Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:53, курсовая работа
Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения. Разработка новых направлений совершенствования налоговой системы РФ в современных условиях на основе изучения отечественного опыт налоговых преобразований, а также теории и практики налогообложения в развитых странах мира.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций налогов;
2) рассмотрение основных классификаций налогов;
3) определение оптимальной величины совокупного налогового бремени для конкретных экономико-политических условий, сложившихся в РФ;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, сущность и функции налогов. Классификация налогов. 6
1.2 Принципы налогообложения. 12
1.3 Понятие и теоретические характеристики налоговой
системы. 16
1.4 Экскурс в историю налогообложения. 20
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Основные налоги формирующие доходную базу бюджетов всех уровней. Проблемы распределения налогов между бюджетами. Механизм исчисления и взимания. 24
2.2 Практика налогообложения за рубежом 31
3 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Несмотря на ряд уже реализованных в последние годы Правительством РФ мер в области реформирования налогообложения, еще длительное время основными приоритетами эффективной налоговой политики остануться следующие ее стратегические направления.
1) Реструктуризация и
переориентация целевой
2) Обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней исключительно за счет наращивания реальных объемов производства, продаж и доходов.
3) Снижение налогового
бремени на товаропроизводящую
сферу до оптимального для
России уровня на основе
Для реализации названных выше стратегических направлений эффективной налоговой политики необходимо решить комплекс следующих первоочередных задач:
4) Пересмотр позиции государства
по отношению к доходам от
государственных имущества и
собственности. Чем больше будут
неналоговые доходы, тем больше
возможностей для снижения
5) Развитие инфраструктуры
процесса сбора налогов путем
полной автоматизации
Первая группа проблем связана с анализом теории и практики построения и функционирования систем в развитых странах мира. На основе исследования большого исторического материала, отражающего, в частности, анализ функционирования налоговых систем Англии и Испании XVI века, Англии и Франции XIX века, США и ЕС последней четверти XX века сформулировано заключение, что либеральная налоговая политика является важным фактором, обеспечивающим экономический рост. По определению Рикардо налоги, являясь неизбежным злом, обеспечивают функционирование государственной машины, т. к. в любой стране налоги – это основной метод мобилизации бюджетных доходов. Налоговые поступления обеспечивают исполнение государством его обязанностей, в частности, содержание армии, обеспечение функционирования правоохранительной и судебной систем, предоставление социальных гарантий и управление экономическими процессами.
Одним из направлений налоговой политики государства после получения им ожидаемых доходов является усиление налогового бремени. Как было доказано Артуром Лэффером, подобный путь является тупиковым и ведет не к увеличению, а к сокращению бюджетных доходов за счет сокращения налоговых поступлений. Выходов из такой автоматической ловушки существует только два: полномасштабный экономический кризис или налоговая реформа, снижающая налоговое бремя и упрощающая фискальную систему.
Кроме того, следует обратить внимание на проблему соответствия интересов налогоплательщиков и государства в части определения налогового бремени. Выделяют три возможных случая сдвига максимума кривой Лэффера вправо одновременно с увеличением фискального обременения:
1) Согласие с проводимой государством экономической политикой, связанное с необходимостью повышения государственных расходов;
2) Экономический рост, вызванный
проводимой правительством
3) Обстоятельства непреодолимой силы (в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций).
Для первого случая определяющим условием является открытость государственной финансово – бюджетной политики, и, прежде всего, сокращение количества «закрытых» статей в бюджете и регулярные гласные отчеты правительства о его исполнении.
Для второго случая определяющим моментом является первичность увеличения личного благосостояния налогоплательщика по сравнению с ростом налогового бремени.
Вторая группа проблем связана с изучением действующей в России налоговой системы, ее структурный анализ и рационализация. Результат анализа позволяет сделать вывод о предпочтительности использования в российских условиях североамериканского опыта. Американская модель налогообложения обладает рядом сравнительных преимуществ, обеспечивающих интенсивный экономический рост. При этом основное отличие в части результатов функционирования подобной налоговой системы на первом этапе, видимо стало бы преобладание в структуре доходов консолидированного бюджета косвенных налогов. Доминирование прямых налогов в бюджетных доходах является индикатором высокой степени совпадения интересов налогоплательщиков и государства, а также высокой экономической и правовой культуры всех участников экономической деятельности, что для современной России не характерно.
Предлагается ряд изменений в налоговой системе РФ. В частности, подоходный налог следовало бы взимать по действующей ставке 13 % при условии полной отмены налоговых льгот. Такая ставка действительно позволяет отказаться от льгот в виду сравнительной необременительности налога для плательщика и нацеленности его на поддержание экономического роста и расширение налоговой базы, а не на достижение сиюминутных фискальных целей в ущерб средне – и долгосрочным перспективам развития.
Налог на прибыль организаций следует реформировать следующим образом: снизить ставку до 10 – 15 %, расширить понятие себестоимость и скорректировать методику расчета налога на прибыль, а именно облагать фактическую прибыль, а не валовую, не облагается налогом финансовый результат от реализации основных фондов и внереализационных операций. Кроме того, для стимулирования инвестиционной активности и устранения двойного налогообложения следует освободить дивиденды от обложения налогом на прибыль организаций у плательщика и облагать их только у получателя.
Единый социальный налог следует взимать по «плоской» шкале по ставке, не превышающей 10 – 12 %, исчисляя его с величины фонда оплаты труда предприятия, так как снижение налоговой нагрузки, предполагаемое Правительством, вряд ли даст тот позитивный эффект, на который оно рассчитывает, именно из – за недостаточной радикальности для вывода доходов частных лиц из «теневого» сектора необходимо не только значительное снижение подоходного налога, но и не менее значительное снижение социального налога, так как только таким образом можно разрушить экономический «союз» работников и работодателей, которым взаимно выгодно уклоняться от уплаты.
В целом, концепция реформирования системы социальных гарантий должна заключаться в резком сокращении уровня отчислений. Текущий дефицит бюджетов социальных фондов следует финансировать за счет внутренних заимствований, одновременно осуществляется переход на накопительную систему пенсионного обеспечения, оптимизацию системы социального и медицинского страхования и работы службы занятости.
Заметное место в предлагаемой налоговой системе занимают акцизы. Ими должен облагаться узкий круг товаров, таких как углеводородное сырье и продукты его переработки, алкоголь и табачные изделия. Кроме того, акцизы в современных налоговых системах играют и регулирующую роль.
Использование экономик наиболее развитых «социально ориентированных» государств, принявших на себя бремя высоких социальных гарантий и макроэкономического регулирования, таких как, например, Франция и ФРГ, позволяет сделать заключение большей эффективности интенсивного пути получения дополнительных доходов. Побочным эффектом «социально ориентированной» государственной политики является стимулирование «социального иждивенчества» и образование «непроизводственного» общественного слоя из людей трудоспособного возраста, отдающих предпочтение жизни на пособия вместо активной экономической деятельности.
Еще одной закономерностью является необходимость соответствия уровня развития действующей налоговой системы уровню развития экономических отношений в целом. Типичной ошибкой, совершаемой многими государствами , является применение сложных налоговых систем при простом экономическом укладе. Анализ показал, что когда еще не существует сложных общественных и экономических институтов, или в кризисные периоды развития экономической системы страны, целесообразно применять сравнительно простую систему обложения, основанную на нескольких налогах с простой базой взимания. Это позволяет обществу с наименьшими потерями и максимальной быстротой пройти этап первоначального накопления капитала. Необходимо учитывать тот факт, что сложные налоговые системы нацелены на изъятие высокой доли доходов плательщика с целью обеспечения соответственно высокого уровня государственных услуг, не востребованных при экономических отношениях более простого типа, в результате чего налогоплательщики будут всеми возможными способами уменьшать возлагаемое на них налоговое бремя.
Результатом введения предложенной налоговой системы должна стать мобильная, быстро развивающаяся экономика постиндустриального типа, не перегруженная избыточными социальными гарантиями. Она станет одним из факторов освобождения РФ от критической топливно-энергетической зависимости, позволить вернуть в легальную экономику сотни тысяч экономических агентов, вынужденных из – за негативной экономической конъюктуры действовать в «теневом» секторе экономики и исправить ситуацию, при которой добросовестный налогоплательщик в ряде отраслей заведомо обречен на поражение а конкурентной борьбе.
Необходимо передать Министерству по налогам и сборам в лице его территориальных подразделений исключительное право проведения налоговых проверок, наложения санкций и обращения в суд с исками о взыскании налоговой задолжности. Одновременно, следует объединить в единую структуру все подразделения правоохранительных органов, занимающихся экономическими преступлениями и четко разделить понятия налогового правонарушения и экономического преступления. Такая реорганизация позволит, во – первых, скоординировать усилия государства на этом участке, во – вторых, снимет с налогоплательщиков ненужное силовое давление. Тогда все вопросы, связанные с налогообложением, изначально будут решаться в рамках административных отношений и гражданского судопроизводства, а уголовное дело будет возбуждаться только по представлению суда при наличии в действиях налогоплательщика соответствующих квалификационных признаков.
Рассматривая вопрос о мерах ответственности за нарушение налогового законодательства, акцент переносится с уголовно – процессуальных на административно – финансовые рычаги воздействия. В предлагаемой нами нейтральной налоговой системе у налогоплательщика не возникает экономической необходимости преступать рамки законодательства, как это происходит в настоящее время.
Итоговый вывод: реформа налоговой системы РФ должна быть направлена в первую очередь на либерализацию налоговых отношений, обеспечение реального снижения налогового бремени, стимулирование устойчивого экономического роста за счет эффективной «налоговой волны» гарантирование конституционных прав и свобод граждан, исключение налоговой дискриминации отдельных категорий плательщиков и вводов деятельности за счет недопущения персонифицированных льгот или дополнительных обременений, устранения дифференцированных ставок налога на однородные товары по различным производителям или установления различных ставок одного налога по различным видам деятельности.
При соблюдении этих условий экономика РФ получит необходимые устойчивые стимулы к развитию за счет мобилизации бюджетных доходов без возникновения сопутствующего росту налогового бремени депрессивного эффекта.
Заключение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы.