Оптимизация налоговых платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является изучение процесса налоговой оптимизации на примере ЗАО «УБТ – Уралвагонзавод». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы понятия «оптимизация налогов»;
дать краткую характеристику объекта исследования;
проанализировать систему налогообложения на исследуемом предприятии
разработать рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки ЗАО «УБТ – Уралвагонзавод».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ 8
1.1. Сущность понятия «оптимизация налогов» 8
1.2. Методы и подходы оптимизации налогов 12
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАО «УРАЛЬСКАЯ БОЛЬШЕГРУЗНАЯ ТЕХНИКА – УРАЛВАГОНЗАВОД» 18
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Уральская большегрузная техника –Уралвагонзавод» 18
2.2 Анализ налоговых платежей ЗАО «УБТ-Уралвагонзавод» 20
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ЗАО «УБТ – УРАЛВАГОНЗАВОД» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

Файлы: 1 файл

кп оптимиз налогов.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В любой государственной  системе возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков  в  избежание излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов.

В течение последних  лет основой государственной  политики в области налогообложения, являлось стремление к совершенствованию налоговой системы, которая по-прежнему избыточно ориентирована на фискальную функцию, в ущерб другим – прежде всего, функции стимулирования роста конкурентоспособности. В Бюджетных посланиях Президента Федеральному Собранию РФ из года в год глава государства указывает на это, выделяя среди основных направлений налоговой политики снижение совокупной налоговой нагрузки на предприятия, отмечая при этом то, что налоговая система должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и увеличения инвестиционной активности предприятий [1, c.98].

В то же время предпринимаемые  на протяжении двух последних десятилетий  меры, связанные с изменением российской налоговой системы, не привели к развитию стимулирующей функции налогов. Российскую систему налогообложения в процессе ее реформ не избавили от такого серьезного недостатка, как высокий уровень изъятия доходов и недостаток налоговых льгот. Это привело к потере предприятиями, вынужденными отчислять большую часть доходов в бюджет в виде налоговых платежей, финансовой устойчивости, произошел спад инвестиционной активности, отмечены низкие темпы развития и внедрения новых технологий, образование большой кредиторской задолженности у предприятий по налоговым платежам.

На протяжении последних двух десятилетий деятельность, именуемая налоговым планированием или налоговой оптимизацией, занимает все более важное место в повседневной практике различных предприятий и организаций. Вместе с тем, изначально понятие «налоговой оптимизации» отнюдь не предполагает какого-либо нарушения закона со стороны хозяйствующего субъекта. Налоговое планирование является лишь составным элементом системы финансового планирования предприятия, таким же как, планирование издержек, связанных с приобретением товаров. Никто не оспаривает право предпринимателя самостоятельно выбирать поставщика товарно-материальных ценностей для своего предприятия и согласовывать с ним в рамках закона условия поставки. Аналогично не может быть оспорено и право каждого субъекта предпринимательской деятельности выбирать любые предусмотренные законом правовые формы хозяйственной деятельности таким образом, чтобы обеспечить наиболее приемлемый для данного предприятия режим налогообложения и оптимальный уровень налоговых платежей.

Вопрос необходимости  разграничения налоговой оптимизации, как правомерных действий налогоплательщика, и уклонения от уплаты налогов, как  противоречащего закону деяния, неоднократно рассматривался различными авторами. Главным и единственным критерием отличия этих двух способов уменьшения налогов является, конечно, наличие или отсутствие в действия налогоплательщика нарушения действующих норм права. В случае наличия такого нарушения действия налогоплательщика могут повлечь, в зависимости от конкретных обстоятельств, уголовную или налоговую ответственность. Налоговая же оптимизация, в отличие от уклонения от уплаты налогов, будучи основанной на законе, ответственности повлечь не может.

Несмотря на несовершенство налоговой системы, предприятия стремятся оптимизировать налоговые платежи с целью обеспечения собственной конкурентоспособности. Это означает, что каждое предприятие в рамках существующих финансовых норм должно находить в кривой платежей такую точку, которая обеспечивает ему одновременно выполнение обязательств перед государством и перед другими конкурентами, а также реализацию собственных целей деятельности.

Целью выполнения данной курсовой работы является изучение процесса налоговой оптимизации на примере ЗАО «УБТ – Уралвагонзавод».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  • рассмотреть теоретические основы понятия «оптимизация налогов»;
  • дать краткую характеристику объекта исследования;
  • проанализировать  систему налогообложения на исследуемом предприятии
  • разработать рекомендации по оптимизации налоговой нагрузки ЗАО «УБТ – Уралвагонзавод».

Объект исследования в работе  ЗАО «УБТ – Уралвагонзавод».

Предмет исследования –  процесс оптимизации налоговых  выплат.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе работы рассмотрены теоретические основы темы исследования: понятие «оптимизация налогов», «минимизация налогов», «налоговое планирование», рассмотрены цели оптимизации, ее виды и методы.

Во второй главе работы дана характеристика объекта исследования, проведен анализ налоговой системы ЗАО «УБТ – Уралвагонзавод».

В третьей главе работы предложены  мероприятия по оптимизации  налоговой нагрузки предприятия  ЗАО «УБТ – Уралвагонзавод».

Информационной базой курсовой работы послужили нормативные и правовые документы, учебная литература: Евстегнеев Е. Н., Викторова Н. Г. «Основы налогообложения и налогового законодательства»; Сидорова Е. Ю. «Налоговое планирование»;  Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. «Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика»; журналы, интернет-ресурсы, документы бухгалтерской отчетности и налоговые декларации ЗАО «УБТ – Уралвагонзавод».

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ

1.1. Сущность понятия «оптимизация налогов»

 

  • Налоговая оптимизация  занимает важное место в повседневной практике любого хозяйствующего субъекта. Налоговая оптимизация лежит  в основе налогового планирования.

    Оптимизация налогообложения  предполагает: минимизацию налоговых  выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом объеме деятельности) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Это достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов, что неразрывно связано с налоговым планированием. 

    Налоговая оптимизация - это деятельность, направленная на уменьшение налоговых платежей путем законных действий налогоплательщика, предполагающее максимально полное использование всех предоставленных законом льгот, налоговых освобождений и других законных методов.  
    Возможность оптимизации налогов обусловлено несколькими факторами:

    • действующее законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности в различных правовых формах, которые предполагают различный порядок налогообложения.
    • бывают случаи, когда налогоплательщик может выбирать режим налогообложения.
    • на основании действующего законодательства налогоплательщик может выбирать различные методы учета хозяйственных операций для целей налогообложения. 

    Набор инструментов налоговой  оптимизации достаточно широк, но вместе с тем и изменчив. Это связано с изменением действующего законодательства и различных нормативных актов, а также в связи с изменением правовой оценки инструментов оптимизации налогов государственными органами. Вследствие этого руководители предприятий не могут раз и навсегда осуществить налоговую оптимизацию своей деятельности, а вынуждены постоянно отслеживать все происходящие изменения и корректировать свою политику оптимизации налогов. Нередки случаи, когда серьезные изменения в действующем законодательстве заставляют пересматривать всю схему финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Оптимизация налогообложения  предполагает: минимизацию налоговых  выплат. Цель минимизации налогов  — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям, в том числе и само банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги, т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, свидетельствует о том, что над налоговым планированием на предприятии не работают.

    Сокращение налоговых  выплат лишь на первый взгляд ведет  к увеличению размера прибыли  предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Правильное налоговое планирование должно помочь не только сократить налоги, но и устранить возможные ситуации «доначисления налогов» при проверке контролирующими органами. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате налогов.

    С точки зрения применяемых  методов налоговая оптимизация  может быть классифицирована на оптимизацию  через разработку приказа об учетной  и налоговой политике организации, через замену или разделение правоотношений, через непосредственное воздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик, использование предусмотренных законом льгот и освобождений и т.д. Подробно классификация мероприятий по налоговой оптимизации по данному основанию рассмотрена в литературе.

    С точки зрения периода  действия мероприятия по налоговой  оптимизации могут быть разделены  на перспективную или стратегическую налоговую оптимизацию, эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельности субъекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельных хозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер.

    Перспективная налоговая  оптимизация предусматривает выбор наиболее приемлемой с точки зрения налогообложения правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, в которых участвует данный субъект предпринимательской деятельности, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых обязательств налогоплательщика.

    Налоговая оптимизация  отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции (например, передачи имущества, оплаты товара и т.д.).

    Классификация налоговой  оптимизации по различным основаниям Брызгалина представлена на рис. 1[6, c.40]

    Рис. 1 Виды налоговой оптимизации

     

    Ученый-экономист Д.Н. Тихонов считает, что существует два критерия разграничения видов налоговой оптимизации. Законность действий налогоплательщика, т.е. насколько действия налогоплательщика соответствуют закону. Степень налоговой нагрузки, платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким–то образом минимизирует налоги. При совместном использовании данных критериев Д.Н. Тихонов получает три вида налоговой оптимизации: классическое налоговое планирование, оптимизационное налоговое планирование и вульгарное налоговое планирование [17, c.89].

    Ученые-экономисты С.Ф. Сутырин и А.И. Погорлецкий полагают, что планирование налоговых отчислений подразделяется на корпоративное и индивидуальное налоговое планирование [16, c.209].

    1.2. Методы и подходы оптимизации налогов

     

    Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов экономисты обычно выделяют:

    • метод замены отношений;
    • метод разделения отношений;
    • метод отсрочки налогового платежа;
    • метод прямого сокращения объекта налогообложения;
    • метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту;
    • метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей;
    • метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;
    • метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и ряд других.

    Суть метода замены отношений заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму с учетом налоговых последствий применения этих гражданско-правовых норм. Иными словами, происходит замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Необходимо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки, то есть замена не должна содержать признаков мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной.

    Информация о работе Оптимизация налоговых платежей