Оценка эффективности государственной налоговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:49, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование налоговой политики государства. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть типы налоговой политики 2. Рассмотреть инструменты налогового регулирования 3. Выявить критерии эффективности налоговой политики Предметом исследования является налоговая политика. В данной работе использовались такие методы познания, как массовое наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический. Над проблемой налоговой политики и её совершенствования работали многие учёные. Среди них И. Н. Богатая, Евстигнеев В.И, Князев В, Кучеров И.И. и другие.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие налоговой эффективности и её составляющих в экономике 5
2. Критерии налоговой эффективности в экономике 18
3. Анализ налоговой политики и её адекватности социально-экономической динамике России 24
4. Налоговая политика в России в 2013 - 2015 годах………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………40

Файлы: 1 файл

1.docx

— 218.48 Кб (Скачать файл)

7. Индексация  акцизных ставок

8. Регулирование  налогообложения налогом на прибыль  при совершении операций с  ценными бумагами

9. Регулирование  налогообложения налогом на доходы  физических лиц при совершении  операций с ценными бумагами

10. Введение  налога на недвижимость

 

Рис. 1. Налоговая  нагрузка на экономику ежегодно снижалась  на 1 процентный пункт ВВП7

 

Рис. 2. Изменение  объема и структуры налоговых  доходов бюджета расширенного правительства  Российской Федерации в ходе налоговой  реформы

 

Таблица 1. Основные параметры федерального бюджета России за 2008-2010 гг.8

 

Как видно из таблицы 1, на 2010 гг прогнозируется увеличение доходов и расходов, профицит снизится до 0%

 

Рис 3. Доходы федерального бюджета, реальный прирост в %

 

Как видно  из рисунка 2, за период 2005-2007 гг. средний  уровень доходов установился  на уровне 14,9%, а за период 2008-2010 гг. на уровне 0,5%

 

Таблица 2. Оценка налогового законодательства в 2008 году 9

ИЗМЕНЕНИЯ ВСЕГО (в млрд.руб.)

- 237,1

в том числе:

налоговый период по НДС – квартал

-228,7

освобождение от налога на прибыль  организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или  иностранной организации, выплачивающей  дивиденды

-19,8

Изменение ставок акцизов и сокращение перечня спиртосодержащей продукции, которая в целях налогообложения  акцизами не рассматривается как  подакцизные товары

11,4


 

По результатам таблицы 2 видно, что изменения налогового законодательства повлекли за собой уменьшение доходов  на 237,1 млрд. руб.

 

Рис 4. Доходы и непроцентные расходы федерального бюджета (в % к ВВП)

 

Проанализировав рисунок 4, можно видеть, что за период 2005-2007 гг. доходы установились в среднем  на уровне 22,9% к ВВП, а расходы  – 16,0% к ВВП.

По сравнением с этим периодом, за 2008-2010 гг. уровень  доходов снизился до 18,6%., а расходы  наоборот повысились до 18,0%.

 

Рис 5. Прогноз  расходов федерального бюджета (в % к  ВВП)

 

Как видно  из рисунка 5, расходы федерального бюджета начиная с 2005 года повышались от 15,8% до 17,8%, в 2008-2009 гг. расходы установились на одном уровне 18,8% к ВВП, прогноз  на 2010 год составляет снижение расходов до 18,1%.

 

4. Налоговая политика России  в 2013 – 2015 годах

 

В конце  апреля текущего года на сайте Министерства финансов Российской Федерации был  опубликован проект Основных направлений  налоговой политики Российской Федерации  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а 2 мая текущего года данный документ был одобрен на заседании  Правительства Российской Федерации.

Несмотря  на то, что Основные направления  налоговой политики не являются нормативным  правовым актом, данный документ  является основополагающим для  подготовки изменений  в законодательство о налогах  и сборах соответствующими органами власти и внесения их в Правительство  Российской Федерации, что объективно способствует увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Нельзя  не отметить роль данного документа  для субъектов предпринимательской  деятельности и граждан.

Структура документа состоит из двух блоков: в первом разделе подводятся основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде, включающем текущий год и двухлетний плановый период за ним, а во втором – содержится анализ предполагаемых мер в области  налоговой политики, планируемых  на следующий год и следующий  за ним двухлетний период.

Если  говорить о будущем состоянии  налоговой системы в периоде 2013-2015 гг., то согласно Основным направлениям приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе; поддержка инвестиций, стимулирование инновационной деятельности; поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации с сохранением на прежнем уровне налоговой нагрузки по секторам экономики.

Достижению  вышеуказанных целей будет способствовать налоговый маневр, который заключается  в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и повышении  ее на потребление, включая дорогую  недвижимость, на рентные доходы, возникающие  при добыче природных ресурсов, а  также в переходе к новой системе  налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования следует особое внимание обратить на изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Поддержка  инвестиций и развития человеческого  капитала, затрагивающая:

- систему  налогообложения доходов физических  лиц – в части поддержки  отдельных категорий плательщиков  налога на доходы физических  лиц (освобождение от НДФЛ социально  значимых доходов и систематизация  перечня доходов, освобождаемых  от налогообложения согласно  ст. 217 НК РФ), уточнения порядка  предоставления имущественного  налогового вычета родителям  при приобретении имущества в  долевую собственность с несовершеннолетними  детьми  или в пользу них,  а также в том случае, если  налогоплательщик по имуществу,  приобретенному в общую совместную  или долевую собственность не  воспользовался своим правом  на вычет, то возможность повторного  пользования данным вычетом по  другому объекту будет предоставляться  в полном объеме.

- налог  на прибыль организаций - в  части уточнения правил восстановления  амортизационной премии при реализации  основных средств ранее, чем  по истечении пяти лет с  момента введения их в эксплуатацию, и продолжения процесса сближения  правил бухгалтерского и налогового  учета.

- налог  на имущество организаций –  предложения об исключении из  объекта обложения данным налогом  объектов, относящихся к движимому  имуществу (машины, оборудование) и  расширении полномочий субъектов  Российской Федерации по установлению  налоговой ставки и в перспективе  переход к расчету налоговой  базы на основе кадастровой  стоимости объектов недвижимости.

2. Совершенствование  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, а  также иных финансовых операциях. 

Работу  по этому направлению предполагается вести в части совершенствования  налогообложения операций с еврооблигациями  российских эмитентов, депозитарными  расписками, а также при получении  и выплате дивидендов. В частности, подлежит уточнению порядок определения  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций при совершении операций с депозитарными расписками и  финансовыми инструментами срочных  сделок и ситуация с исчислением  и удержанием налога на прибыль организаций  с процентных доходов иностранных  организаций по еврооблигациям. Предполагается  продолжение работы по определению  конкретных услуг, оказываемых профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, которые возможно освободить от НДС, и по совершенствованию процедуры  зачета НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в  части определения соотношения  облагаемого и необлагаемого  оборота.

3. Совершенствование  специальных налоговых режимов  для малого бизнеса. 

Как видно  из данного документа, уже сейчас определена дата введения патентной  системы налогообложения для  индивидуальных предпринимателей – 1 января 2013 года. Патентная система  налогообложения будет выступать  как самостоятельный специальный  налоговый режим с включением в НК РФ новой главы 26.5. Субъектам  Российской Федерации до конца 2012 года необходимо будет принять законы о введении с 1 января 2013 года на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности. Применение данного режима также будет возможно индивидуальными предпринимателями, привлекающими наемных работников, средняя численность которых не превышает 15 человек. Суммы уплачиваемого патента в размере 90% будут формировать бюджеты муниципальных образований, а 10%  - бюджеты субъектов Российской Федерации. С введением нового специального налогового режима, как было уже официально объявлено и ранее, переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 2013 года станет добровольным, а по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения данный режим будет отменен (предварительно с 2018 года). По упрощенной системе налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности  предполагается принятие мер, направленных на упрощение процедуры перехода на них, а также на совершенствование порядка исчисления и уплаты налогов, исключения двойного ведения бухгалтерского и налогового учета.

4. Развитие  взаимосогласительных процедур  в налоговых отношениях.

Данное  направление предполагает, прежде всего, внедрение комплекса мер на развитие досудебного порядка рассмотрения налоговых споров. В частности, введение обязательной досудебной процедуры  для всех актов налоговых органов, действий или бездействия должностных  лиц налоговых органов; увеличение срока на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в  привлечении) к ответственности  за совершение налогового правонарушения с 10 дней до одного месяца; предоставление возможности кассационного обжалования  в Федеральную налоговую службу решений, вступивших в силу, при этом подача кассационной жалобы не лишает права налогоплательщика на подачу заявления в суд. Начатый в  последние годы процесс интенсификации информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками будет продолжен в разрезе дальнейшего развития доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построения новых интерактивных Интернет-сервисов "Создай свой бизнес", представляющий собой пошаговую инструкцию по созданию и ведению бизнеса с точки зрения налогообложения, а также "Личный кабинет налогоплательщика для юридического лица» как продолжение действующего в настоящее время сервиса ««Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

  • Налогообложение природных ресурсов.
  • Акцизное налогообложение.
  • Введение налога на недвижимость.
  • Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.
  • Совершенствование налога на прибыль организаций.
  • Совершенствование налогового администрирования.
  • Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
  • Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Рассмотрим  наиболее значимые изменения в этой группе мер.

Прежде всего  необходимо сказать, что в сфере  налогообложения природных ресурсов готовится внедрение новых механизмов налогообложения добычи природных  ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций как наиболее эффективной форме изъятия ренты  с экономической точки зрения и применяемой в налоговых  системах ряда развитых нефтедобывающих  стран. И еще одно важнейшее из планируемых нововведений для налогоплательщиков добывающей отрасли – это установление ставок  НДПИ в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые, доля экспорта которых превышает 50 процентов.

Традиционное  повышение ставок акцизов произойдет в 2015 году по алкогольной продукции  на 25 процентов от установленной  ставки 2014 года (ст. 193 НК РФ), на сигареты и папиросы – в пределах 20 процентов  от ставок 2014 года. Незначительно будут  повышены ставки на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, - в  пределах 11 процентов от ставок 2014 года, на моторное топливо и прочие подакцизные  товары в пределах 10 процентов по отношению к ставкам 2014 года.

Планируемое завершение оценки капитального строительства  в 2012 году Минэкономразвития будет  являться завершающим этапом по введению налога на недвижимость, к числу  плательщиков которого первоначально  предполагается отнести только физических лиц, имеющих в собственности  недвижимое имущество, земельные участки  или обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на землю. В законопроекте  о введении налога на недвижимость предусматривается система налоговых  льгот в виде стандартных и  социальных вычетов в отношении  одного объекта налогообложения  по выбору налогоплательщика.

Достаточно  активно обсуждаемый в последнее  время вопрос о введении налога на роскошь или о налогообложении  престижного потребления также  нашел отражение в Основных направлениях налоговой политики.  Налогообложение  престижного потребления предусматривается  в рамках планируемого к введению налога на недвижимость и действующего транспортного налога. По налогу на недвижимость предполагается установить максимальную ставку для всех объектов недвижимости в собственности одного физического лица, если кадастровая  стоимость всех данных объектов превышает 300 млн. руб. По транспортному налогу ожидается введение минимальной  ставки без возможности ее снижения регионами для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 рублей за 1 л.с., а также увеличение базовых ставок транспортного налога для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт. Повышенные ставки будут иметь действие к перечисленным выше транспортным средствам 2000 года выпуска и позже, и если они не используются исключительно для участия в спортивных соревнованиях.

Продолжится работа по инвентаризации и оптимизации  налоговых льгот в целом и  по региональным и местным налогам, в частности.  Планируется поэтапно отменить наиболее «дорогостоящие»  льготы для бюджета по налогу на имущество организаций в отношении  железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий  энергопередачи с установлением  в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок для таких категорий  налогоплательщиков.

Информация о работе Оценка эффективности государственной налоговой политики РФ