Оценка эффективности государственной налоговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:49, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть типы налоговой политики 2. Рассмотреть инструменты налогового регулирования 3. Выявить критерии эффективности налоговой политики Предметом исследования является налоговая политика. В данной работе использовались такие методы познания, как массовое наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический. Над проблемой налоговой политики и её совершенствования работали многие учёные. Среди них И. Н. Богатая, Евстигнеев В.И, Князев В, Кучеров И.И. и другие.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие налоговой эффективности и её составляющих в экономике 5
2. Критерии налоговой эффективности в экономике 18
3. Анализ налоговой политики и её адекватности социально-экономической динамике России 24
4. Налоговая политика в России в 2013 - 2015 годах………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………40

Файлы: 1 файл

1.docx

— 218.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие налоговой эффективности и её составляющих в экономике 5

2. Критерии налоговой эффективности в экономике 18

3. Анализ налоговой политики и её адекватности социально-экономической динамике России 24

4. Налоговая политика в России  в 2013 - 2015 годах………………………….30

Заключение……………………………………………………………………….38

Список использованной литературы…………………………………………40

 

 

Введение

 

Целью данного реферата является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть типы налоговой политики 2. Рассмотреть инструменты налогового регулирования 3. Выявить критерии эффективности налоговой политики Предметом исследования является налоговая политика. В данной работе использовались такие методы познания, как массовое наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический. Над проблемой налоговой политики и её совершенствования работали многие учёные. Среди них И. Н. Богатая, Евстигнеев В.И, Князев В, Кучеров И.И. и другие.

Степень влияния налоговой компоненты на социально-экономическое развитие региона можно определить через  политику критериев.

Актуальность данного реферата заключается в определении качества и эффективности налоговой политики

В современной России проблему влияния  налогов на развитие экономики исследовало  множество экономистов, однако целостная  политика показателей, необходимых  для отражения степени влияния  налоговой политики на социально - экономическое  положение территориальной политики мезо - уровня к настоящему моменту  не разработаны. В связи с востребованностью  решения данной проблемы, как теоретической  наукой, так и хозяйственной практикой, автором предпринята попытка  построения такой политики критериев, с помощью которых возможно определить эффективность влияния налоговой  компоненты на развитие экономики. Данные критерии неразрывно связаны с категорией эффективность налогообложения. Так, например, низкая эффективность сложившейся  налоговой политики России стала  одним из факторов, препятствующих росту экономики.

Для определения критериев влияния  налоговой компоненты на социально - экономическое развитие региона  и путей повышения эффективности налоговой политики надо остановиться, прежде всего, на самом понятии эффективности и эффекта. Содержание эффективности многообразно, в том числе и применительно к налогам, налоговой политике и налоговой реформе, где ее (эффективность) можно характеризовать в диапазоне: от количественного соизмерения затрат и результатов до общих суждений качественного характера относительно влияния налогов на экономику в целом. Поэтому совершенно необходимо начать рассмотрение проблемы с общих вопросов и в первую очередь с терминологии.

Целью реферата выступают изучение эффективности налоговой политики в РФ и путей её повышения

Задачами  данной работы выступают:

- изучение  понятия налоговой эффективности  и её составляющих в экономике;

- рассмотрение  критериев налоговой эффективности  в экономике;

-анализ  налоговой политики и её адекватности  социально-экономической динамике  России.

Объектом  является налоговая эффективность.

Предметом выступает показатели и критерии налоговой эффективности.

 

1. Понятие налоговой  эффективности и её составляющих  в экономике

 

В работе рассмотрено понятие эффективности  налоговой политики, предложены критерии позволяющие определять эффективность  влияния налоговой компоненты на социально-экономическое развитие территориальной политики мезоуровня. Применение на практике рассмотренных  критериев может способствовать повышению уровня планирования и  прогнозирования в регионах, и  эффективности налоговой политики России.

Под экономическим эффектом понимается увеличение объемов производства, объемов  потребления, величины налоговых поступлений, снижение затрат в производстве. Под  социальным эффектом понимается качество и уровень жизни, дальнейший рост благосостояния всех членов общества, рост культуры, увеличение свободного времени и т.д., а также достижение политических и других целей. Эффективность  же (и экономическая, и социальная) характеризуется отношением экономического или социального эффекта к  понесенным для его достижения затратам. Социально-экономическая эффективность  налогообложения основывается на всей системе налоговых отношений  и уровне развития производительных сил каждого данного способа  развития экономики в процессе удовлетворения материальных потребностей в обществе. Экономическая и социальная стороны  эффективности тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Хотя экономические  критерии имеют одновременно социальное содержание, а социальные категории  не существуют вне экономических  проблем, социальные критерии охватывают более широкий круг явлений, чем  экономические.

По мнению Т.А. Журавлевой, эффективность  налогообложения - это сложное понятие, сводимое к народнохозяйственной эффективности  налогообложения и внутриотраслевой эффективности. Внутриотраслевая эффективность отражается через соотношение приращения, полученного экономического результата (налоговых доходов) к понесенным затратам. Под издержками понимаются расходы по содержанию налогового аппарата, а также и другие затраты, связанные с установлением налогов и формированием налогового механизма. Внутриотраслевая эффективность в основном отражает фискальное проявление политики налогообложения. Народнохозяйственная эффективность характеризует целостное воздействие политики налогообложения на экономическое и социальное развитие и проявляется через экономическую, включая внутриотраслевую, и социальную эффективность.

Основные составляющие налоговой  эффективности можно свести к  следующим:

а) коэффициент изъятия добавленной  стоимости, вновь созданной стоимости  и т.д.;

б) ставки налогов и уровень налогообложения  по отраслям и сферам деятельности (удельный вес налоговых платежей в доходах) в сопоставлении с  оптимальными пределами налогообложении;

в) изъятие прибыли в виде налогов  и сравнительная динамика инвестиций на предприятиях, покрытие других нужд из их доходов в сопоставлении  с динамикой развития производства;

г) коэффициент возвратности налоговых  платежей (в виде льгот, дотаций, финансирования из бюджета и др.);

д) показатели (сравнительные) налогового стимулирования производства и предпринимательства (целевая направленность налоговых  рычагов и механизма налогообложения, уровень налогового изъятия, возможность  использования льгот и т.д.);

е) количественные и качественные параметры налогового регулирования;

ж) динамика структуры налогообложения - местных, республиканских (областных) и федеральных налогов в регионе; сравнительные показатели налоговых доходов, закрепленных за территориями;

з) показатели финансово-налогового менеджмента (эффективности работы налоговых  служб, уровень работы по сокращению налоговой задолженности) и т.д.

Процесс развития экономики направлен  на достижение социальных целей общества, но их достижение возможно только на основе постоянного повышения экономических  результатов при одновременном  снижении удельных затрат на единицу  полезного результата от применяемой  политики налогообложения. Поэтому  важная роль принадлежит повышению  народнохозяйственной эффективности  налогообложения. Говоря об эффективности  применяемой политики налогов, необходимо рассматривать ее во взаимосвязи  с рыночным хозяйствованием, акцентируя внимание на полученном эффекте на уровне государства, отраслей хозяйственного комплекса, отдельных субъектов  различных организационно-правовых форм, а также населения, учитывая при этом прямые и косвенные эффекты, полученные экономикой и обществом  после воздействия налогов.1 Проводить оценку эффективности возможно в натуральном и стоимостном измерении, а также в абсолютном и относительном.

Эффективность налогообложения в  процессе разрешения противоречий налоговых  отношений сводится к следующим  моментам:

а) для государства: увеличить доходы государственного бюджета за счет налоговых  поступлений и развивать базу налогообложения;

б) для хозяйственных субъектов, населения: получить, возможно, большие  доходы (прибыль) от своей деятельности, перечислив как можно менее значительную сумму налогов (сборов);

в) населения: получить достаточные  доходы для существования, уплатив  необходимые налоги, за счет которых  государство берет на себя обязанности  предоставлять ряд услуг образовательного, медицинского характера и других.2

Первым является показатель, характеризующий  зависимость уровня собираемых налоговых  доходов в регионе от уровня налоговых  доходов остающихся в бюджетах данной территории. То есть необходимо определить, сколько всего налоговых доходов  собрано в субрегионе и сколько  из этой части осталось на данной территории и сколько поступило в вышестоящие  бюджеты. Данный критерий можно описать  при помощи следующей формулы3:

 

Кснд= Снд / Внд, где

 

Кснд - коэффициент, показывающий уровень  налоговых доходов территории остающихся в бюджете данного региона;

Внд - количество всех налоговых доходов  собранных в данном регионе;

Снд - количество налоговых доходов  остающихся в бюджете данного  региона;

При 0.5<=Кснд<=1, в данном регионе  большая часть собранных налоговых  доходов остается в собственном  бюджете, следовательно, наблюдается  большая зависимость влияние  налоговой компоненты на социально-экономическое  развитие данного региона. Так как  при увеличении налоговых доходов  будут увеличиваться доходы и  расходы регионального бюджета, которые могут направляться на улучшение  социального положение территории и способствовать увеличению экономического роста.

При Кснд<0.5, в данном регионе большая  часть собранных налоговых доходов  поступает в вышестоящие бюджеты, следовательно, наблюдается малая  зависимость влияния налоговой  компоненты на социально-экономическое развитие данного региона. Так как увеличение налоговых доходов не приводит к существенному увеличению доходов и расходов региональных бюджетов.

Вторым критерием является показатель, характеризующий отношение налогового потенциала и всего собранных  налоговых доходов региона.4 То есть необходимо определить насколько налоговый потенциал больше уровня собранных налоговых доходов региона. Суть данного критерия в следующем: чем меньше разница между налоговым потенциалом региона и уровнем собранных налоговых доходов, то можно говорить, что в данном регионе высокий уровень налогового планирования, и высокая налоговая дисциплина, что, несомненно, является показателем эффективного воздействия налоговой компоненты на социально -экономическое развитие региона. Так как высокий уровень налоговой дисциплины показывает, что существующая налоговая политика устраивает население и бизнес в исследуемом регионе. Вследствие чего наблюдается низкий объем теневого сектора экономики, что повышает социальную защищенность работающего населения. Данный критерий можно описать при помощи следующей формулы4:

 

Кнп=НП/ВД, где

 

НП- налоговый потенциал региона, ВД- всего собранны налоговых доходов

Чем больше Кнп приближается к 1, тем  наиболее эффективно действует налоговая  политика, тем лучше налоговое  планирование, налоговая дисциплина в регионе. При Кнп>1 наблюдается  превышение уровня налогового потенциала над собранными налоговыми доходами. При Кнп<1 превышение собранных  налоговых доходов над налоговым  потенциалом, что говорит об ошибках  в планирование налогового потенциала.

Третьим является показатель, характеризующий  отношение между уровнем изменения  собираемых налоговых доходов на территории и уровнем изменения  валового регионального продукта данного  региона. То есть необходимо определить прослеживается ли взаимосвязь между  увеличением или уменьшением  уровня налоговых доходов территории и увеличением или уменьшением  показателя валового регионального  продукта региона. Данный критерий можно  описать при помощи следующей  формулы5:

 

Кврп=Инд/Иврп, где

 

Кврп - коэффициент, показывающий уровень  зависимости валового регионального  продукта от уровня налоговых доходов  собранных в данном регионе;

Иврп - коэффициент, показывающий изменение  уровня валового регионального продукта по сравнению с прошлым отчетным периодом на данной территории, в процентах.

Если Кврп=1, то наблюдается большое  влияние налоговой компоненты на уровень валового регионального  продукта, а, следовательно, на экономическое  развитие региона. Причём при увеличении (уменьшении) уровня налоговых доходов  наблюдается такое же увеличение (уменьшение) валового регионального  продукта.

Если Кврп= -1, то также наблюдается  большое влияние налоговой компоненты на уровень валового регионального  продукта (обратная зависимость), а, следовательно, на экономическое развитие региона. Причём при увеличении (уменьшении) уровня налоговых доходов наблюдается  такое же уменьшение (увеличение) валового регионального продукта.

Чем больше наблюдается отклонение между ростом (уменьшением) налоговых доходов и ростом (уменьшением) валового регионального продукта на данной территории за тот же период времени (при -1>Кврп<0, 0<Кврп >1), тем более слабая наблюдается степень влияния налоговой политики на объем валового регионального продукта, а, следовательно, и на экономическое развитие региона.

Четвертым критерием является показатель, характеризующий отношение между  уровнем изменения собираемых налоговых  доходов в регионе и уровнем  изменения среднедушевого дохода сложившейся  на данной территории. То есть необходимо определить прослеживается ли взаимосвязь  между увеличением или уменьшением  уровня налоговых доходов в субрегионе и увеличением или уменьшением  уровня среднедушевого дохода данной территории. Данный критерий можно  выразить в виде следующей формулы6:

Информация о работе Оценка эффективности государственной налоговой политики РФ