Общая характеристика налоговой системы РФ: недостатки, проблемы, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения. Разработка новых направлений совершенствования налоговой системы РФ в современных условиях на основе изучения отечественного опыт налоговых преобразований, а также теории и практики налогообложения в развитых странах мира.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций налогов;
2) рассмотрение основных классификаций налогов;
3) определение оптимальной величины совокупного налогового бремени для конкретных экономико-политических условий, сложившихся в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, сущность и функции налогов. Классификация налогов. 6
1.2 Принципы налогообложения. 12
1.3 Понятие и теоретические характеристики налоговой
системы. 16
1.4 Экскурс в историю налогообложения. 20
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Основные налоги формирующие доходную базу бюджетов всех уровней. Проблемы распределения налогов между бюджетами. Механизм исчисления и взимания. 24
2.2 Практика налогообложения за рубежом 31
3 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

курсовая Налогавая система РФ.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить на:

а) прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается

б) регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков возрастает.

в) нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков остается неизменным.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Наиболее характерной особенностью российской налоговой системы является чрезмерно высокая доля в налоговых доходах косвенных налогов на производство и импорт – почти 67 %. В большинстве развитых стран такой удельный вес приходится на прямые налоги подоходного типа и личные налоги. Высокий уровень косвенного налогообложения бизнеса усиливает инфляционные процессы в стране, сдерживает рост потребления. Платежеспособный спрос населения, а значит, и реальный экономический рост.

 

 

 

 

 

 

1.4            Экскурс в историю налогообложения

 

Краткий исторический экскурс уместно начать с высказывания известного экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой – нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

Первый этап становления и развития налогообложения охватывает античные времена и Средневековье. В античном мире появились праналоги или прототипы налогов, формировались механизмы их взимания и подходы к налогообложению. Особенностью этого периода является неразвитость, случайный характер праналогов. Первые налоги носили бессистемный, чрезвычайный и натуральный характер.

По мере развития товарно – денежных отношений налоги переросли свою натуральную форму и стали взиматься преимущественно в виде обязательных денежных платежей в государственную казну. Первые денежные налоги первоначально также использовались нерегулярно, исключительно для финансирования войн. Единой, постоянно действующей налоговой системы в Римской империи не существовало до конца первого века до нашей эры, а налоговая политика в значительной степени определялась политикой военной и успехами в ней. Именно в этот период развитие налоговой системы привело к делению налогов на общегосударственные и местные налоги.

В первые годы нашей эры римским императором Октавианом Августом была проведена первая налоговая реформа, в соответствии с которой был установлен первый всеобщий денежный налог – трибут – поимущественный налог, который в обязательном порядке должны были уплачивать все свободные граждане Римской империи после сообщения цензору о размерах своего имущества.

Последующие налоговые системы многих стран зачастую повторяли в более усовершенствованном виде древнюю римскую налоговую систему. Принято считать, что российское налогообложение берет свое начало только с девятого века, когда произошло объединение восточнославянских племен и других народов в раннефеодальное государство, получившее позднее название Киевская Русь.

Единицей прямого обложения в Киевской Руси выступает «дым» или «рало».Дань взималась «повозом» и «полюдьем» путем «кружения» и «кормления». После завоевания Руси Золотой Ордой регулярной данью были обложены все русские земли. Единицей обложения в городах был двор, а в сельской местности – хозяйство. «Ордынские тягости» сильно истощали экономику, тормозили развитие товарно – денежных отношений. Распад Золотой Орды как единого государственного образования, политическое объединение на этой основе русских княжеств вокруг Москвы, возрождение русской централизованной власти и государственности позволили Великому князю московскому Ивану III в 1476 году полностью отказаться от уплаты дани Орде. Им же было положено начало коренной налоговой реформы, необходимость которой возникла в связи с образованием Московского государства. Иван III отменил «выход» и ввел новые прямые и косвенные налоги.

Налоговая система России в XV – XVII веках была сложна и запутанна, особенно в части контроля за налогообложением, когда каждый приказ отвечал за взимание лишь одного какого – то налога. В этой связи во времена царствования Алексея Михайловича Романова был создан единый налоговый и бюджетный орган – Счетная палата. Сложная международная политическая обстановка и непрерывные войны, которые вела Россия в XVII веке, отразилась на налоговой политике того времени. Введение новых прямых и косвенных налогов привело к резкому усилению и без того тяжелого налогового бремени, а повышение в 1646 году акциза на соль послужило толчком к народным выступлениям, попавшим в историю под названием «соляные бунты».

Второму этапу становления налогообложения присущ переход налогов из разряда дополнительных источников государственных доходов к разряду основных источников государственных доходов, а также формирование сложных налоговых систем. Основную роль стали играть акцизы на отдельные виды товаров, ввозные о вывозные пошлины, подушные и подоходные налоги. Второй период развития налогообложения пришелся в России на начало кардиальных реформ Петра I, включая налоговую. В продолжение петровских реформ Екатерина II совершенствовала российскую финансовую систему, особенно в части управления. Были созданы новые государственные фискальные и контролирующие органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Однако основная особенность налоговой системы России середины и конца XVIII века состояла в ее переориентации на косвенное налогообложение.

Третий этап – с XIX века по 30 – е годы XX века. Ему свойственны интенсивный рост государственного финансового хозяйства, уменьшение количества налогов при одновременном улучшении их качественных параметров на основе укрепления законодательно – правовой базы и использования научных достижений в области налогообложения. В конце XIX – начале XX века основными налогами были акцизы на соль, керосин, спички, табак и сахар, таможенные пошлины, промысловый налог, акцизы на алкогольные напитки и т. д. Налоговая система, сформировавшаяся в России к 1914 году была оптимальной для тех условий. Она способствовала полному раскрытию экономического потенциала страны и давала широкий простор развитию капиталистических производственных отношений. Налоговая система СССР в 20 – х годах позволила в определенной мере выполнить поставленные советской властью задачи. Однако она была сложной и громоздкой, поэтому возникла необходимость проведения коренной реформы системы государственных доходов, которая бы в большей степени соответствовала новому экономическому базису.

С 30 – х годов до конца XX столетия – четвертый этап. Реформой 30 – х годов вместо разветвленной системы раннее существовавших налоговых платежей были установлены для государственных предприятий два крупных плановых платежа в бюджет – налог с оборота и отчисления от прибыли.  Налоговая реформа в СССР (1930 – 1932гг.) упразднила налоговую систему нэпа и повернула эволюцию налогообложения в противоположное общемировому направление. По существу, налоговая система была ликвидирована, большинство налогов превратилось в обязательные плановые платежи государственных предприятий в бюджет страны.

Рубеж XX – XXI века можно назвать началом нового, пятого этапа в генезисе налогов и налогообложения. В рассматриваемый период в России произошло важное событие – поэтапное принятие двух частей Налогового Кодекса Российской Федерации, приближающего российское налогообложение к международным стандартам.

Итак, мы совершили краткий экскурс в историю становления и развития мирового и российского налогообложения, что поможет более глубоко познать природу и экономические закономерности налогов.

 

2             Характеристика налоговой системы РФ

2.1      Основные налоги формирующие  доходную базу бюджетов всех  уровней. Распределение налогов  между бюджетами.  Механизм исчисления  и взимания.

 

Налог на прибыль организаций.

Представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог. В 2004 году в федеральный бюджет поступило 205,7 млрд. руб., или 6,5% к налоговым доходам. Большая часть налога перечисляется в бюджеты субъектов РФ.

Плательщиками налога на прибыль организаций являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, которые осуществляют предпринимательскую  деятельность в РФ через постоянные  представительства и получают  доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций такой прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов. Для иностранных организаций прибыль рассчитывается как полученный доход за вычетом произведенных расходов.

Ставка налога на прибыль равна 24%, при этом в федеральный бюджет зачисляется 6,5%, в бюджеты субъектов РФ – 17,5%. Законодательные органы власти субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога. При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%. Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, облагаются по ставке 20%, а от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов и других транспортных средств в связи с осуществлением международных перевозок – по ставке 10%.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организации признается календарный год. Отчетным периодом по налогу является первый квартал, полугодие или девять месяцев календарного года.

По итогам каждого отчетного года организации исчисляют сумму авансового платежа. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями до 28-го числа каждого месяца. Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Организации, у которых за четыре предыдущих квартала суммы выручки от реализации не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, бюджетные учреждения, некоммерческие организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянные представительства, участники простых товариществ в отношении доходов, полученных от участия в простом товариществе уплачивают только квартальные авансовые платежи не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий отчетный период. Порядок уплаты налога на прибыль определяется организацией на календарный год и действует без изменения.

Налог на доходы физических лиц.

Несмотря на то, что по объему поступлений в бюджет в 2004 году за счет этого налога было сформировано 11,6% от налоговых доходов консолидированного бюджета, его доля явно не достаточна. Недостаточная роль налога в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

  • Низкими по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России;
  • Задержками выплат заработной платы части работников как сферы материального производства, так и работающих в бюджетных организациях;
  • Неразвитостью рыночных отношений;
  • Наличием теневой экономики и уходом от налогообложения работников этого сектора хозяйства.

Плательщиками налога являются физические лица – налоговые резиденты РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на территории РФ.

Объектом налогообложения признаются доходы, полученные:

    • Резидентами – от всех источников как на территории РФ, так и за ее пределами;
    • Нерезидентами – от источников РФ.

Налоговая база определяется как сумма всех доходов, полученных в денежной, натуральной форме или в виде материальной выгоды, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Основными доходами налогоплательщиков являются:

1) Вознаграждение за выполнение  трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу.

2) Материальная выгода.

3) Доходы по договорам  страхования.

4) Доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками  по вкладам в банках, находящихся  на территории РФ.

5) Дивиденды и проценты, полученные от российских организаций, иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ.

При определении налоговой базы налогоплательщики имеют право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Налоговые ставки устанавливаются в размере 13% по всем видам доходов и для всех категорий плательщиков, за исключением доходов по которым установлены иные ставки.

Ставка 35% устанавливается в отношении следующих доходов:

  • Стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в части превышения 2000 руб.;
  • Страховых выплат по договорам добровольного страхования с суммы, превышающей сумму внесенных страховых взносов;
  • С процентных доходов по вкладам в банках  в части превышения суммы, рассчитанной по рублевым вкладам, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по валютным вкладам;
  • С суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств, если полученная сумма превышает сумму, исчисленную исходя из трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Информация о работе Общая характеристика налоговой системы РФ: недостатки, проблемы, пути совершенствования