Оценка эффективности государственной налоговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:49, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть типы налоговой политики 2. Рассмотреть инструменты налогового регулирования 3. Выявить критерии эффективности налоговой политики Предметом исследования является налоговая политика. В данной работе использовались такие методы познания, как массовое наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический. Над проблемой налоговой политики и её совершенствования работали многие учёные. Среди них И. Н. Богатая, Евстигнеев В.И, Князев В, Кучеров И.И. и другие.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие налоговой эффективности и её составляющих в экономике 5
2. Критерии налоговой эффективности в экономике 18
3. Анализ налоговой политики и её адекватности социально-экономической динамике России 24
4. Налоговая политика в России в 2013 - 2015 годах………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………40

Файлы: 1 файл

1.docx

— 218.48 Кб (Скачать файл)

 

Ксрд= Инд/Исрд, где

 

Ксрд - коэффициент, показывающий уровень  зависимости среднедушевого дохода от уровня налоговых доходов собранных  в данном регионе;

Инд- коэффициент, показывающий изменение  уровня налоговых доходов по сравнению  с прошлым отчетным периодом на данной территории, в процентах;

Исрд - коэффициент, показывающий изменение  уровня среднедушевого дохода по сравнению  с прошлым отчетным периодом на данной территории, в процентах.

Если Ксрд=1, то наблюдается большое  влияние налоговой компоненты на уровень среднедушевого дохода (прямая зависимость), а, следовательно, на социальное развитие региона. Причём при увеличении (уменьшении) уровня налоговых доходов наблюдается такое же увеличение (уменьшение) среднедушевого дохода.

Если Ксрд=-1, то также наблюдается  большое влияние налоговой компоненты на уровень среднедушевого дохода (обратная зависимость), а, следовательно, на социальное развитие региона. Причём при увеличении (уменьшении) уровня налоговых доходов  наблюдается такое же уменьшение (увеличение) среднедушевого дохода.

Чем больше наблюдается отклонение между ростом (уменьшением) налоговых  доходов и ростом (уменьшением) среднедушевого дохода на данной территории за тот  же период времени (при -1>Ксрд<0,0<Ксрд >1), тем более слабая наблюдается  степень влияния налоговой политики на уровень среднедушевого дохода, а, следовательно, и на социальное развитие региона.

Еще одним из критериев позволяющим  оценить влияние налоговой компоненты на социально-экономическое развитие региона является показатель уровня налоговой нагрузки сложившийся  на данной территории. При анализе  уровня налоговой нагрузки в регионе  необходимо его дифференцировать по следующим субъектам: малый бизнес, населения, средний и крупный  бизнес. Если уровень налоговой нагрузки на средний и крупный бизнес больше чем на население и малый бизнес, то это позволяет судить о положительном  влияние налоговой компоненты на социальное развитие региона. Чем ниже суммарный уровень налоговой  нагрузке в регионе, тем больше на данной территории должен наблюдаться  экономический рост при неизменных остальных факторах влияющих на него.

Все пять вышеописанных показателей  необходимо рассматривать как целостную  политику. Так как все элементы, входящие в данную политику критериев, взаимосвязаны между собой, и  чтобы получить информацию о степени  влияния налоговой компоненты на социально-экономическое развитие региона необходимо проанализировать исследуемый объект по всем пяти критериям. Выбор именно, этих показателей для  решения поставленной проблемы основан на том, что при анализе исследуется взаимосвязь воздействия эффективности функционирования налоговой политики на такие наиболее важные для региона статистические данные как валовой региональный продукт, среднедушевой доход, экономический рост.

Данная политика критериев, предложена автором статьи, для решения проблемы анализа влияния налоговой компоненты на социально-экономическое развитие региона КМВ. Так как в настоящее  время не существует разработанной  политики критериев позволяющих  решить данную проблему. Сформулированные автором критерии не дают точных количественных измерений, но, используя их, можно, получить определенную информацию, которую  в дальнейшем можно использовать для разработки путей повышения  эффективности воздействия налоговой  политики на экономику региона. Возможность  анализа территориального образования  мезо - уровня по вышеперечисленным  пяти показателям может способствовать улучшению уровня планирования и  прогнозирования в данных территориальных  образованиях, и повышению эффективности  функционирования налоговой политики России.

При разработке данной проблемы в  дальнейшем необходимо дополнить эту  политику показателей так, чтобы  можно было получить информацию не только об общих тенденциях влияния  налоговой компоненты на экономику  региона, но и выявить количественно  степень этого влияния. Необходимо также произвести практические расчеты  по перечисленным критериям, которые  автор статьи не сделал из-за отсутствии достоверной статистической информации по региону Кавказских Минеральных  Вод.

Решение проблемы стимулирующего влияния  политики налогообложения на экономическую  деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее  время одной из первоочередных задач  государства.

Эффективное налогообложение возможно обеспечить путем гармоничного сочетания  выбранного налогового механизма с  целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений  в бюджеты с общими затратами  на сбор налогов, в том числе и  в отношении к каждому конкретному  налогу. Эффективность налогообложения  заключается в следующем:

– для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых  поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

– для хозяйствующих субъектов  – в получении максимально  возможных доходов (прибыли) при  минимизации налоговых платежей;

– для населения – в получении  достаточных доходов для существования  при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет  необходимые социальные услуги.

Эффективность налоговой политики определяется исходя из соответствия принципов ее построения и выполняемых  ею функций поставленным социально-экономическим  целям на каждом этапе развитии страны. Основными принципами построения современной  налоговой политики являются простота и экономичность, стабильность, законодательное  регламентирование, доступность алгоритма  расчета налогов, сбалансированное взаимодействие функций налогов, приемлемый размер налогового бремени, сочетание  интересов государства, предприятий  и населения, содействие развитию экономики страны.

Мировой опыт показывает, что политики налогообложения весьма динамичны  и не могут эффективно функционировать  длительное время в неизменном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства  требуют проведения соответствующих  преобразований и в налоговой  системе. Иначе говоря, налоговая  политика не может быть приведена  к какому-то окончательному виду. Возможна лишь ее адаптация к экономическому развитию страны и выбору путей развития экономики в будущем.

С самого начала своего формирования налоговая политика России имела  фискальную направленность, выполняя функцию изъятия накоплений у  предприятий и населения. В результате этого сформированная налоговая  политика привела к тому, что почти  полностью прекратилось финансирование из бюджета НИОКР, наблюдается резкий спад инвестиций в производство, снижение платежеспособного спроса. Кроме  того, высокая налоговая нагрузка явилась одной из причин образования  большой кредиторской задолженности  у предприятий по налоговым платежам, что также препятствует экономическому росту и развитию производства.

Для российской налоговой политики характерны:

1. Отсутствие принципа соответствия  уровня налогообложения финансовым  возможностям субъектов хозяйствования. Об этом свидетельствует высокий  уровень налогового бремени, возложенный  на предприятия.

Жалобы налогоплательщиков на тяжесть  налогового бремени – общее явление  для всех стран. Тем не менее величина налога – понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию, цена на которую  включает налоги, покупают и у предприятия  остаются средства на достойную зарплату персоналу и инвестирование в  развитие – соответственно, уровень  налогообложения для предприятия  приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни  тех, кто за счет них финансируется (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и  др.), значит, действующая налоговая  политика эффективна для государства. Недостатки политики налогообложения  являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора  экономики.

Расчеты показывают, что при доходе, например, 10 тыс. руб. для обеспечения  выдаваемой на руки зарплаты 6 тыс. руб. условная налоговая нагрузка (НН = НДФЛ + ЕСН + НДС) не должна превышать 39%.

Если же налоговая нагрузка будет 30%, то на руки можно будет выплатить 6818 руб., а если 57% (НДФЛ = 13% + + ЕСН = 26% + НДС = 18%), то зарплата будет 4500 руб., а 1500 руб. придется доплатить в конверте.

Аргумент, что без накопительных  отчислений в Пенсионный фонд работник может лишиться 200–300 руб. в виде прибавки к пенсии через 20–25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Возможно, для некоторых отраслей, таких  как нефте- и газодобыча, металлургия, финансовая деятельность, строительство, ЕСН 26% – нормальная ставка. Но для  предприятий легкой промышленности и других перерабатывающих и производственных предприятий полностью платить  налоги и производить конкурентоспособную  продукцию очень сложно.

Россия, похоже, единственная страна с плоской и такой низкой ставкой (13%) налога на доходы физических лиц. При  этом принятый у нас не облагаемый налогом доход 400 и 600 руб. на каждого  ребенка налогоплательщика в  месяц в 45 (!) раз меньше среднего по Европе.

Один из путей улучшения ситуации – ввести в нашей стране ступенчатую (прогрессивную) шкалу НДФЛ с одновременным  повышением не облагаемого налогом  дохода хотя бы до 5 тыс. руб. Необходимо вычеты в 400 и 600 руб. заменить вычетами, равными прожиточному минимуму, и  убрать ограничения на доход, исчисленный  нарастающим итогом, в 20 и 40 тыс. руб., по достижении которого вычет не предоставляется. В этом случае уменьшение налоговой  нагрузки почувствуют около 95% россиян.

В качестве альтернативного варианта предлагается к рассмотрению плоская  шкала НДФЛ со ставкой 20% с одновременным  увеличением не облагаемого налогом  дохода до 6–7 тыс. руб.

Применение этой (или подобной) шкалы позволит более справедливо  перераспределить налоговую нагрузку между бедными и богатыми, при  этом она останется простой для  администрирования.

Одной из главных проблем экономики  России является нежелание хозяйствующих  субъектов платить налоги в полном объеме. У предприятий наблюдается перспектива невозможности продолжения финансово-хозяйственной деятельности после уплаты всех налоговых платежей, а предприниматели пытаются всеми способами обойти закон, чтобы платить меньше налогов.

Проблему «теневой» экономики  нужно решать путем снижения налоговых  ставок, изменения налогооблагаемой базы и перераспределения налогового бремени, что позволит вывести из «тени» хотя бы часть оборота. В целях  уменьшения оборота в «теневой»  сфере следует использовать также  налоговое администрирование, ужесточение  дисциплинарных мер к нарушителям, совершенствование налогового контроля.

2. Несоблюдение принципа определенности  налогообложения. Любой хозяйствующий  субъект имеет право знать,  какие платить налоги, сколько  платить и когда платить. На  практике этого обеспечения не  существует.

Законодательная и нормативная  база налоговой политики весьма сложна и запутана. Введение налогового учета  для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС; зависимость ЕСН от величины заработной платы, исчисленной нарастающим  итогом, от пола и возраста работников и вызванные этим весьма сложные  вычисления, которые должен проделывать  бухгалтер; необходимость представлять одни и те же персонифицированные  данные по заработной плате работников в налоговые органы и Пенсионный фонд РФ – вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых  налогов.

Следует также учесть и тот факт, что многие нормативные документы  претерпевают постоянные изменения, что  негативно сказывается на качестве бухгалтерского и налогового учета. Это не значит, что налоговая политика должна оставаться неизменной. Напротив, эффективность ее функционирования заключается в том, что инструменты  налогообложения динамично адаптируются к экономическому положению страны и их воздействие на экономическое  развитие отвечает содержанию налоговой  политики, проводимой государством. Любые изменения, проводимые при реформировании налоговой политики, должны быть последовательными и иметь четкую направленность.

3. Отсутствие принципа экономичности  налоговой политики. Этот принцип  заключается в минимизации затрат  по налоговому администрированию  при максимальном сборе налогов.

2. Критерии налоговой  эффективности в экономике

 

Экономическая политика правительства  реализуется путем взаимодействия государственного бюджета и рыночных регуляторов. Государство оказывает  регулирующее воздействие на экономических  агентов с помощью политики налогообложения  и налоговых льгот, субсидий и  субвенций, государственных инвестиций и процентных ставок.

Налоговая политика является одной из основных макроэкономических политик любого государства. Обычно она исполняется  правительством, но находится под  контролем Парламента.

Налоговая политика способна влиять на совокупный спрос. Решение правительства  повысить процентные ставки ведет к  сокращению расходов частного сектора  на инвестиции. Падение уровня инвестиционных расходов приводит к тому, что налоговая  политика может сократить норму  накопления. Происходит эффект смещения, который имеет место в том  случае, когда возникает бюджетный  дефицит и правительство вынуждено  увеличивать долги для покрытия своих расходов. Рост государственных  расходов повышает совокупный спрос,приводя  к тому, что производство набирает тенденцию к увеличению. Но рост производства повышает процентную ставку на рынках активов и тем самым  смягчает влияние налоговой политики на производство.

Информация о работе Оценка эффективности государственной налоговой политики РФ