Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:35, курсовая работа
Целью данной работы является характеристика основных особенностей налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать исчисление налога на имущество физических лиц в РФ на примере;
изучить зарубежный опыт налогообложения и возможность его применения в РФ;
рассмотреть перспективы введения налога на недвижимость в Российской Федерации (РФ).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения имущества физических лиц 4
1.1. Роль налога в формировании бюджета РФ. Имущественное налогообложение физических лиц как способ пополнения бюджета 4
1.2. Правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц………………………………………………………………………………..6
Глава 2. Практика налогообложения имущества физических лиц 19
2.1. Примеры расчета налога на имущество физических лиц, находящихся в долевой собственности 19
2.2. Анализ налогообложения имущества физических лиц по данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Чувашской Республике 20
Глава 3. Развитие налога на недвижимость на современном этапе за рубежом и в РФ 24
3.1. Анализ зарубежного опыта налога на недвижимость и его применение в РФ …………………………………………………………………………….24
3.2. Перспективы введения налога на недвижимость в РФ 29
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Глава 2. Практика налогообложения имущества физических лиц
Пример № 1
Гражданка Михайлова Н.А. является собственником 2-х квартир в г. Москве с долей собственности 100 % - по первой квартире и 50 % - по второй. Инвентаризационная стоимость первой квартиры равна 148 700 руб. и второй – 300 000 руб.
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов недвижимости гражданки Михайловой Н.А. составляет 448 700 руб. (148 700 руб. + 300 000 руб.).
Учитывая, что объект недвижимости относятся к жилым помещениям, принимаемая в соответствии с Законом города Москвы от 23.10.2002 № 47 ставка налога, зависящая от суммарной инвентаризационной стоимости данного типа имущества, составляющей в данном случае 448 700 руб., то есть находящейся в пределах от 300 000 руб. до 500 000 руб., равна 0,2%.
Соответственно, сумма налога составляет:
- по первой квартире - 297 руб. (148 700 руб. х 0,2 %);
- по второй квартире - 300 руб.[(300 000
руб. х 0,2 %) х 50 %]
Итого, общая сумма исчисленного налога
по принадлежащим гражданке Михайловой
И.А. на праве собственности 2-х квартирам
с долей собственности 100 % - по первой квартире
и 50 %- по второй, составляет за год сумму 597 руб.(297
руб. + 300 руб.).
Пример № 2
Семья Сидоровых, состоящая из 4-х человек (трое взрослых и одни малолетний ребенок), приватизировала в прошлом году квартиру в г. Москве в общую долевую собственность. В данном случае, налогоплательщиком в отношении этой квартиры признается каждый из 4-х членов семьи с 25 % долей имущества.
Инвентаризационная стоимость квартиры по данным МосгорБТИ составляет 695 000 руб. Учитывая, что объект недвижимости относятся к жилым помещениям, принимаемая в соответствии с Законом города Москвы от 23.10.2002 № 47 ставка налога, зависящая от суммарной инвентаризационной стоимости данного типа имущества, в данном случае, инвентаризационная стоимость квартиры больше 500 000 руб., равна 0,5 %.
Соответственно, сумма
исчисленного налога каждому
из 4-х членов семьи по
868 руб. [(695 000 руб. х 0,5 %) х 25%].
Пример № 3
Семья Петровых из 3-х человек ( отец, мать и взрослая дочь) владеет квартирой на условиях долевой собственности, доля каждого составляет 1/3. Отец является пенсионером. Инвентаризационная стоимость квартиры – 900 000 руб. Ставка налога 0,3%.
Общая сумма налога делится
пропорционально долям
Мать- 900000: 3 х 0,003%= 900 руб.
Дочь - 900000: 3 х 0,003%= 900 руб.
Отец как пенсионер со своей доли налог не уплачивает.
Руководствуясь материалами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Чувашской Республике, проведем анализ поступления налога на имущество физических лиц в местные бюджеты. Межрайонная инспекция ФНС №7 по Чувашской Республике осуществляет свою деятельность на подведомственном ей территориальном образовании, она обслуживает 4 района: Цивильский, Козловский, Красноармейский и Урмарский.
Для начала анализа, мне бы хотелось, рассмотреть изменение количества собственников имущества между 2010 и 2011 годами (Рис. 1). На основании данных, представленных на Рис.1 мы видим, что количество собственников на 2011 год по Козловскому району уменьшился на 2,1 %, что составляет 871чел. По Красноармейскому району этот показатель уменьшился на 2,02% - 429 чел. По Урмарскому району показатель стал ниже на 2,2%, что составляет 922 человека. И лишь показатель по Цивильскому району увеличился на 1,33 % -703человека. На изменение этих показателей влияют различные факторы, например смерть собственника или продажа имущества.
Рис. 1. Количество собственников
Далее я проанализирую данные о количестве собственников, которые уплачивают налог на имущество физических лиц по долевой собственности.
Из данной Рис. 2 видно, что наименьшее количество собственников, уплачивающих налог по долевой собственности проживают в Красноармейском районе. А самое максимальное количество налогоплательщиков зарегистрировано в Цивильском районе. Количество плательщиков ни в одном районе за год не выросло. Мы видим, что они наоборот снизились. По Козловскому району количество собственников уменьшилось на 7,8% (1401чел.), по Красноармейскому району на 10,9% (910чел.), по Урмарскому району на 9%(1469чел.), а в Цивильском районе показатель увеличился на 2,2% (607чел.).
Рис. 2. Количество собственников, уплачивающие налог по долевой собственности
Динамика предъявленного
к уплате и поступившего в местные
бюджеты налога на имущество физических
лиц, а также поступление налога
от имущества находящегося в долевой
собственности приведены в
Данные Табл. 3 свидетельствуют о том, что поступление налогов на 2011 год по сравнению с 2010 годом выросли в Козловском районе на 0,11 млн.руб, за счет уменьшения налоговых льгот. В Красноармейском районе сумма поступивших налогов увеличились незначительно, всего лишь на 0,01 млн.руб., в Урмарском же районе мы наблюдаем увеличение суммы налога на 0,16 млн.руб, а в Цивильском районе отмечается самое большое увеличение налоговых поступлений, они составляют 0, 22 млн.руб.
Если делать анализ по налогу на имущество, находящегося в долевой собственности наблюдается следующая ситуация: в Козловском районе сумма поступлений в бюджет на 2011 год увеличилась на 0,01 млн.руб, в Красноармейском районе мы видим уменьшение поступлений на 0,01 млн.руб. В Урмарском районе отмечается повышение поступлений на 0,02 млн.руб, а в Цивильском районе прослеживается понижение поступлений на 0,04 млн.руб.
Показатели |
2010 год |
2011 год | |||||||
Общая сумма налога, предъявленного к уплате, млн. руб. |
Козловский р-н |
Красноармейский р-н |
Урмарский р-н |
Цивильский р-н |
Козловский р-н |
Красноармейский р-н |
Урмарский р-н |
Цивильский р-н | |
2,09 |
1,4 |
2,3 |
3,17 |
2,17 |
1,45 |
1,97 |
3,45 | ||
Сумма налога, уплаченная в бюджет, млн. руб. |
0,9 |
0,6 |
0,9 |
1,52 |
1,01 |
0,61 |
1,06 |
1,74 | |
Сумма льгот, млн.руб |
1,19 |
0,8 |
1,4 |
1,65 |
1,16 |
0,84 |
0,91 |
1,71 | |
сумма налога, предъявленного к уплате по имущ-ву, находящейся в долевой собственности, млн. руб. |
0,55 |
0,25 |
0,68 |
0,79 |
0,47 |
0,23 |
0,43 |
0,66 | |
сумма налога, уплаченная в бюджет по имущ-ву, находящейся в долевой собственности, млн. руб. |
0,26 |
0,11 |
0,26 |
0,47 |
0,27 |
0,1 |
0,28 |
0,43 | |
Сумма льгот по налогу на имущ-во, находящейся в долевой собственности, млн.руб |
0,29 |
0,14 |
0,42 |
0,32 |
0,21 |
0,13 |
0,15 |
0,23 |
Табл. 3. Поступление налогов в бюджеты районов
Из всех выше проанализированных
показателей можно сделать
Глава 3. Развитие налога на недвижимость на современном этапе за рубежом и в РФ
Налоговое обязательство на объекты недвижимости существует в 130 странах мира. Рассматриваемый налог относиться к местным и служит для пополнения бюджета муниципалитетов. В некоторых странах, таких как Австралия и Канада, его доля достигает 80 %. В России взамен данному налогу существуют земельный налог и налог на имущество физических лиц. Их доля составляет порядка 17 % бюджета органов местного самоуправления.
Данный малый процент обусловлен рядом проблем законодательной базы и функционирования системы налогообложения в РФ. К ним относятся:
Рассмотрим зарубежный опыт периодического налогообложения объектов недвижимого имущества на примере Швеции, Германии и США с целью выявление механизмов, которые возможно применить для совершенствования системы налогообложения и повышения налоговых сборов в России. Выбор данных стран обусловлен следующими причинами:
Швеция, как считают некоторые эксперты, имеет одно из самых проработанных и постоянно совершенствуемых налоговых законодательств;
Германия является крупнейшей экономикой Европы, имеющей достаточно гибкую налоговую систему (порядка 80 % поступлений в бюджет обеспечивают налоги; за 2011 год налоговые сборы увеличились на 3% в сравнении с плановыми показателями);
США являются одним из мировых
экономических центров с
Согласно законодательству
Швеции главным органом по начислению
и взиманию налоговых платежей является
Государственная налоговая
Налог рассчитывается по оценочной
(экспертной) стоимости объекта
Недвижимость облагается ежегодным земельным налогом, уплачиваемым поквартально. Базой для начисления выступает налоговая (оценочная) стоимость, определяемая с учётом вычета необлагаемого минимума, равному для физического лица 70 000 €. Для пенсионеров и инвалидов данная сумма увеличивается на 30 000 €.
Налоговая (оценочная) стоимость
устанавливается налоговым
Согласно законодательству
США главным органом по налогам
является Налоговое управление Министерства
финансов, на федеральном уровне –
Служба Внутренних Доходов. Законодательно
установлено разделение объектов недвижимости
на четыре вида: инвестиционная недвижимость,
торговая и бизнес-недвижимость, недвижимость
для проживания и недвижимость для
продажи клиентам. Базой для исчисления
налогов служит стоимость приобретения
объекта недвижимости, к которому
относят совместно земельный
участок и расположенные на нём
здания и сооружения. Данная стоимость
устанавливается
Главным налоговым органом РФ является Федеральная Налоговая служба – ФНС, структура которой включает в себя Центральный аппарат ФНС, межрегиональные инспекции и УФНС по округам. Налогообложения объектов недвижимости в России, как уже было сказано выше, нет. Взамен ему существует раздельное налогообложение в виде земельного налога и налога на имущество физических лиц. Согласно статье 389 НК РФ «объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования».