Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:58, курсовая работа
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Сущность и функции налогов…………………………………………..5
Понятие налога и других обязательных платежей…………………………5
Функции налогов и принципы налогообложения…………………………11
Глава 2. Налогообложение в ПМР и роль налогов в развитии общества……17
2.1 Виды налогов , взимаемых на территории ПМР………………………….17
2.2 Необходимость налогов в развитии общества…………………………….23
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы ПМР………………..28
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………….35
доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. По трем республиканским налогам - гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет. Другая группа республиканских налогов - подоходный налог с физических лиц, налог на объем реализации, акцизы - являются регулирующими доходными источниками.
Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в республиканский бюджет, а ставки (нормативы) отчислений определяются при республиканский бюджет, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении республиканского бюджета. В свою очередь Верховный Совет устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении республиканского бюджета.
Поступления
по местным налогам
1.2. Функции налогов и принципы налогообложения.
Налоги
как стоимостная категория
Так, функция налога2 – это проявление его сущности в действии, способ
выражения его свойств, показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. В этой связи можно отметить что, несмотря на все многообразие мнений, развитие налоговой системы исторически определило три основных функции: фискальную, контрольную и распределительную. Которые взаимосвязаны и взаимозависимы, так ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.
При этом основная функция налогов – фискальная по обеспечению
наполняемости казны (от латинского слова fiscus – государственная казна).
Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех
государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить
себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач. Так, в период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.
Другая
функция налогов, как
что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово- финансовых отношений и бюджетной политики.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств,
характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.
Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение
посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений необходимо выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системы льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязанных льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. так, Законом ПМР “Об основах налоговой системы в ПМР” предусмотрены следующие виды льгот:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из
обложения определенных
- освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
- понижение налоговых ставок;
- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты;
- прочие налоговые льготы.
- прочие налоговые льготы.
Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и
целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется договором между предприятием и соответствующим налоговым органом.
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность, дифференцированы по источникам обложения.
Принципы налогообложения.
Принципы3 (от латинского principium – основа, первоначало) – это
основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
Однако, учитывая
многоаспектность содержания
характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.
Так, можно условно выделить три такие системы:
- экономические принципы налогообложения;
-юридические принципы налогообложения (принципы налогового права);
- организационные принципы налоговой системы.
Кроме того, в рамках каждой из указанных систем необходимо выделять как общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом, так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например, принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов и так далее.
Экономические принципы налогообложения представляют собой, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов”. Адам Смит выделил 5 принципов налогообложения, названных позднее “Декларацией прав плательщика”:
1)принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанные на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: “. . . соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой
государства; ”
3) принцип определенности,
из которого следует, что
платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
4) принцип удобности,
согласно которому налог
5) принцип экономии, в соответствии с которым, издержки по взиманию налогов должны быть меньше, чем сами налоговые поступления;
Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако, за более чем 200-летнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:
. принцип справедливости;
. принцип соразмерности;
. принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
. принцип экономичности (эффективности).
Принцип
соразмерности заключается в
соотношении наполняемости
Под правовыми принципами понимаются руководящие положения права, исходные направления, его основные начала, определяющие сущность всей исходные направления, его основные начала, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права.
Правовые принципы организации системы налогообложения, используемые в международной практике, можно сформулировать следующим образом:
1. Юридическое равенство перед законом всех хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговый нейтралитет.
2. Налоговые преференции
подлежат обязательному
3. Гарантированность стабильности и последовательности налоговой
политики.
4. Налоговая прозрачность (компания не может скрывать доходы акционеров и служить им налоговым убежищем).
5. Запрещение обратной силы налогового закона (действие налогов во
времени).
6. Функционирование
института ответственности
7. Ориентация преимущественно
на прогрессивные формы
8. Антидискреционность
решений налоговых
9. Соразмерность распределяемых налоговых поступлений по звеньям
бюджетной системы с величиной расходов, ежегодно утверждаемой текущим финансовым законодательством.
10. Приоритет финансовых общественно необходимых целей.
К организационным принципам налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие:
1. принцип единства;
2. принцип подвижности;
3. принцип стабильности;
4.
принцип множественности
5.
принцип исчерпывающего
Глава 2 Налогообложение в ПМР и роль налогов в развитии общества
Информация о работе Необходимость налогов в развитии общества