Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:53, курсовая работа
Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения. Разработка новых направлений совершенствования налоговой системы РФ в современных условиях на основе изучения отечественного опыт налоговых преобразований, а также теории и практики налогообложения в развитых странах мира.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций налогов;
2) рассмотрение основных классификаций налогов;
3) определение оптимальной величины совокупного налогового бремени для конкретных экономико-политических условий, сложившихся в РФ;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, сущность и функции налогов. Классификация налогов. 6
1.2 Принципы налогообложения. 12
1.3 Понятие и теоретические характеристики налоговой
системы. 16
1.4 Экскурс в историю налогообложения. 20
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Основные налоги формирующие доходную базу бюджетов всех уровней. Проблемы распределения налогов между бюджетами. Механизм исчисления и взимания. 24
2.2 Практика налогообложения за рубежом 31
3 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский государственный экономический университет
Кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу «налоги и налогообложение»
На тему:
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ: НЕДОСТАТКИ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ».
Екатеринбург
2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, сущность и
функции налогов. Классификация
налогов.
1.2 Принципы налогообложения.
1.3 Понятие и теоретические характеристики налоговой
системы.
1.4 Экскурс в историю
налогообложения.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Основные налоги формирующие
доходную базу бюджетов всех
уровней. Проблемы распределения
налогов между бюджетами. Механизм
исчисления и взимания.
2.2 Практика налогообложения
за рубежом
3 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Эффективно работающая налоговая система является важным фактором построения рыночной экономики и обеспечения экономического роста. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления экономической реформы. Важность темы подтверждается тем, что практика последних лет показала бесперспективность отдельных, "точечных" изменений в налоговом законодательстве.
Наиболее актуальной проблемой пи определении концепции налоговых преобразований в Российской Федерации и проведении налоговой реформы является формирование российского варианта налоговой системы, нацеленной на максимизацию бюджетных доходов в средней - и долгосрочной перспективе за счет оптимизации величины совокупного налогового бремени, на основе изучения западноевропейской и североамериканской моделей систем налогообложения.
Наиболее важным моментом при совершенствовании налоговой системы РФ является снижение налогового бремени до оптимального уровня. Предлагаемые теоретиками и практиками в области налогообложения различные варианты решения данной задачи вызывают дискуссии в научной среде ввиду множественности существующих подходов.
Следует отметить особо такую проблему, нейтральность налогообложения. Степень нейтральности налоговой системы по отношению к плательщику во многом зависит от соотношения прямых и косвенных налогов в налоговой системе.
Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения. Разработка новых направлений совершенствования налоговой системы РФ в современных условиях на основе изучения отечественного опыт налоговых преобразований, а также теории и практики налогообложения в развитых странах мира.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций налогов;
2) рассмотрение основных классификаций налогов;
3) определение оптимальной
величины совокупного
4) обоснование состава, структуры,
а также удельного веса
5) предложение экономических и административных методов, нацеленных на минимизацию уклонения от уплаты налогов, а также устранение двойного налогообложения
6) рассмотрение проблем налоговой системы и путей ее развития.
Объектом исследования является налоговая система РФ и ряда развитых стран мира.
Предметом исследования являются способы повышения эффективности функционирования налоговых систем в странах с рыночной экономикой.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам налогообложения. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятие налога и его функции, раскрыты основные признаки налога и налоговой системы, сформулировано определение налоговой системы.
Вторая глава посвящена организации налоговой системы в нашей стране. Детально рассмотрены основные налоги, взимаемые на территории Российской Федерации и зарубежный опыт.
В третьей главе рассмотрены проблемы и недостатки налоговой системы, пути ее дальнейшего развития.
При написании работы были использованы учебники (в частности, А.Э. Сердюков, Д.Г. Черника, С.В. Барулин, М.П. Владимиров), Налоговый кодекс, нормативные акты по налогам, авторефераты.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, сущность и функции налогов. Классификация налогов
Налоги – это настолько многогранное и сложное понятие, что раскрыть его содержание в одном определении практически невозможно.
Российский финансист Н. Тургенев, подчеркивая надстроечный характер налогов, рассматривал их как «средство к достижению цели общества или государства. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа».
Известный российский экономист А. Тривус по – другому рассматривал сущность налогов. Он выделял эквивалентность налоговых отношений в качестве их содержательного признака: «Налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ соответствующего эквивалента».
Стоит обратить внимание на определение налога А. Казаком, который считает, что его экономическая сущность заключается в относительно безвозмездном изъятии государством части валового национального дохода в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов.
Экономисты – правовики под руководством С. Пепеляева, определяя сущность налогов, акцентируют внимание в основном на внешних признаках налоговых платежей юридического характера: «Налог – единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти».
Приведем наиболее распространенное определение налогов: налоги – неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Несмотря на изменчивость приоритетов государственного строительства и воззрений на сущность налогов в разные исторические эпохи, финансово-экономический фундамент этой взаимосвязи остается неизменным и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета).
В экономической среде нет единого мнения о составе и содержании налоговых функций. Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И. В. Горский. Другие ученые, в частности Д. Г. Черник, Г. Б. Поляк и А. Н. Романов, ограничиваются рассмотрением двух функций – фискальной и регулирующей. Третья группа ученых, в частности А. В. Брызгалин, В. Г. Пансков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, полагая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельных хозяйствующих субъектов.
В целом выделяют четыре функции налога:
а) Фискальная функция отражает фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.
б) Распределительная функция выражает социально – экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений. Эта функция обеспечивает решение ряда социально – экономических задач. Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг, финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан.
в) Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля, с одной стороны, за финансово – хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь – через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства – их фискальной функции.
г) Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы. Суть регулирующей функции налогов применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям.
Классификация налогов.
Классификация налогов – это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. Классификация налогов необходима для осуществления сопоставимого анализа и организации рационального процесса управления налогообложением. Существуют следующие основания для классификации налогов:
1) По ставкам налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, то есть такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения. В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, то есть такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения. В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, то есть такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения.