Оценка эффективности государственной налоговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:49, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть типы налоговой политики 2. Рассмотреть инструменты налогового регулирования 3. Выявить критерии эффективности налоговой политики Предметом исследования является налоговая политика. В данной работе использовались такие методы познания, как массовое наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический. Над проблемой налоговой политики и её совершенствования работали многие учёные. Среди них И. Н. Богатая, Евстигнеев В.И, Князев В, Кучеров И.И. и другие.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие налоговой эффективности и её составляющих в экономике 5
2. Критерии налоговой эффективности в экономике 18
3. Анализ налоговой политики и её адекватности социально-экономической динамике России 24
4. Налоговая политика в России в 2013 - 2015 годах………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………40

Файлы: 1 файл

1.docx

— 218.48 Кб (Скачать файл)

Налоговая политика наиболее эффективна при стабильном обменном курсе и устойчивом движении капиталов.

Расширение  налоговой политики ведет к повышению  процентной ставки, поэтому приводит к тому, что центральный банк вынужден увеличивать количество денег для  поддержания стабильного обменного  курса, укрепляя тем самым эффект расширения налоговой политики.

При осуществлении анализа налоговой  политики государства большое внимание уделяется структуре налогообложения. В странах с низкими доходами, обычно, структура налогообложения  имеет следующие черты:

а) Большую часть поступлений  составляют налоги на отечественные  товары и внешнеторговые операции, которые в совокупности составляют около 70% всех налоговых поступлений, причем на долю одних только импортных  пошлин приходится свыше 40%.

б) Внутренние подоходные налоги не столь  значительны (они составляют около 25% налоговых поступлений), причем компании были охвачены этими налогами в большей  степени, чем частные лица. Это  связано с удобством использования  крупных (часто зарубежных) компаний в качестве источников доходов, а  также с административными трудностями  организации обложения эффективным  подоходным налогом частных лиц.

В отличие от стран с низкими  доходами, налоги на внешнеторговые операции в промышленно развитых странах  играют незначительную роль, а главными источниками поступлений служат налоги с частных лиц и налоги, взимаемые в соответствии с программами  социального страхования.

Критерии макроэкономической эффективности  налоговой политики:

а) Возможность налоговой политики концентрировать источники доходов.

Налоговые поступления классифицируются по категориям в зависимости от базы с которой взимается налог, либо от вида деятельности, которая порождает  налоговые обязательства. Увеличение суммы поступлений является результатом  автоматических или дискреционных  изменений.

К автоматическим относят повышение  суммы поступлений, вызванных расширением налоговой базы.

Дискреционный рост поступлений является результатом изменений в налоговой  системе, таких как пересмотр  налоговых ставок, введение нового налога, улучшение политики сбора  налогов, то есть изменений в самой  налоговой политике.

Политика, обеспечивающая налоговые  поступления при ограниченном числе  налогов и ставок, может значительно  снизить административные расходы  и расходы на обеспечение соблюдения законодательства. Ограничение числа  налогов может облегчить оценку влияния изменений в налоговой  политике и избежать впечатления  о чрезмерности налогообложения.

б) Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.

Широкая налоговая база дает возможность  обеспечить налоговые поступления  при относительно низких налоговых  ставках. При значительном сужении  налоговой базы необходимы гораздо  более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые  поступления. В результате этого  возрастает вероятность уклонения  от уплаты налогов.

Большая часть стран-членов ОЭСР расширила  налоговую базу, хотя кое-где происходили  и обратные процессы (введение новых  вычетов и повышение необлагаемого  минимума). Расширение налоговой базы осуществляется путем включения  новых форм дохода в налогооблагаемый доход (обычно, доходов по акциям и  облигациям и доходов от прироста капитала). В настоящее время в  большинстве стран пенсии и пособия  по временной нетрудоспособности облагаются подоходным налогом,пособия по безработице  включают в облагаемый доход.

В последние годы наметилась тенденция  в ряде стран-членов ОЭСР (Австралия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия) к  выведению взносов работников на социальное страхование из налоговой  базы. Это объясняется тем, что  платежи по социальному страхованию  приравниваются к налогу и, тем самым, проявляется стремление избежать двойного налогообложения.

Еще одним способом расширения налоговой  базы стало введение альтернативного  налога (как доли валового дохода в  Канаде и США) или дополнительного  налога (на валовой доход или близкую  к нему величину в Дании и Норвегии). Эти налоги применяются только по отношению к наиболее высокодоходным группам населения с тем, чтобы  избежать укрытия ими части доходов.

в) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.

При сильной инфляции реальная ценность налоговых поступлений может  значительно снизиться в случае длительных задержек в уплате налогов. Для того, чтобы не имели места  задержки, вызванные задолженностью по платежам, необходимо применять  большие штрафы. Задержки в уплате налогов на капитал являются более  вероятными, чем задержки в уплате налогов на доходы в виде заработной платы, вследствие чего могут возникнуть проблемы, связанные со справедливостью  налогообложения.

г) Нейтральность налоговой политики в отношении стимулов.

Налоговая политика должна обеспечивать финансирование государственной деятельности при минимальных расходах и при  минимальных нарушениях характера  производства, а также характера  получения и использования доходов. Экономическая деятельность, являющаяся наиболее прибыльной до уплаты налогов, должна оставаться наиболее привлекательной  после их уплаты.

При обсуждении новой налоговой  политики серьезные дискуссии вызвал вопрос об объекте налогообложения: прибыль или доход. В 1992 году был  введен в действие Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Основным аргументом в пользу введения именно такого налога было то, что, как  показывает мировая практика, введение подоходного налога с юридических  лиц оправдано лишь в условиях сбалансированной экономики с отработанным механизмом рыночных цен, примерно одинаковым уровнем рентабельности, налаженной законодательно утвержденной политикой антимонопольного регулирования и ряда других факторов, позволяющих равномерно распределить налоговое бремя на всех плательщиков. Переход к налогообложению дохода вместо прибыли мог негативно сказаться на деятельности ряда производственных отраслей и в первую очередь на отраслях, связанных с производством энергоносителей. Налог на доход мог оказаться чрезвычайно тяжелым для вновь создаваемых предприятий предпринимательского сектора экономики, многие их которых в первые годы своего существования на получают прибыли, но окажутся плательщиками налога. Особенно это касается предприятий и организаций малого бизнеса, сейчас бурно развивающегося во всех сферах, выступающего антиподом государственного монополизма.

Практика сбора налогов не изменилась, что в условиях массовой приватизации и быстрого роста частного сектора  предопределило дальнейшее снижение поступлений  от основных налогов. Предоставление разнообразных  индивидуальных, отраслевых и региональных налоговых льгот также не способствовало стабилизации поступлений.

Дестабилизирует налоговую политику и финансовый сепаратизм - не полностью  отчисляли в 1993 году в федеральный  бюджет НДС 38 регионов, налог на прибыль - 14 (Татарстан, Башкирия и Чечня эти  налоги полностью перечисляли в  свой бюджет). Учитывая, что местные  органы власти все чаще принимают  незаконные решения о зачислении части федеральных налогов в  свой бюджет, Минфин РФ усилили контроль за распределением налогов между бюджетами.

Снижение поступлений налога на прибыль можно рассматривать  как вполне типичное явление, которое  наблюдалось во всех странах Восточной  Европы в процессе перехода к рынку. В российских условиях этот процесс  тем более неизбежен, поскольку  налог на прибыль здесь включает и типично конфискационные составляющие. Среди них - уже упраздненный налог  на прирост курсовой стоимости средств на валютных счетах, налог на сверхнормативный фонд заработной платы и налоги на доходы от капитала, которые в условиях высокой инфляции превращаются в налоги на капитал, спецналоги, которые используются для целевого перераспределения ресурсов в пользу наименее эффективных и наименее открытых реформам отраслей.

Основные направления налоговой  политики на 2008 – 2010 годы, одобренные Правительством Российской Федерации, предусматривают  внесение изменений в налоговое  законодательство по следующим направлениям:

1. Контроль за трансфертным ценообразованием  в целях налогообложения.

2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых  российским лицам.

3. Регулирование налогообложения  контролируемых иностранных компаний.

4. Проблемы определения налогового  резидентства юридических лиц.

5. Введение института консолидированной  налоговой отчетности при исчислении  налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование налога на  добавленную стоимость.

7. Индексация ставок акцизов.

8. Налогообложение организаций  при совершении операций с  ценными бумагами.

9. Налогообложение налогом на  доходы физических лиц при  совершении операций с ценными  бумагами.

10. Совершенствование налога на  имущество физических лиц (введение  налога на недвижимость).

11. Совершенствование политики  вычетов, предоставляемых по налогу  на доходы физических лиц.

12. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых.

13. Создание особых экономических  зон портового типа.

14. Внесение изменений в налоговое  законодательство в связи с  созданием целевого капитала  некоммерческих организаций и  создания благоприятных условий  для функционирования некоммерческих  организаций в социально значимых  областях.

15. Совершенствование налогового  законодательства в части регулирования  учетной политики налогоплательщиков.

16. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации  и соглашения, информационный обмен.

17. Введение в налоговое законодательство  понятия индексируемой налоговой  единицы.

18. Создание налоговых стимулов  для осуществления инновационной  деятельности.

19. Реформирование налога на  игорный бизнес.

20. Совершенствование порядка налогообложения  при реализации концессионных  соглашений.

3. Анализ налоговой политики  и её адекватности социально-экономической  динамике России

 

Нововведения 2005 - 2007 гг., направленные на стимулирование экономического роста и диверсификацию экономики (снижение налогового бремени):

  • Особые экономические зоны (льготы по НДС, таможенным пошлинам, налогам на имущество)
  • Инвестиционная премия при начислении амортизации, перенос убытков на будущее при расчете налога на прибыль
  • Введение льготной шкалы ЕСН для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий
  • Дифференциация ставки налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти
  • Отмена ввозных таможенных пошлин на оборудование, аналоги которого не производятся в России
  • Новый порядок возмещения НДС, переход на поквартальный порядок уплаты налога (-260 млрд. руб.)
  • Отмена НДС с экспортных авансов
  • Возмещение НДС по капитальным вложениям
  • Переход на метод начисления при уплате НДС

Основные  предложения в области налоговой  политики на 2008-2010 гг.

1. Контроль  за трансфертным ценообразованием:

  • определение взаимозависимости лиц
  • установление перечня контролируемых сделок
  • введение декларирования о контролируемых сделках и документального обоснования выбранного налогоплательщиком метода ценообразования
  • установление требований к методам оценки диапазона рыночных цен, а также принципам их применения
  • введение налоговых соглашений о ценообразовании

2. Освобождение  от налогообложения дивидендов, выплачиваемых российским лицам,  при стратегическом участии в  компании:

3. Регулирование  налогообложения контролируемых  иностранных компаний

4. Определение  налогового резидентства юридических  лиц

5. Введение  института консолидированной налоговой  отчетности группы компаний при  исчислении налога на прибыль  организаций

6. Дальнейшее  совершенствование НДС:

  • упорядочение ситуации с возмещением НДС из бюджета при применении нулевой налоговой ставки
  • введение политики регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС
  • внедрение современных методов автоматизированных информационных методов при налоговом контроле

Информация о работе Оценка эффективности государственной налоговой политики РФ