Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:53, курсовая работа
Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ, выявление проблем и путей их решения. Разработка новых направлений совершенствования налоговой системы РФ в современных условиях на основе изучения отечественного опыт налоговых преобразований, а также теории и практики налогообложения в развитых странах мира.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций налогов;
2) рассмотрение основных классификаций налогов;
3) определение оптимальной величины совокупного налогового бремени для конкретных экономико-политических условий, сложившихся в РФ;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, сущность и функции налогов. Классификация налогов. 6
1.2 Принципы налогообложения. 12
1.3 Понятие и теоретические характеристики налоговой
системы. 16
1.4 Экскурс в историю налогообложения. 20
2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Основные налоги формирующие доходную базу бюджетов всех уровней. Проблемы распределения налогов между бюджетами. Механизм исчисления и взимания. 24
2.2 Практика налогообложения за рубежом 31
3 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Налоговая ставка в размере 30% устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, а также в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 1 января 2007 года.
Суммы налога на доходы физических лиц исчисляются отдельно по каждой группе доходов, для которых предусмотрены различные налоговые ставки, при этом сумма налога по каждой группе доходов определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля исчисленной налоговой базы.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения исчисленных сумм налога по каждой группе доходов.
Общая сема налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Некоторые налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде. Срок подачи декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на имущество организаций.
Это наиболее весомый налог в региональных налогах. Его удельный вес в общих доходах региональных бюджетов составляет примерно 4%. Этот налог является важным источником и местных бюджетов. Примерно 40% общей суммы этого налога передается в местные бюджеты, где он является вторым по величине источником доходов.
Плательщиками налога на имущество организаций признаются:
1) Российские организации;
2) Иностранные организации,
осуществляющие деятельность в
РФ через постоянные
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведение бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Налоговая база для исчисления налога определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по налогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющего налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Распределение налогов между бюджетами представлено в приложении.
2.2 Практика налогообложения за рубежом
Сравнительный анализ налоговых систем различных государств преследует две цели. Во – первых, обобщить мировой опыт налогообложения и максимально подробно систематизировать существующий порядок налогообложения. Во – вторых, сопоставить налоговые ставки и льготы в различных странах, чтобы определить варианты оптимизации размещения бизнеса и минимизации размера налогового бремени.
Корпоративный налог на прибыль имеет ряд особенностей в различных странах. Ставки данного налога колеблются от 0 % оффшорных зонах до 78 % в Норвегии. В отдельных странах существует налог на сверхприбыль. Существует ряд стран с пониженными ставками налога на прибыль. Например менее 24 % ставка установлена в таких странах, как Ботсвана, Бразилия, Венгрия, Гонконг, Кипр и др. Налоговой базой корпоративного налога является прибыль как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Оставшаяся после уплаты корпоративного налога часть прибыли облагается налогом на дивиденды, если она распределяется среди акционеров, налогом на перераспределение прибыли, если она остается в виде резервов корпорации.
При оценке товарно – материальных запасов для целей налогообложения имеются отличия от применяемых четырех методов в России. В Австралии, Ботсване, Бразилии, Венгрии, Греции, Египте, Канаде, Чехии и др. неприменим метод ЛИФО. В Малави метод ЛИФО используется только для скота и потребительских товаров. В Германии неприменим метод ФИФО.
По амортизационной политике для целей налогообложения также существуют особенности по странам. Количество групп, в которые объединяются основные средства с различными сроками полезного использования для целей начисления амортизационных отчислений, различается по странам. Так, 16 групп применяется в Мозамбике; 10 – в Нигерии. По 3 группам классифицируется амортизируемое имущество в Бразилии, Великобритании. Более всего амортизационных групп имеет Макао – 25, включая нематериальные активы. Таким образом, установление в России с 2002 года 10 групп амортизируемого имущества в целом соответствует мировой практике.
Имеются и другие особенности амортизационной политики по отдельным странам. В Австралии установлены скидки для имущества, приобретенного после1991 года, специальные нормы применяются к автотранспорту. В Венгрии немедленно амортизируются новые машины в предпринимательских зонах. В США специальные правила амортизации применяются для автомобилей. На Тайване правительство приняло Устав по содействию модернизации отраслей, определяющих порядок применения ускоренной амортизации.
Результаты проведенного анализа амортизационной политики позволяют сделать вывод не только о ее разнообразии, но и о направленности на стимулирование приоритетных отраслей и районов в зависимости от специфики конкретной страны.
Следует отметить, что в отличие от России, отменившей с 2002 года практически все льготы по налогу на прибыль большинство стран предоставляют значительное количество льгот своим предприятиям, стимулируя следующие основные направления деятельности: капиталовложения в разведку и добычу нефти; исследования и разработки, высокие технологии; оффшорные банки и банковские сделки; экспорт; отели, туризм; инвестиции капитала; частные фонды; энергетика и т. п.
Таким образом, государства применяют льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых они нуждаются на соответствующем этапе своего развития, что целесообразно учесть при дальнейшем реформировании российской налоговой системы.
Для предприятий важное значение имеет возможность переноса убытков на прошлое или в будущее. В России, согласно ст. 238 Налогового Кодекса, возможен перенос убытков вперед на 10 лет. Посмотрим, как решается этот вопрос в различных странах. Перенос убытков производится:
Таким образом, Россия, несмотря на то что большинство стран практикует перенос убытков на будущее на 5 лет, последовала примеру своих северных соседей (Норвегии и Финляндии) и с 2002 года разрешается перенос убытков на 10 лет вперед. Конечно же, целью предпринимательской деятельности является прибыль, а не убытки. Тем не менее, для целей совершенствования налоговой системы целесообразно владеть информацией о возможном переносе убытков для целей налогообложения прибыли.
Завершая обзор специфики налогообложения прибыли в различных странах, хотелось бы отметить, что в большинстве из них данный налог уплачивается ежегодно, хотя есть страны с месячными и квартальными сроками уплаты. В большинстве из рассмотренных стран действует система налогов на добавленную стоимость.
В ряде стран ставка НДС установлена больше, чем в России. Наибольшая ставка установлена в Колумбии: 60, 45, 35%. Следует отметить, что пониженные ставки по НДС страны устанавливают по аналогии с Россией по социально значимым товарам и товарам детского ассортимента.
Налогообложение имущества также различается по странам. Как правило, налогооблагается имущество всех юридических лиц, в том числе иностранных. Уровень ставок существенно различается по странам. В ряде стран он однозначно установлен ниже максимального размера, применяемого в России (2%): в Болгарии, Греции, Индии, Италии, Люксембурге, Польше, Финляндии, Швеции и т. др. Таким образом, перечисленные страны являются привлекательными для размещения активов российских предприятий в условиях действующей в настоящее время в нашей стране системы налогообложения имущества.
Следует отметить, что система льгот по налогу на имущество в разных странах определяется политикой конкретного государства по определению приоритетов развития экономики: наука, социально – культурная сфера и т.п.
Отметим, что Россия еще только готовится к поэтапному переходу к налогу на недвижимость. В связи с этим целесообразно использование имеющегося опыта по данному вопросу таких стран, как Германия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Япония и др.
Многие страны предоставляют дополнительные стимулы для привлечения инвестиций, которые включают: благоприятные условия для снижения стоимости, инвестиционные гранты, «налоговые каникулы», низкие налоговые ставки, т.е. для нахождения оптимального расположения определенной деятельности следует рассмотреть и взвесить эти преимущества.
Многие страны разработали законодательства, которые позволяют использовать режимы «налоговых раев», являющиеся важным самостоятельным направлением международного налогообложения.
3 Проблемы функционирования налоговой системы РФ и пути ее развития
Налоговая система современной России отражает противоречивый характер ее развития. С одной стороны, задачи, стоящие перед обществом в области структурной перестройки экономики и социальной сферы, требуют увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему. С другой – необходимость ускоренного экономического роста, активизации инвестиционной деятельности и поддержки частного предпринимательства предполагает проведение либеральной налоговой политики, включая снижение налоговых ставок и расширение налоговых преференций. В этих условиях эффективной следует считать комбинированную налоговую политику, которая обеспечивает налоговое равновесие – эффективное выполнение налогами всех функций.
Перед российским правительством стоит сейчас важнейшая стратегическая задача создания такого налогового режима, который способен обеспечить полный и своевременный сбор налогов, достаточных для финансирования необходимых государственных расходов, и создать благоприятные условия для ускоренного экономического роста.
Решению этой задачи препятствует ряд причин, порожденных налоговой политикой 90 – х годов: