Общая характеристика налоговой системы РФ: недостатки, проблемы, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, сущность и функции налогов. Классификация налогов. 6
1.2 Принципы налогообложения. 12
1.3 Понятие и теоретические характеристики налоговой
системы. 16
1.4 Экскурс в историю налогообложения. 20
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Основные налоги формирующие доходную базу бюджетов всех уровней. Проблемы распределения налогов между бюджетами. Механизм исчисления и взимания. 24
2.2 Практика налогообложения за рубежом 31
3 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 51

Файлы: 1 файл

курсовая Налогавая система РФ.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

1) По ставкам налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, то есть такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения. В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, то есть такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения. В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, то есть такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения.

2) по субъекту  налогоплательщику делятся на  налоги, уплачиваемые юридическими  лицами; налоги, уплачиваемые физическими лицами; смешанные налоги.

3) По способу  изъятия делятся на прямые  и косвенные. Среди прямых налогов  выделяют:

    1. Реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика. Как правило, ставка определяется на основе средней доходности, определяемой по специальному кадастру;
    2. Личные, которыми облагаются индивидуальные доходы или имущество налогоплательщика;

Косвенные налоги включаются в цену товара. Среди  них выделяют:

    1. Косвенные универсальные;
    2. Косвенные индивидуальные;
    3. Фискальные монополии;
    4. Таможенные пошлины. В Российской Федерации в настоящее время таможенные пошлины учитываются в составе не налоговых доходов бюджета.

4)По территории  охвата налоги делятся на федеральные,  региональные и местные. К федеральным  налогам относятся:

    1. Налог на добавленную стоимость;
    2. Акцизы;
    3. Единый социальный налог;
    4. Налог на прибыль организаций;
    5. Налог на доходы физических лиц;
    6. Налог на добычу полезных ископаемых;
    7. Водный налог;
    8. Сбор за право пользования объектами животного мира и водно - биологическими  ресурсами;
    9. Государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

    1. Налог на имущество организаций;
    2. Транспортный налог;
    3. Налог на игорный бизнес.

К местным налогам  относятся:

    1. Налог на имущество физических лиц;
    2. Земельный налог.
  1. По способу уплаты делятся на основе предоставления декларации; у

источника налогообложения  или выплаты доходов; бланковый  способ.

6) По целевой  направленности введения налога  делятся на общие, которые вводятся  государством для формирования  бюджета в целом и на целевые,  которые вводятся для финансирования конкретного направления расходов.

7) По уровню  бюджета, в который зачисляется  налог они делятся на закрепленные, которые целиком поступают в  конкретный бюджет и целевые,  которые поступают одновременно  в бюджеты всех уровней. В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным Кодексом такого деления нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2                 Принципы налогообложения

 

Принципы налогообложения  – это базовые идеи, правила  и положения, применяемая в сфере  налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «исследование о природе и причинах богатства народов» еще в 1776 году.

1) Принцип равномерности,  заключающийся в равной обязанности  граждан платить налоги соразмерно  своим доходам;

2) Принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее;

3) Принцип удобности,  согласно которому налоги должны  взиматься  в такое время  и таким способом, которые представляют  наибольшие удобства для плательщика;

4) Принцип экономности,  в соответствии с которым издержки  государства по взиманию налогов  должны быть минимальными.

Поскольку понятие  налоговой системы включает в  себя систему налогообложения, постольку  все принципы построения последней в равной мере применимы и к налоговой системе. Рассмотрим экономические принципы налогообложения:

а) Принцип справедливости предполагает установление обязанности  каждому юридическому и физическому  лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Различают два основных аспекта этого признака: горизонтальный и вертикальный. Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции. Принцип вертикальной справедливости предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции.

б) Принцип эффективности  подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений,  контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке вообще трудно оценить.

в) Принцип соразмерности  основан на взаимозависимости процессов  наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков. Данный принцип зачастую характеризуют также как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны, то есть при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия как с точки зрения выгод для бюджета, так и с точки зрения ущерба для экономики.

г) Принцип учета  интересов основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов  налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога, а в первую очередь для налогоплательщика. Одним из обязательных атрибутов этого принципа является предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему следует уплачивать, но и о всех вводимых в налоговое законодательство изменениях. Другим атрибутом является обеспечение простоты исчисления налогового обязательства и удобства времени уплаты, которое следует совмещать с фактом получения дохода или с моментом осуществления акта потребления.

д) Принцип множественности  налогов синтезирует в себе два  аспекта.

Во – первых, этот принцип предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов  и различающихся объектов обложения. Во-вторых этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога.

Принципы построения налоговой системы РФ:

1) Принцип всеобщности  налогообложения;

2) Принцип равенства;

3) Принцип удобства  и определенности;

4) Принцип экономической обоснованности;

5) Принцип единства  экономического пространства. Не  допускается введение дополнительных  региональных налогов на товары  ввозимые из других регионов  или повышенных ставок на товары  вывозимые в другие регионы.  Кроме того, не допускается введение региональных налогов, позволяющих формировать доходную базу бюджета за счет налоговых источников других территорий;

6) Принцип законного  установления налогов и сборов. Все изменения по налогам должны  сопровождаться внесением соответствующих  изменений в Налоговом Кодексе, а также в законы о бюджете соответствующего уровня. Все законы, которые предполагают введение новых налогов вступают в силу с первого числа следующего года, но не ранее чем через один месяц со дня их официального опубликования. Все остальные законы, вступают в силу через один месяц со дня их официального опубликования. Не имеют обратной силы законы повышающие налоговые ставки, сокращающие льготы, ужесточающие налоговые санкции или иначе увеличивающие налоговую нагрузку налогоплательщиков и наоборот;

7) Принцип презумпции  невиновности и правоты налогоплательщика  в тех случаях когда неточности  и неясности законодательства  не устранимы, то они должны  толковаться в пользу налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Понятие и теоретические характеристики налоговой системы

 

Налоговую систему  можно определить как целостное  единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах  и сборах, системы налогов и  сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого  элемента может повлиять на функционирование системы в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов системы объектным элементам.

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на систему законодательства, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они занимают наиболее подчиненное положение в налоговой системе. Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает система налогового администрирования, которая в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства. Система налогового администрирования должна обеспечивать контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

На налоговую  систему оказывают влияние факторы  внешней среды. Во – первых, налоговая система является не закрытой, а открытой системой, то есть она полностью автономна в реализации своих функций. Внешней средой налоговой системы является множество других, сопряженных с нею систем, оказывающих на нее и получающих от нее сигналы управляющего воздействия. Следовательно, налоговую систему невозможно рассматривать изолированно, в отрыве от взаимовлияния сопряженных систем. Во – вторых, налоговая система, являющаяся неотъемлемым атрибутом любого государства, не является высшей в иерархии государственного механизма. Она – часть более крупной финансовой системы государства, связанная с ней значительными взаимными воздействиями. В – третьих, налоговая система, обеспечивая перераспределение валового продукта, созданного экономикой, в интересах всего общества, является производной от существующих общественных отношений и соответствующей модели экономики. Следовательно, налоговая система, чтобы соответствовать общественным отношениям, всегда будет кардинально меняться при их смене.

Таким образом, налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри - , так и внешнесистемных факторов, то есть она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система  Российской Федерации строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный, региональный и местный.

Более практическую характеристику налоговой системы  дают конкретные показатели, к наиболее важным из которых следует отнести  показатели: налогового бремени, соотношения прямого и косвенного налогообложения, уровня централизации налоговых полномочий, уровня неравенства доходов после их налогообложения.

Классификации налоговых систем:

В зависимости  от уровня налоговой нагрузки на экономику  страны налоговые системы можно подразделить на:

а) либерально фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия  с учетом платежей социального характера  до 30 % от ВВП.

б) умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени  от 30 до 40 % от ВВП.

в) жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40 % от ВВП.

В зависимости  от доли косвенного налогообложения  налоговые системы можно подразделить на:

а) подоходные, делающие основной акцент на обложении  доходов и имущества, в которых  доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35 % от совокупных налоговых доходов.

б) умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую  нагрузку на обложение доходов и  потребления, в которых доля косвенных  налогов составляет от 35 до 50 % от совокупных налоговых доходов.

в) косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50 % от совокупных налоговых доходов.

В зависимости  от уровня централизации налоговых  полномочий налоговые системы можно  разделить на:

а) централизованные, наделяющие федеральный уровень  управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого  уровня более 65 % от консолидированных  налоговых поступлений.

б) умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65 % от консолидированных налоговых поступлений.

в) децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления  более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55 % от консолидированных налоговых поступлений.

Информация о работе Общая характеристика налоговой системы РФ: недостатки, проблемы, пути совершенствования