Обложение налогом имущества физических лиц, находящегося в долевой собственности (на конкретных примерах)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является характеристика основных особенностей налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать исчисление налога на имущество физических лиц в РФ на примере;
изучить зарубежный опыт налогообложения и возможность его применения в РФ;
рассмотреть перспективы введения налога на недвижимость в Российской Федерации (РФ).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения имущества физических лиц 4
1.1. Роль налога в формировании бюджета РФ. Имущественное налогообложение физических лиц как способ пополнения бюджета 4
1.2. Правовое регулирование налогообложения имущества физических лиц………………………………………………………………………………..6
Глава 2. Практика налогообложения имущества физических лиц 19
2.1. Примеры расчета налога на имущество физических лиц, находящихся в долевой собственности 19
2.2. Анализ налогообложения имущества физических лиц по данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Чувашской Республике 20
Глава 3. Развитие налога на недвижимость на современном этапе за рубежом и в РФ 24
3.1. Анализ зарубежного опыта налога на недвижимость и его применение в РФ …………………………………………………………………………….24
3.2. Перспективы введения налога на недвижимость в РФ 29
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 127.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практика налогообложения имущества физических лиц

    1. Примеры расчета налога на имущество физических лиц, находящихся в долевой собственности

Пример № 1    

 Гражданка Михайлова  Н.А. является собственником 2-х квартир в г. Москве с долей собственности 100 % - по первой квартире и 50 % - по второй. Инвентаризационная стоимость первой квартиры равна 148 700 руб. и второй – 300 000 руб.

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов недвижимости гражданки  Михайловой Н.А. составляет 448 700 руб. (148 700 руб. + 300 000 руб.).

Учитывая, что объект недвижимости относятся к жилым  помещениям, принимаемая в соответствии с Законом города Москвы от 23.10.2002 № 47 ставка налога, зависящая от суммарной инвентаризационной стоимости данного типа имущества, составляющей в данном случае 448 700 руб., то есть находящейся в пределах  от 300 000 руб. до 500 000 руб., равна 0,2%.

Соответственно, сумма налога составляет:

- по первой квартире - 297 руб. (148 700 руб. х 0,2 %);

- по второй квартире - 300 руб.[(300 000 руб. х 0,2 %) х 50 %] 
       Итого, общая сумма исчисленного налога по принадлежащим гражданке Михайловой И.А. на праве собственности 2-х квартирам с долей собственности 100 % - по первой квартире и 50 %- по второй, составляет за год сумму 597 руб.(297 руб. + 300 руб.).

Пример № 2     

 Семья Сидоровых,  состоящая  из 4-х человек (трое взрослых  и одни малолетний ребенок),  приватизировала в прошлом году квартиру в г. Москве в общую долевую собственность. В данном случае, налогоплательщиком в отношении этой квартиры признается каждый из 4-х членов семьи с 25 % долей имущества.      

 Инвентаризационная стоимость  квартиры по данным МосгорБТИ составляет 695 000 руб.  Учитывая, что объект недвижимости относятся к жилым  помещениям, принимаемая в соответствии с Законом города Москвы от 23.10.2002 № 47 ставка налога, зависящая от суммарной инвентаризационной стоимости данного типа имущества, в данном случае, инвентаризационная стоимость квартиры больше 500 000 руб., равна 0,5 %.

 Соответственно, сумма  исчисленного налога каждому  из 4-х членов семьи по принадлежащим  им долям квартиры составит  за текущий год  

868 руб. [(695 000 руб. х 0,5 %) х 25%].

Пример № 3

Семья Петровых  из 3-х  человек ( отец, мать и  взрослая дочь) владеет квартирой на условиях долевой собственности, доля каждого составляет 1/3. Отец является пенсионером. Инвентаризационная стоимость квартиры – 900 000 руб.  Ставка налога 0,3%.

Общая сумма налога делится  пропорционально долям собственников, при этом отец пенсионер освобождается  от уплаты налога со своей доли. Остальные  собственники должны будут уплатить  налог в следующих размерах:

Мать- 900000: 3 х 0,003%= 900 руб.

Дочь - 900000: 3 х 0,003%= 900 руб.

Отец как пенсионер  со своей доли налог не уплачивает.

 

    1. Анализ налогообложения имущества физических лиц по данным Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Чувашской Республике

Руководствуясь материалами  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Чувашской Республике, проведем анализ  поступления налога на имущество физических лиц в местные бюджеты. Межрайонная инспекция ФНС №7 по Чувашской Республике осуществляет свою деятельность на подведомственном ей территориальном образовании, она обслуживает 4 района: Цивильский, Козловский, Красноармейский и Урмарский.

Для начала анализа, мне бы хотелось, рассмотреть изменение  количества собственников имущества  между 2010 и 2011 годами (Рис. 1).  На основании данных, представленных на Рис.1 мы видим, что количество собственников на 2011 год по Козловскому району уменьшился на 2,1 %, что составляет 871чел. По Красноармейскому району этот показатель уменьшился на 2,02% - 429 чел. По Урмарскому району показатель стал ниже на 2,2%, что составляет 922 человека. И лишь показатель по Цивильскому району увеличился на 1,33 % -703человека. На изменение этих показателей влияют различные факторы, например смерть собственника или продажа имущества.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Количество собственников

Далее я проанализирую данные о количестве собственников, которые уплачивают налог на имущество физических лиц  по долевой собственности.

Из данной Рис. 2 видно, что наименьшее количество собственников, уплачивающих налог по долевой собственности проживают в Красноармейском районе. А самое максимальное количество налогоплательщиков зарегистрировано в Цивильском районе.  Количество плательщиков ни в одном районе  за год не выросло. Мы видим, что они наоборот  снизились.  По Козловскому району количество собственников уменьшилось на  7,8% (1401чел.), по Красноармейскому району на 10,9% (910чел.), по Урмарскому району на 9%(1469чел.), а в  Цивильском районе показатель увеличился на 2,2% (607чел.).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Количество собственников, уплачивающие налог  по долевой собственности

Динамика предъявленного к уплате и поступившего в местные  бюджеты налога на имущество физических лиц, а также поступление налога от имущества находящегося в долевой  собственности приведены в таблице4.

Данные Табл. 3 свидетельствуют о том, что поступление налогов на 2011 год по сравнению с 2010 годом выросли в Козловском районе на 0,11 млн.руб,  за счет уменьшения налоговых льгот. В Красноармейском районе сумма поступивших налогов увеличились незначительно, всего лишь на 0,01 млн.руб., в Урмарском же  районе мы наблюдаем увеличение суммы налога на 0,16 млн.руб, а в Цивильском районе отмечается самое большое увеличение налоговых поступлений, они составляют 0, 22 млн.руб.

Если делать анализ по налогу на имущество, находящегося в долевой  собственности  наблюдается следующая  ситуация: в Козловском районе сумма  поступлений в бюджет на 2011 год  увеличилась на 0,01 млн.руб, в Красноармейском районе мы видим уменьшение поступлений на 0,01 млн.руб. В Урмарском районе отмечается повышение поступлений на 0,02 млн.руб, а в Цивильском районе прослеживается понижение поступлений на 0,04 млн.руб.

Показатели

2010 год

2011 год

Общая сумма налога, предъявленного к уплате, млн. руб.

Козловский  р-н

Красноармейский

р-н

Урмарский

р-н

Цивильский

р-н

Козловский 

р-н

Красноармейский

р-н

Урмарский

 р-н

Цивильский

р-н

2,09

1,4

2,3

3,17

2,17

1,45

1,97

3,45

Сумма налога, уплаченная в бюджет, млн. руб.

0,9

0,6

0,9

1,52

1,01

0,61

1,06

1,74

Сумма льгот, млн.руб

1,19

0,8

1,4

1,65

1,16

0,84

0,91

1,71

сумма налога, предъявленного к уплате по имущ-ву, находящейся в долевой собственности, млн. руб.

0,55

0,25

0,68

0,79

0,47

0,23

0,43

0,66

сумма налога, уплаченная в бюджет по имущ-ву, находящейся в долевой собственности, млн. руб.

0,26

0,11

0,26

0,47

0,27

0,1

0,28

0,43

Сумма льгот по налогу на имущ-во, находящейся в долевой собственности, млн.руб

0,29

0,14

0,42

0,32

0,21

0,13

0,15

0,23


Табл. 3. Поступление налогов в бюджеты районов

Из всех выше проанализированных показателей можно сделать следующий  вывод, что на увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты, прежде всего, влияет  увеличение количества собственников, оплачивающих налог и уменьшение  сумм налоговых льгот.

 

Глава 3. Развитие налога на недвижимость на современном этапе за рубежом и в РФ

    1. Анализ зарубежного опыта налога на недвижимость и его применение в РФ

 Налоговое обязательство на объекты недвижимости существует в 130 странах мира. Рассматриваемый налог относиться к местным и служит для пополнения бюджета муниципалитетов. В некоторых странах, таких как Австралия и Канада, его доля достигает 80 %. В России взамен данному налогу существуют земельный налог и налог на имущество физических лиц. Их доля составляет порядка 17 % бюджета органов местного самоуправления.

Данный малый процент  обусловлен рядом проблем законодательной  базы и  функционирования системы налогообложения в РФ. К ним относятся:

  • несовершенство оценки стоимости недвижимости для целей налогообложения,  значительное занижение стоимости в сравнении с рыночной;
  • учёт только физического износа объекта недвижимости;
  • расчёт физического износа с момента ввода в эксплуатацию, без учёта простоя объекта на стадии строительства, при консервации, нарушения технологического цикла производства строительной продукции и иное;
  • несовершенство системы кадастрового учёта;
  • сложность отслеживания собственников недвижимости или бенефициариев;
  • разделение недвижимого имущества на земельный участок (земельный налог) и  строение (налог на имущество физических лиц).

Рассмотрим зарубежный опыт периодического налогообложения объектов недвижимого имущества на примере  Швеции, Германии и США с целью  выявление  механизмов, которые возможно применить для совершенствования системы налогообложения и повышения налоговых сборов в России. Выбор данных стран обусловлен следующими причинами:

Швеция, как считают некоторые  эксперты, имеет одно из самых проработанных  и постоянно совершенствуемых налоговых законодательств;

Германия является крупнейшей экономикой Европы, имеющей достаточно гибкую налоговую систему (порядка 80 % поступлений в бюджет обеспечивают налоги; за 2011 год налоговые сборы увеличились на 3% в сравнении с плановыми показателями);

США являются одним из мировых  экономических центров с достаточно динамичным рынком недвижимого имущества (по итогам 2011 года рынок недвижимости закрылся положительной динамикой, количество сделок возросло в годовом исчислении на 5 % и составило 4,61 млн.).

Согласно законодательству Швеции главным органом по начислению и взиманию налоговых платежей является Государственная налоговая служба. Система налогообложения считается  одной из самых тщательно разработанных  и сложных в Европе. С 1991 года введено  разделение недвижимости на жилую и производственную.

Налог рассчитывается по оценочной (экспертной) стоимости объекта недвижимости. Согласно законодательству Германии главным органом по налогообложению выступает Налоговое Управление. Налогообложение имеет трёхуровневую систему.

Недвижимость облагается ежегодным земельным налогом, уплачиваемым поквартально. Базой для начисления выступает налоговая (оценочная) стоимость, определяемая с учётом вычета необлагаемого минимума, равному для физического лица 70 000 €. Для пенсионеров и инвалидов данная сумма увеличивается на 30 000 €.

Налоговая (оценочная) стоимость  устанавливается налоговым управлением. Расчёт её производится по различным  видам и категориям: застроенные  и незастроенные  земельные участки, одно- и многоквартирная застройка, состояние земельного участка и рельеф, наличие аварийных и ветхих строений.

Согласно законодательству США главным органом по налогам  является Налоговое управление Министерства финансов, на федеральном уровне –  Служба Внутренних Доходов. Законодательно установлено разделение объектов недвижимости на четыре вида: инвестиционная недвижимость, торговая и бизнес-недвижимость, недвижимость для проживания и недвижимость для  продажи клиентам. Базой для исчисления налогов служит стоимость приобретения объекта недвижимости, к которому относят совместно земельный  участок и расположенные на нём  здания и сооружения. Данная стоимость  устанавливается профессиональными  оценщиками по обращению органов  местного самоуправления. Результаты оценки могут быть пересмотрены в  частном порядке по инициативе собственника. Ежегодная установленная базовая  налоговая ставка составляет 1 % от стоимости  приобретения и уплачивается в зависимости  от местного законодательства единовременно  или частями за два раза равными платежами.

Главным налоговым органом  РФ является Федеральная Налоговая  служба – ФНС, структура которой включает в себя Центральный аппарат ФНС, межрегиональные инспекции и УФНС по округам. Налогообложения объектов недвижимости в России, как уже было сказано выше, нет. Взамен ему существует раздельное налогообложение в виде земельного налога и налога на имущество физических лиц. Согласно статье 389 НК РФ «объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования».

Информация о работе Обложение налогом имущества физических лиц, находящегося в долевой собственности (на конкретных примерах)