Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:41, курсовая работа
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, сущность и функции налогов. Классификация налогов. 6
1.2 Принципы налогообложения. 12
1.3 Понятие и теоретические характеристики налоговой
системы. 16
1.4 Экскурс в историю налогообложения. 20
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Основные налоги формирующие доходную базу бюджетов всех уровней. Проблемы распределения налогов между бюджетами. Механизм исчисления и взимания. 24
2.2 Практика налогообложения за рубежом 31
3 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский государственный экономический университет
Кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу «налоги и налогообложение»
На тему:
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ: НЕДОСТАТКИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ».
Екатеринбург
2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, сущность и
функции налогов.
1.2 Принципы налогообложения.
1.3 Понятие и теоретические характеристики налоговой
системы.
1.4 Экскурс в историю
налогообложения.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Основные налоги формирующие
доходную базу бюджетов всех
уровней. Проблемы
2.2 Практика налогообложения
за рубежом
3 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Эффективно работающая налоговая система является важным фактором построения рыночной экономики и обеспечения экономического роста. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
Проблема налогов
- одна из наиболее сложных в практике
осуществления экономической
Наиболее актуальной проблемой пи определении концепции налоговых преобразований в Российской Федерации и проведении налоговой реформы является формирование российского варианта налоговой системы, нацеленной на максимизацию бюджетных доходов в средней - и долгосрочной перспективе за счет оптимизации величины совокупного налогового бремени, на основе изучения западноевропейской и североамериканской моделей систем налогообложения.
Наиболее важным моментом при совершенствовании налоговой системы РФ является снижение налогового бремени до оптимального уровня. Предлагаемые теоретиками и практиками в области налогообложения различные варианты решения данной задачи вызывают дискуссии в научной среде ввиду множественности существующих подходов.
Следует отметить особо такую проблему, нейтральность налогообложения. Степень нейтральности налоговой системы по отношению к плательщику во многом зависит от соотношения прямых и косвенных налогов в налоговой системе.
Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения. Разработка новых направлений совершенствования налоговой системы РФ в современных условиях на основе изучения отечественного опыт налоговых преобразований, а также теории и практики налогообложения в развитых странах мира.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций налогов;
2) рассмотрение
основных классификаций налогов
3) определение
оптимальной величины
4) обоснование состава, структуры, а также удельного веса каждого налога в налоговой системе;
5) предложение экономических и административных методов, нацеленных на минимизацию уклонения от уплаты налогов, а также устранение двойного налогообложения
6) рассмотрение проблем налоговой системы и путей ее развития.
Объектом исследования является налоговая система РФ и ряда развитых стран мира.
Предметом исследования
являются способы повышения
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам налогообложения. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятие налога и его функции, раскрыты основные признаки налога и налоговой системы, сформулировано определение налоговой системы.
Вторая глава
посвящена организации налогово
В третьей главе рассмотрены проблемы и недостатки налоговой системы, пути ее дальнейшего развития.
При написании работы были использованы учебники (в частности, А.Э. Сердюков, Д.Г. Черника, С.В. Барулин, М.П. Владимиров), Налоговый кодекс, нормативные акты по налогам, авторефераты.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Понятие, сущность и функции налогов. Классификация налогов
Налоги – это настолько многогранное и сложное понятие, что раскрыть его содержание в одном определении практически невозможно.
Российский финансист Н. Тургенев, подчеркивая надстроечный характер налогов, рассматривал их как «средство к достижению цели общества или государства. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа».
Известный российский
экономист А. Тривус по – другому
рассматривал сущность налогов. Он выделял
эквивалентность налоговых
Стоит обратить внимание на определение налога А. Казаком, который считает, что его экономическая сущность заключается в относительно безвозмездном изъятии государством части валового национального дохода в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов.
Экономисты – правовики под руководством С. Пепеляева, определяя сущность налогов, акцентируют внимание в основном на внешних признаках налоговых платежей юридического характера: «Налог – единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти».
Приведем наиболее распространенное определение налогов: налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Несмотря на изменчивость приоритетов государственного строительства и воззрений на сущность налогов в разные исторические эпохи, финансово-экономический фундамент этой взаимосвязи остается неизменным и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета).
В экономической среде нет единого мнения о составе и содержании налоговых функций. Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И. В. Горский. Другие ученые, в частности Д. Г. Черник, Г. Б. Поляк и А. Н. Романов, ограничиваются рассмотрением двух функций – фискальной и регулирующей. Третья группа ученых, в частности А. В. Брызгалин, В. Г. Пансков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, полагая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельных хозяйствующих субъектов.
В целом выделяют четыре функции налога:
а) Фискальная функция
отражает фундаментальное предназначение
налогообложения – изъятие поср
б) Распределительная функция выражает социально – экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений. Эта функция обеспечивает решение ряда социально – экономических задач. Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг, финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан.
в) Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля, с одной стороны, за финансово – хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь – через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства – их фискальной функции.
г) Регулирующая
функция проявляется через
Классификация налогов.
Классификация
налогов – это распределение
налогов и сборов по определенным
группам, обусловленное целями и
задачами систематизации и сопоставлений.
Классификация налогов