предполагает:  создание  кадастра  земли,  кадастра  недвижимости,   реестра

собственников, автоматизированной системы   управления    недвижимостью,

создание системы юридического консультирования по вопросам оценки земли.

      Достаточно  интересная, как я полагаю,  налоговая   политика  в  области

налога на прибыль в  Эстонии. До 2000 года его ставка составляла 26% .  Но  с

первого  января  в  силу  вступил  новый  закон,  который   выводит   из-под

налогообложения  ту  часть  прибыли,  которая  реинвестируется  в   развитие

предприятия. Налогом облагаются  теперь  только  дивиденды  предприятия  по- разного  рода  ценным  бумагам,  а  также  расходы  предприятия,  прямо   не связанные с производством.  И  хотя  такая  система  еще  нигде  в  мире  не применялась, и строить прогнозы сейчас довольно сложно,  но  предполагается, что значительный приток инвестиций, рост поступлений  других  налогов  (так, деньги, которые сейчас предприниматели смогут вкладывать, обещают  в  скором времени государству большие поступления подоходного налога  с  частных  лиц, налога с оборота, акцизов) в перспективе с лихвой  компенсируют  сегодняшние недопоступления по налогу на прибыль.

      Решением  многих  проблем,  с  моей  точки  зрения,  является  введение

единого налога с предприятий. В сфере  малого  предпринимательства  примером реализации идеи единого налога  с  предприятий  могло  бы  служить  принятие Закона “Об  упрощенной  системе  налогообложения,  учета  и  отчетности  для субъектов малого предпринимательства”. Патент - основной  документ  перехода на эту систему малыми предприятиями. Использование  названной  системы  дает значительной части предприятий возможность работать со  снижением  налоговой нагрузки. Внедряя постепенно систему единого  налога  с  малых  предприятий, можно предположить,  что  в  ближайшем  будущем  эта  система  с  учетом  ее можно предположить,  что  в  ближайшем  будущем  эта  система  с  учетом  ее динамизма,   способности   приспосабливаться   к    изменяющимся    условиям экономического и социального  развития  общества,  позволила  бы  не  только приостановить процесс сокращения числа  малых  предприятий,  но  и  была  бы дополнительным эффективным стимулом к расширению сферы малого бизнеса.

       Целесообразно,  ряд  родственных  налогов,  к  примеру   таких,   как

отчисления в соцстрах, фонд занятости, пенсионный фонд объединить  в  единый социальный налог, который государство затем будет “расщеплять” и  направлять денежные средства в соответствующие сферы.

      В  целом,  что  является  альтернативным  вариантом  совершенствования

налоговой системы в сравнении  с существующими  направлениями  реформы,  было бы целесообразно:

1) Предусмотреть отмену  многих налогов, которые можно   охарактеризовать  как нерыночные или финансово малоэффективные. Так, это в  первую  очередь  те  , которые  выплачиваются  с  выручки,  в  частности,  налог  на  пользователей автодорог,  налог  на  содержание  жилищного  фонда  и  объектов  социально- культурной сферы.  Дорожные  фонды  и  содержание  социальной  сферы  должны финансироваться из других источников.

2) Должно быть отменено  достаточно большое число   налогов  дорогих  (затраты на взимание  которых  превышают  сумму  собранных  налогов)  или  сложных  в администратировании.

3) Было бы целесообразно  “укрупнить”  налоги,  то  есть  объединить  налоги, имеющие сходную базу и аналогичный контингент налогоплательщиков

   Более  того,  если  исходить  из  фундаментального   положения   рыночной

экономики, что  прибыли  и  высокие  доходы  в  значительной  мере  отражают благосостояние общества в  результате  проявления  ими  большей  инициативы, готовности  взять  на  себя  больший  риск  и  более  удачных  экономических решений. То  этот  факт  требует  признания  того,  что  тот,  кто  получает наиболее высокие доходы, вне зависимости от того, юридическое это  лицо  или физическое, должен иметь возможность оставлять себе  их  большую  часть  или обладать  наибольшей  свободой  распоряжения  или,  что  поощряет   наиболее способных предпринимателей расширять сферу своей деятельности,  не  опасаясь в   перспективе   чрезмерного   налогообложения   высоких    прибылей,    а, следовательно, поощряет инвестирование прибыли в  перспективные  направления развития  производства  и  научно-технические  исследования.   И   если   до недавнего  времени  считалось,  что  высокий  уровень  налогов   и   степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило,  высоким  уровням развития экономики и социальной  защищенности  населения,  то  сейчас  общей тенденцией в области налогообложения  в  странах  Запада  является  снижение фактического налогового бремени на прибыль корпораций  и  доходы  физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Налоги рассматриваются не как способ мобилизовать средства на содержание неких надэкономических структур, а скорее в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам.

Информация о работе Необходимость налогов в развитии общества