Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании сущности налогового контроля и выявлении основных направлении его модернизации.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение теоретической основы налогового контроля;
-изучение действующих форм и методов налогового контроля;
-рассмотрение роль налогового контроля в системе государственного регулирования;
- определение основных направлений модернизации налогового контроля.
Введение
1.Теоретические основы налогового контроля как необходимой части финансовой системы
1.1.Понятие и экономическая сущность налогового контроля
1.2.Роль налогового контроля в системе государственного регулирования и методы его проведения
1.3.Виды и формы налогового контроля
2.Основные направления модернизации налогового контроля
2.1.Проблемы налогового контроля в Российской Федерации
2.2.Организация налоговых проверок
2.3.Пути модернизации налогового контроля
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Фактический контроль – это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания.
По времени проведения налогового
контроля по отношению к проверяемой
финансово-хозяйственной
Предварительный контроль предшествует
совершению проверяемых операций, поэтому
позволяет предупредить нарушение
финансового законодательства и
выявить еще на стадии прогнозов
и планов дополнительные финансовые
ресурсы, пресечь попытки
Текущий (оперативный) контроль ежедневно
осуществляется финансовыми службами
для предотвращения нарушений финансовой
дисциплины в процессе привлечения
или расходования денежных средств,
выполнения организациями обязательств
перед бюджетом. В сфере налогообложения
такой контроль является частью регулярной
работы налоговых органов и
Последующий контроль сводится к проверке
финансово-хозяйственных
По объекту налоговый контроль можно разделить на комплексный и тематический.
Комплексная проверка охватывает вопросы
правильности исчисления, удержания, уплаты
и перечисления всех видов налогов,
в отношении которых у
Тематическая проверка, как правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов. Например, в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.
По характеру контрольных
Плановый контроль подчинен определенному планированию. Внеплановый (внезапный) контроль осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.
Кроме этого, налоговый контроль можно также определить как сплошной и выборочный.
Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный налоговый контроль предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.
Однако если выборочной проверкой
устанавливаются серьезные
Также налоговый контроль подразделяется на камеральный и выездной.
Камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа. Выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.
Выездные проверки являются более
эффективными, так как позволяют
налоговому органу использовать разнообразные
методы контрольной деятельности и
соответственно получить больше информации
о финансово-хозяйственной
В зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на:
- контроль налоговых органов,
- контроль таможенных органов,
- контроль органов
- контроль финансовых органов,
- контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.
Налоговый контроль подразделяется также на обязательный и необязательный (инициативный). По общему правилу налоговый контроль не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго. Тем не менее, в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности. При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки.
По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный.
Первоначальными следует признать
контрольные мероприятия, проводимые
в отношении какого-либо налогоплательщика
впервые за год. Повторность же возникает
в том случае, когда в течение
календарного года осуществляется две
и более выездные налоговые проверки
по одним и тем же налогам, подлежащим
уплате или уплаченным налогоплательщиком
за один и тот же период. Согласно
ст. 87 НК РФ проведение налоговыми органами
повторных выездных налоговых проверок
запрещается, за исключением случаев,
когда такая проверка проводится
в связи с реорганизацией или
ликвидацией организации-
Наконец, отдельные специалисты
стали выделять такой вид, как
внутренний налоговый контроль, осуществляемый
руководителем или налоговым
экспертом организации-
В качестве его целей определяются:
аккуратное ведение финансовых документов;
своевременное и правильное заполнение
всех регистров налоговой
Важнейшим с теоретической точки зрения является вопрос о форме контроля. В свое время в понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы хозяйственного контроля. К таким признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных данных и способы его осуществления.
Выделяются такие основные формы налогового контроля, как:
1. Ревизия, охватывающая все
(или почти все) стороны
2. Проверка, которая проводится
по определенному кругу
3. Надзор (наблюдение, мониторинг), который
производится контролирующими
Анализ норм, регламентирующих процедуры налогового контроля, позволяет заключить, что основной формой его осуществления является именно проверка, так как ревизия и надзор в законодательстве о налогах и сборах даже не упоминаются.
2. Основные направления модернизации налогового контроля.
2.1. Проблемы налогового контроля в Российской Федерации.
Налоговая система Российской Федерации, к сожалению, далека от идеала. Возможно, это связано с тем, что современная российская налоговая система существует очень короткий период времени, но факт остаётся фактом - в ней имеется много проблем. Однако из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.
По данным Министерства РФ по налогам и сборам, исправно и полном объёме платят в бюджеты причитающиеся налоги примерно 24- 26% налогоплательщиков. Около 60 % налогоплательщиков налоги платят, но всеми доступными им законными, а чаще всего незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики не платят налоги вообще.
Для определения направлений
Очевидно, что важнейшей причиной уклонения от уплаты налогов и сборов являются экономические мотивы (сохранение и упрочение своего материального положения). Решением этой проблемы может стать определение и применение оптимального размера налоговой нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности государства в финансовых ресурсах, и не подрываться финансовое состояние налогоплательщика.
Следующими, по значимости, причинами ухода налогоплательщиков от налогообложения являются несовершенство и сложность налогового законодательства. Основным документом регламентирующим порядок осуществления выездных проверок является Налоговый Кодекс РФ, попробуем выделить в нем наиболее спорные правовые установления.
Как уже отмечалось, выездная налоговая
проверка проводится на основании НК
РФ по решению руководителя (заместителя
руководителя) налогового органа. В
ходе ее сведения, указанные налогоплательщиками
в налоговых декларациях, проверяются
путем анализа первичных
Поэтому представляется целесообразным
закрепить в НК РФ положение о
том, что при отсутствии у проверяемого
предприятия условий для
В НКРФ указано, налоговой проверкой
могут быть охвачены только три календарных
года деятельности налогоплательщика,
плательщика сбора и налогового
агента, непосредственно
Помимо указанной неточной формулировки закона, допускающей неоднозначное толкование, вопрос о возможности осуществления проверки текущего года деятельности налогоплательщика имеет еще один аспект. В соответствии с п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом применительно к отдельным налогам понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
С другой стороны, обязанность по уплате авансовых платежей предприятия должна корреспондировать с правом налоговых органов на проверку своевременности, полноты и правильности уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, что становится невозможным, если ограничить право налоговых органов на проведение проверки текущего года деятельности налогоплательщика.
Вместе с тем для ряда налогов
установлены укороченные
Информация о работе Основные направления модернизации налогового контроля