Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:35, курсовая работа
Целью данной работы является характеристика основных особенностей налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать исчисление налога на имущество физических лиц в РФ на примере;
изучить зарубежный опыт налогообложения и возможность его применения в РФ;
рассмотреть перспективы введения налога на недвижимость в Российской Федерации (РФ).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения имущества физических лиц 4
1.1. Роль налога в формировании бюджета РФ. Имущественное налогообложение физических лиц как способ пополнения бюджета 4
1.2. Правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц………………………………………………………………………………..6
Глава 2. Практика налогообложения имущества физических лиц 19
2.1. Примеры расчета налога на имущество физических лиц, находящихся в долевой собственности 19
2.2. Анализ налогообложения имущества физических лиц по данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Чувашской Республике 20
Глава 3. Развитие налога на недвижимость на современном этапе за рубежом и в РФ 24
3.1. Анализ зарубежного опыта налога на недвижимость и его применение в РФ …………………………………………………………………………….24
3.2. Перспективы введения налога на недвижимость в РФ 29
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Инвентаризационная стоимость 1 кв. м общей площади строения определяется исходя из остаточной стоимости по следующей формуле:
Сом= Со*Кп, где:
Со - остаточная
Кп - коэффициент
Инвентаризационная стоимость квартиры составляет:
Скв = Сом * Гокв, где:
Гокв •- общая площадь
Инвентаризационная стоимость 1 кв. м жилой площади квартиры определяется по следующей формуле:
Сжм = Скв / Гжкв, где:
Скв - инвентаризационная
Гжкв - жилая площадь
Инвентаризационная стоимость комнаты составляет:
Ском = Сжм * Гком, где:
Гком - площадь комнаты.
Суммарная инвентаризационная стоимость – сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений, сооружений, принадлежащих одному лицу, и находящихся на территории одного органа местного самоуправления, который установил ставки по данному налогу. Инвентаризационная оценка строений осуществляется в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 87 от 04.04.1992. Данным порядком местные органы технической инвентаризации (БТИ) являются исполнителями по оценке объектов налогообложения. Оценка объектов налогообложения производится на 1 января каждого года. Инвентаризация в натуре производится не реже 1 раза в 5 лет. Органы технической инвентаризации предоставляют данные в налоговые органы бесплатно. В случае не предоставления или несвоевременного предоставления органами БТИ сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, органы БТИ несут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.
При возведении самовольной постройки лицо, совершившее её возведение, не обладает правом собственности на неё, следовательно не может ею распоряжаться. В собственности находятся только стройматериалы. Такая постройка подлежит сносу либо лицом, её построившим самостоятельно, либо за свой счет. Самовольно возведенная постройка не является объектом инвентаризационной оценки, налог с неё не уплачивается. Самовольно возведенной постройкой признаются дома, другие строения и сооружения, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, предусмотренном законом и иными нормативно-правовыми актами, либо созданные без получения на это необходимых разрешений. Жилой дом может быть признан нежилым по основаниям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Так как Закон «О налогах на имущество физических лиц» устанавливает в качестве объекта налогообложения жилой дом, то вследствие признания жилого дома нежилым уполномоченным органом, данный дом перестает быть объектом налогообложения.
Органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах.
Суммарная инвентаризационная |
Ставка налога |
До 300 000 рублей (включительно) |
До 0,1 процента (включительно) |
Свыше 300 000 рублей до 500 000 |
Свыше 0,1 до 0,3 процента |
Свыше 500 000 рублей |
Свыше 0,3 до 2,0 процента |
Табл. 1. Ставки налога на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц зачисляется в местный бюджет по нормативу 100%.
Закон устанавливает обширный перечень льгот по налогу, кроме того органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы и основания для их применения. От уплаты налога освобождены:
Кроме того, налог на помещения строения и сооружения не уплачивают пенсионеры, граждане, воевавшие в Афганистане и других странах, деятели культуры и искусства с строений, помещений, сооружений, используемых для осуществления ими творческой деятельности, граждане с расположенных на участках в дачных и садоводческих некоммерческих объединениях жилых и хозяйственных строений площадью до 50 квадратных метров. Стоит отметить, что данные льготы имеют, по большей части, социальный характер. В данном случае можно говорить о жесте уважения государства по отношению к тем людям, которые выполняли свой долг. На данный момент местные бюджеты от этих льгот не страдают. Так как количество человек, которым предоставлены льготы невелико относительно населения страны, и с каждым годом становится все меньше. В особенности героев Советского Союза и участников Великой Отечественной войны. Обращает внимание тот факт, что перечень лиц, имеющих право на льготы, за исключением Героев Российской Федерации и собственников имущества в дачных и садоводческих организациях, относится к советскому периоду. Было бы логично добавить в перечень лиц, участвовавших в первой и второй Чеченских войнах в составе федеральных войск. Предлагаю внести поправку в статью 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» и добавить перечень лиц, которым предоставляется льгота, участниками первой и второй Чеченских войн в составе федеральных войск.
Для предоставления указанных льгот необходимо предоставить в налоговый орган по месту регистрации имущества документы, подтверждающие право на льготу. Налог на имущество физических лиц перестает взиматься при заявлении права на льготу с месяца, в котором данные документы были предоставлены в налоговые органы. В случае утраты права на льготу налог исчисляется с месяца, следующим за месяцем, в котором было утрачено право на льготу. Как видно из Закона, право на льготу налогоплательщик может потерять лишь в нескольких случаях:
Расчет суммы налога производится налоговыми органами. Обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика в день получения налогового уведомления. Налоговое уведомление должно быть направлено налогоплательщику до 1 ноября года, следующего за отчетным периодом. Налоговое уведомление представляет собой письменное извещение налогоплательщика об обязанности уплатить налог на имущество с указанием объекта налогообложения, расчет налоговой базы, ставки налога, размера налога, сроков уплаты и банковских реквизитов. Налоговое уведомление должно направляться налогоплательщику по месту его жительства, однако, как показывает практика, такое происходит не всегда. При неуплате налога налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога представляет собой письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и сумму пеней. Требование должно содержать информацию о сумме задолженности, размере пеней, сроке уплаты налога, о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога. Если налогоплательщик не погасил недоимку вместе с суммой причитающихся пеней, то налоговый орган обращается с иском в суд.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе (например, муж, жена, ребёнок). При этом эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях. Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.
Если имущество находится в собственности физического лица и организации, то плательщиком налога на имущество признается физическое лицо соразмерно своей доле, а организация уплачивает налог на имущество в соответствии с гл. 30 НК РФ.
Согласно пункту 20 Инструкции налог уплачивается вне зависимости от того эксплуатируется объект налогообложения или нет. Это представляется весьма важным пояснением, так как Закон устанавливает конкретно объект налогообложения в виде имущества как такого, не деля имущество на эксплуатируемое и неэксплуатируемое.
За строения, помещения и сооружения, перешедшие по наследству, налог уплачивается с момента открытия наследства, которым является либо день смерти наследодателя, либо решение суда о признании его умершим. Однако перед тем, как открыть наследство и стать налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц, наследник на основании статьи 44 НК РФ обязан погасить задолженность наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества. По новым строениям, помещениям, сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением. Стоит отметить, что в данном случае не применяется корректирующий коэффициент. В остальных случаях, а именно переход права собственности по наследству, уничтожения объекта налогообложения или перехода права собственности налог взимается или прекращает взиматься с наступлением указанных моментов, сумма налога рассчитывается с учетом корректирующих коэффициентов. Помимо Закона «О налогах на имущество физических лиц» существует Инструкция № 54 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по применению данного закона. Инструкция не является нормативно-правовым актом, поэтому она аккумулирует отдельные положения Закона, Налогового и Гражданского кодексов. Данная Инструкция конкретизирует перечень лиц, которые имеют право на льготы, а также устанавливает документы, необходимые для подтверждения права на льготу. Категории льгот и документы представлены в Табл. 2.
Налоговый кодекс, Закон, а также настоящая Инструкция2 говорят о том, что органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы для категорий налогоплательщиков, а также основания их использования. Это вполне отвечает самому принципу местного самоуправления, но в условиях тотального дефицита, как региональных, так и местных бюджетов, установление новых льгот представляется маловероятным.
Льгота |
Подтверждающий документ |
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, кавалеры ордена Славы |
Книжка Героя Советского Союза, книжка Героя РФ, орденская книжка |
Инвалиды I,II групп, инвалиды с детства |
Удостоверение инвалида |
Участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан; |
Удостоверение участника Великой Отечественной войны, удостоверение о праве на льготу |
Лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии; |
Удостоверение участника Великой Отечественной войны, удостоверение о праве на льготы |
Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастроф на ЧАЭС; ПО «Маяк» |
Специальное удостоверение инвалида,
удостоверение участника |
Лица, принимавшие участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия |
Удостоверение, выданное на основе заключения медико-социальной экспертной комиссии |
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, имеющие продолжительность пребывания на военной службе 20 и более лет |
Удостоверение воинской части или справка установленного образца |
Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца |
Пенсионное удостоверение со штампом «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» |
Пенсионеры |
Пенсионное удостоверение |
Строение, помещение, сооружение используется деятелями культуры и искусства для выполнения ими профессиональных обязанностей |
Справка уполномоченного органа |
Жилое или хозяйственное строение
в дачном или садоводческом |
Справка БТИ |
Граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах |
Свидетельство о праве на льготу и справка, выданная уполномоченным органом |
Табл. 2. Льготы по налогу на имущество физических лиц3
Инструкция в плане порядка уплаты налога, по сути, повторяет отдельные положения Закона «О налогах на имущество физических лиц». Однако, Инструкция конкретизирует некоторые положения, которые не были указаны в Законе. В частности пункт 24 Инструкции обращает внимание на одну из главных проблем налогового администрирования в России – несвоевременное привлечение граждан к обязанности уплатить налог. Это проявляется в основном в не отправлении налоговых уведомлений или их отправлении по старому месту жительства. Граждане, как в случае их уклонения от уплаты налога, так и в случае халатности налоговых органов не могут привлечены к уплате налога более, чем за 3 года. Данный срок установлен статьей 113 НК РФ. Установлен также порядок в случае, когда налоговые органы неправильно исчислили сумму налога в сторону уменьшения. Налогоплательщик может выплачивать дополнительную сумму налога либо равными долями в течение года, либо в два срока за текущий и предыдущие года, либо единовременно всю сумму. В случае, если налоговые органы неправильно исчислили сумму налога в строну увеличения платежа, то излишне уплаченная сумма может быть возвращена налогоплательщику, зачтена в счет предстоящих платежей. Данные операции могут быть совершены при отсутствии у налогоплательщика недоимки по иным налогам. Также за 3 года может быть перерассчитана сумма налога в случае предоставления налогоплательщиком документов, подтверждающих его право на льготу, с указанием времени, когда это право возникло.
Инструкция дает важные разъяснения касательно уплаты налога. Наиболее проблемным на практике, в том числе для понимания налогоплательщиком, может представляться вопрос о возникновении права собственности на имущество и время, с которого начнет исчисляться налог. В частности члены различного рода кооперативов (жилищных, гаражных, дачных и т.д.) приобретают право на собственности на имущество с момента полного внесения паевого взноса. Следовательно, с этого момента возникает обязанность по уплате налога. Кроме того, на мой взгляд, существует проблема по налогообложению новых строений, помещений, сооружений, приобретенных налогоплательщиком или возведенным им самостоятельно. Нет смысла считать инвентаризационную стоимость по новостройке, так как она будет равна первоначальной. При этом Закон допускает, что строение, помещение или сооружение возведены или куплены налогоплательщиком в декабре, а уже по состоянию на 1 января будет получена инвентаризационная стоимость, то есть налоговая база. При этом за месяц цена возведения вряд ли претерпит значительные изменения. Аналогично этому налогоплательщик, купивший квартиру в новостройке в январе, может не уплачивать налог почти год. Логично было бы в год приобретения права собственности на новое помещение, строение, сооружение исчислять сумму налога на основе первоначальной стоимости. Одновременно с этим ввести ставки налога в пределах 0,5 % для налоговой базы, исчисляемой на основе первоначальной стоимости.