Основные направления модернизации налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании сущности налогового контроля и выявлении основных направлении его модернизации.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение теоретической основы налогового контроля;
-изучение действующих форм и методов налогового контроля;
-рассмотрение роль налогового контроля в системе государственного регулирования;
- определение основных направлений модернизации налогового контроля.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы налогового контроля как необходимой части финансовой системы
1.1.Понятие и экономическая сущность налогового контроля
1.2.Роль налогового контроля в системе государственного регулирования и методы его проведения
1.3.Виды и формы налогового контроля
2.Основные направления модернизации налогового контроля
2.1.Проблемы налогового контроля в Российской Федерации
2.2.Организация налоговых проверок
2.3.Пути модернизации налогового контроля
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Налоги.docx

— 171.55 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1.Теоретические  основы налогового контроля как необходимой части финансовой системы

1.1.Понятие  и экономическая сущность налогового  контроля

1.2.Роль  налогового контроля в системе  государственного регулирования  и методы его проведения

1.3.Виды  и формы налогового контроля

2.Основные  направления модернизации налогового  контроля

2.1.Проблемы  налогового контроля в Российской Федерации

2.2.Организация налоговых проверок

2.3.Пути  модернизации налогового контроля

Выводы  и предложения

Список  использованной литературы

 

 

Введение

 

Повседневность заставляет задуматься о том, насколько совершенна наша налоговая система, и вообще совершенна ли она. Сбор налогов является одной из важных функций государства, которая во многом носит объективный характер. Это связано с тем, что существование любого государства предполагает наличие целого ряда институтов (аппарат управления, правоохранительные органы), деятельность которых носит непроизводственный характер, но их создание необходимо и требует значительных финансовых средств. Налоги позволяют регулировать отношения не только в экономической сфере, стимулируя развитие отдельных отраслей, обеспечивая научно-технический прогресс.

Все государственные органы, в том  числе и налоговые, эффективно применяют  контроль, поскольку он является основным элементом управления.

Посредством контроля устанавливается  достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности  выполняемого задания. Также устанавливается  законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков  в работе, включая привлечение  к ответственности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Таким образом, контроль в налоговой  деятельности – это метод руководства  компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками  требований налогового законодательства.

Цель работы состоит в исследовании сущности налогового контроля и выявлении  основных направлении его модернизации.

Задачи курсовой работы:

- рассмотрение теоретической основы  налогового контроля;

-изучение действующих форм и  методов налогового контроля;

-рассмотрение роль налогового контроля в системе государственного регулирования;

- определение основных направлений модернизации налогового контроля.

 

 

1.Теоретические основы  налогового контроля как необходимой  части финансовой системы.

 

    1. Понятие и экономическая сущность налогового контроля.

Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, является обеспечение устойчивого  сборов налогов. Устойчивое соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля правовых норм налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и современностью поступления  налогов в бюджетную систему  РФ и платежей в государственные  внебюджетные фонды.

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».

Так, с точки зрения роли и значения налогового контроля в процессе налогообложения  такой контроль рассматривается как этап налогообложения, по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования, по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как направление. В системе управления налоговый контроль определялся как государственный институт. По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и целесообразностью.

Исходя из содержания упомянутых выше определений, можно сделать вывод, что налоговый контроль рассматривается  как государственный, однако некоторые  авторы указывают на возможность  проведения контроля за соблюдением  налогового законодательства в рамках внутреннего контроля деятельности лица (внутрихозяйственного контроля), а также в процессе осуществления  аудиторской проверки, что относится  к разновидностями негосударственного финансового контроля.

Итак, Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Налоговый контроль состоит из следующих  элементов:

  • что проверяют - обозначает субъект контроля;
  • кого проверяют – объект контроля;
  • что проверяется – предмет контроля;
  • для чего проверяется – цель контроля;
  • как проверяется – методы контроля.

Субъектами налогового контроля выступают органы налоговой службы государства, которые пользуются исключительным правом на проведение налоговых проверок. Объектами налогового контроля являются лица, на которые налоговым законодательством возложены юридические обязанности. Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством.

Целью налогового контроля является:

  1. Выявление фактов нарушения налогового законодательства или некачественного исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей;
  2. Выявление виновных и привлечение их к установленной юридической ответственности;
  3. Устранение нарушений налогового законодательства;
  4. Защита материальных интересов государства в виде принятия мер по взысканию недоимки;
  5. Предупреждение нарушений налогового законодательства.

1.2. Роль налогового контроля  в системе государственного регулирования  и методы его проведения.

При осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране.

На первом месте стоит основной закон страны - Конституция РФ.

Содержащиеся в нем нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

Вторым по значимости является Налоговый  кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая). Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В настоящее время Налоговый  Кодекс является определяющим в сфере налоговых отношений и при осуществлении налогового контроля.

Одновременно с принятием Закона «Об основах налоговой системы» были приняты Федеральные законы, детализирующие его положения. В частности, к таким законам относятся Закон «О налоге на налоге на прибыль с предприятий», «Об акцизах», то есть к каждому налогу был принят соответствующий закон. Данная категория нормативных актов постоянно меняется в соответствии с налоговой политикой государства.

Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции. К таким актам относятся указы президента РФ. Так 30 сентября 2004 г. было издано Постановление Правительства Российской Федерации № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", которым Министерство РФ по Налогам и Сборам было преобразовано в ФНС России.

Другими самостоятельными источниками  налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты ФНС России, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.

Таким образом, основным документом, регулирующим работу Государственных налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства с 1 января 1999 г. является Налоговый кодекс РФ. Однако изданные до введения в действие части первой Налогового Кодекса нормативно-правовые акты (отдельные их статьи, пункты) Президента РФ и Правительства РФ, которые согласно части первой Налогового Кодекса РФ могут регулироваться только федеральными законами или частью второй Налогового Кодекса.

Под методом налогового контроля понимаются специфические способы и приемы, которые, в свою очередь, различаются  в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

1. Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются  следующие приемы:

- формальная, логическая и арифметическая  проверка документов;

- юридическая оценка хозяйственных  операций, отраженных в документах;

- встречная проверка;

- оценка правильности отражения  данных первичного учета в  бухгалтерских проводках;

- экономический анализ.

2. Фактический налоговый контроль  предусматривает использование  таких способов, как:

- учет налогоплательщиков,

- исследование документов,

- получение объяснений (допрос  свидетелей),

- осмотр помещений (территорий) и предметов,

- инвентаризация,

- сопоставление данных о расходах  физических лиц и их доходах,

- экспертиза и экстраполяция.

Во многом эффективность налогового контроля зависит от правильного  выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные  их сочетания, которые позволяют  с наименьшими усилиями достигать  наилучших результатов при осуществлении  налогового контроля, как правило, находят  свое закрепление в соответствующих  методиках. Некоторые из них облекаются в форму ведомственных нормативных  правовых актов, методических рекомендаций (указаний). В своей совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля. В этой связи  следует отметить, что успех контрольной  деятельности в сфере налогообложения  во многом зависит от качества методик, рекомендуемых для использования  должностными лицами налоговых органов.

1.3.Виды и формы налогового  контроля.

Налоговый контроль делится на следующие  виды. По срокам выполнения контроль принято делить на оперативный и периодический.

Оперативный контроль представляет собой  проверку, которая осуществляется внутри отчетного месяца по завершении контролируемого  процесса, операции или действия в  соответствии с его качественной и количественной характеристикой. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская  информация.

Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных  документов, производственных, материальных и других отчетов, записям в учетных  регистрах, отчетности и другим источникам. Задача такой проверки – установить, соблюдаются ли требования законодательства, в том числе и налогового, правильно, своевременно и целесообразно ли совершаются хозяйственные операции и процессы, вскрыть нарушения  и недостатки в работе проверяемого объекта и принять меры к их устранению.

По источникам данный контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль – это  проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).

Информация о работе Основные направления модернизации налогового контроля