Необходимость оптимизации налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание работы

Налоговая политика определяется как подсистема экономической политики, реализуемой в сфере налоговых отношений. В настоящее время налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению налоговых выплат. Предприниматели, руководители и рядовые налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса. С точки зрения законности и минимизация, и оптимизация относятся к законным действиям, и в этом смысле существенной разницы между ними нет. Вместе с тем - и это важно:

Содержание работы

Задание 1 «Основные средства»………………………………………….3
Задание 2 «Расчет экономической эффективности инвестиционного проекта»………………………………………………………………….....6
Задание 3 «Необходимость оптимизации системы налогообложения в РФ»
Введение…………………………………………………………………...12
Виды, роль и функции налогов……………………………………13
Сущность налогов и их классификация…………………………..13
Функции налогов и регулирование рынка…………………….....17

Налоговое планирование на предприятии как
основа оптимизации налогообложения……………………………….....19
Сущность, принципы и задачи налогового планирования………..19
Основные направления налогового планирования………………..22
Необходимость оптимизации системы налогообложения………….24
Понятие и сущность оптимизации налогообложения…………….24
Применение упрощенной системы налогообложения как способ налоговой оптимизации……………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………..32
Библиографический список литературы……………………………………….34

Файлы: 1 файл

РГЗ ЭО - копия (2).docx

— 126.90 Кб (Скачать файл)

подоходный  налог с граждан; налог на прибыль  корпораций (фирм); налог на

социальное  страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так

называемые  социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др.

     Налоги на товары и услуги.  Эти налоги называются косвенными, потому что они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги,

это: налог  с оборота, который в большинстве  развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.

Ещё налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Так например, налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными и дигрессивными.

     Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально

большую часть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения  в

одинаковой прогрессии.

     Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному

доходу и не зависит  от его величины.

     Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличении

дохода взимаемый налог  составляет непропорционально меньшую  его часть.

     Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налога

растёт в убывающей  прогрессии.

 

 

1.2. Функции налогов и регулирование рынка

              

В рыночной экономике любой  страны налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью  сказать:  без  хорошо  налаженной,  четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

     Что такое рыночная экономика? Под "рыночной экономикой" понимается система организации хозяйства, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции граждан и   хозяйственных субъектов в сфере производства и реализации товаров и услуг.  

Дадим понятие рынка - того, на что оказывает влияние с помощью налоговой системы правительство. Существуют много определений рынка, например – это система саморегулирования экономики, стимулирующая развитие производства с учетом качественных и количественных его параметров, или - это многомерное понятие, состоящее из экономических, политических, социальных, морально-этических подсистем, а связующим звеном всех этих подсистем является свобода и другие гарантированные права личности. В более же узком смысле слова рынок можно понимать как механизм, сводящий вместе продавцов ( производителей) и покупателей товаров и услуг.

Различают три основных видов  рынков, это: рынок товаров и услуг, рынок труда и рынок финансовых ресурсов.

На рынке товаров и услуг проявляются экономические отношения между производителем и потребителем по поводу объема, структуры и потребительских свойств предлагаемой к реализации продукции, с одной стороны, и объема, структуры и качества необходимой продукции с другой.

Особые экономические  отношения складываются на рынке труда по поводу

занятости трудоспособного  населения в качестве наемных  рабочих и в связи с потребностью работодателей в рабочей силе определенного количества и качества.

На рынке производственных ресурсов проявляются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, населением и государством по поводу мобилизации временно свободных денежных средств для кредитных целей и инвестирования. Все эти рынки находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы.

С помощью налоговой политики государство влияет на структуру  и динамику развития каждого из этих рынков, сглаживая последствия инфляционных и др. негативных процессов. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной  экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?  Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая  роль  в формировании  доходной  части государственного бюджета.  Это,  конечно, так.

Но не это главное для  характеристики роли налогов: государственный  бюджет можно сформировать и без них.  Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от  прибыли  в бюджет,  применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся натоварно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

Другая функция  налогов -  стимулирующая.  С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует  технический  прогресс, увеличение числа рабочих мест,  капитальные вложения в расширение производства и др.Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том,  что сумма прибыли, направленная на техническое  перевооружение, реконструкцию, расширение  производства  товаров  народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и  ряда  других освобождается от налогообложения.

Следующая функция налогов -  распределительная,  или, вернее,

перераспределительная.

  Главная задача экономики любой страны состоит в том,чтобы учитывая ограниченные запасы ресурсов распределить с наибольшей полезностью. Для этого нужно определить программу, т.е. решить, какие виды товаров требуется производить; распределит ресурсы между производителями; после производства товаров нужно их наиболее целесообразным образом распределить между потребителями. Все это распределяется с помощью бюджетно-налоговой политики. Посредством  налогов  в  государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие производственной  и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др.

Наконец, последняя функция  налогов  -   фискальная,  изъятие части

доходов   предприятий  и  граждан  для  содержания  государственного аппарата, обороны  страны  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и  др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения  и т.п.

 Дискреционная фискальная политика - это сознательное

манипулирование налогами и  правительственными расходами с  целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Указанное разграничение  функций  налоговой  системы   носит условный характер,  так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

 

2. Налоговое планирование на предприятии как  
основа оптимизации налогообложения

 

2.1.         Сущность, принципы и задачи налогового планирования

 

Необходимость налогового планирования заложена в  самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или  иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и  предлагает налогоплательщикам различные  налоговые льготы, если они будут  действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено  заинтересованностью государства  в предоставлении налоговых льгот  в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.  
Налоговое планирование («tax planning») - это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Сущность его выражается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств.[3, C. 16].

В рамках корпоративного налогового планирования выделяют:  
- перспективное налоговое планирование – это проведение активной налоговой политики с целью избежания финансовых рисков и минимизации негативного влияния налогообложения на процесс достижения стратегическихцелей.  
- текущее налоговое планирование - это оптимизация налоговых выплат в отчетном  году с использованием допустимых законодательством средств, способов и приемов.  
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера.

Первый  этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.

Второй  этап- выбор наиболее выгодного с  налоговой точки зрения места  расположения производств и конторских помещений предприятия, а также  его филиалов, дочерних компаний и  руководящих органов.

Третий  этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение  ее соотношения с возникающим  при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

 Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.

Пятый этап - разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой  этап начинается с составления журнала  типовых хозяйственных операции, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и  контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.[6, C. 124]

Исходя  из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности  основные принципы налогового планирования могут быть определены следующим образом:

-соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;  
-снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;  
-использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;  
-рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;  
-своевременная корректировка с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;  
-понятность и экономическая обоснованность схемы как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.[6, C. 126)

В качестве задачи налогового планирования, в  частности, может выступать:  
-минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору;  
-минимизация налоговых потерь по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки);  
-минимизация по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация.

В этих целях  предварительно уточняется перечень налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами  различных уровней и налоговые  льготы, проводится анализ системы  договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций, определяется и оценивается сумма налоговых  обязательств в текущих условиях хозяйствования. Самостоятельную задачу налогового планирования можно представить  как состоящую их нескольких следующих  этапов:  
-формирование налогового поля предприятия - спектра основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, их конкретные ставки и льготы. Параметры налогового поля устанавливаются по статусу предприятия, на основе его устава и в соответствии с НК РФ, законами Российской Федерации;  
-формирование системы договорных отношений - на основе Гражданского кодекса Федерации определяется совокупность видов договоров, на базе которых происходит взаимодействие с покупателями и поставщиками, с дебиторами и кредиторами. Система договорных отношений составляется с учетом сформированного ранее налогового поля;  
-подбор типичных хозяйственных операций - на основе предварительного анализа хозяйственной деятельности и планируемых результатов работы выбираются типичные хозяйственные операции и действия, которые предстоит выполнять предприятию в своей повседневной практике или совершать эпизодически;  
-выделение и регламентирование различных хозяйственных ситуаций - определяются реальные хозяйственные ситуации, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, и реализуемые в нескольких сравнительных вариантах;  
-предварительный выбор оптимального варианта хозяйственных ситуаций - по итогам всестороннего исследования ситуаций производится предварительный отбор оптимальных по финансовому результату и по суммарным налоговым платежам вариантов;  
-сравнительный анализ ситуаций и принятие решений - проводятся расчетные исследования хозяйственных ситуаций и осуществляется их уточненный сравнительный анализ. При этом различные ситуации сопоставляются по полученным финансовым результатам, налоговым платежам и возможным потерям, обусловленным штрафными и другими санкциями. Этой стадии следует уделить особое внимание. Во-первых, из-за серьезности санкций и возможных существенных потерь, которые необходимо исключить. Во-вторых, из-за готовности пойти на некоторые утраты, но получить определенный (существенный) выигрыш в чем-то другом, например: в оборачиваемости средств, во временных затратах на принятие решений и т.п. [9,C.38].

Информация о работе Необходимость оптимизации налогообложения в РФ