Основные направления модернизации налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании сущности налогового контроля и выявлении основных направлении его модернизации.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение теоретической основы налогового контроля;
-изучение действующих форм и методов налогового контроля;
-рассмотрение роль налогового контроля в системе государственного регулирования;
- определение основных направлений модернизации налогового контроля.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы налогового контроля как необходимой части финансовой системы
1.1.Понятие и экономическая сущность налогового контроля
1.2.Роль налогового контроля в системе государственного регулирования и методы его проведения
1.3.Виды и формы налогового контроля
2.Основные направления модернизации налогового контроля
2.1.Проблемы налогового контроля в Российской Федерации
2.2.Организация налоговых проверок
2.3.Пути модернизации налогового контроля
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Налоги.docx

— 171.55 Кб (Скачать файл)

Фактический контроль – это проверка, при которой количественное и  качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании  обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья  и материалов в производство и  другими способами аналогичного содержания.

По времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой  финансово-хозяйственной операции выделяют предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль:

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому  позволяет предупредить нарушение  финансового законодательства и  выявить еще на стадии прогнозов  и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального  использования средств. Предварительный  контроль призван, кроме того, помочь предпринимателям в организации учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений.

Текущий (оперативный) контроль ежедневно  осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения  или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения  такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и  достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками. Примером может служить контроль над объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортно-импортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов.

Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа  отчетов и балансов, а также  путем проверок и ревизий непосредственно  на месте: на предприятиях, в учреждениях  и организациях.

По объекту налоговый контроль можно разделить на комплексный и тематический.

Комплексная проверка охватывает вопросы  правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика  имеются соответствующие обязанности.

Тематическая проверка, как правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных  видов налогов. Например, в судебной практике тематической была признана проверка по вопросу правомерности  применения льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость.

По характеру контрольных мероприятий  налоговый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный).

Плановый контроль подчинен определенному  планированию. Внеплановый (внезапный) контроль осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое  законодательство не ограничивает налоговые  органы в части осуществления  внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

Кроме этого, налоговый контроль можно  также определить как сплошной и выборочный.

Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей  в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный налоговый контроль предусматривает  проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода  или за несколько месяцев.

Однако если выборочной проверкой  устанавливаются серьезные нарушения  налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия  провести сплошную проверку.

Также налоговый контроль подразделяется на камеральный и выездной.

Камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа. Выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Выездные проверки являются более  эффективными, так как позволяют  налоговому органу использовать разнообразные  методы контрольной деятельности и  соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков.

В зависимости от субъектов налогового контроля его можно подразделить на:

- контроль налоговых органов,

- контроль таможенных органов,

- контроль органов государственных  внебюджетных фондов,

- контроль финансовых органов,

- контроль иных контролирующих  и правоохранительных органов.

Налоговый контроль подразделяется также  на обязательный и необязательный (инициативный). По общему правилу налоговый контроль не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго. Тем не менее, в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности. При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки.

По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный.

Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика  впервые за год. Повторность же возникает  в том случае, когда в течение  календарного года осуществляется две  и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Согласно ст. 87 НК РФ проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок запрещается, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или  ликвидацией организации-налогоплательщика  или вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля над деятельностью  налогового органа, проводившего проверку.

Наконец, отдельные специалисты  стали выделять такой вид, как  внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителем или налоговым  экспертом организации-налогоплательщика.

В качестве его целей определяются: аккуратное ведение финансовых документов; своевременное и правильное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок-продаж для расчетов налога на добавленную  стоимость, справок по авансовым  платежам налога на прибыль и т.п.

Важнейшим с теоретической точки  зрения является вопрос о форме контроля. В свое время в понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы хозяйственного контроля. К таким признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных данных и способы его осуществления.

Выделяются такие основные формы  налогового контроля, как:

1. Ревизия, охватывающая все  (или почти все) стороны деятельности  объекта контроля.

2. Проверка, которая проводится  по определенному кругу вопросов  или теме путем ознакомления  с определенными сторонами деятельности.

3. Надзор (наблюдение, мониторинг), который  производится контролирующими органами  за хозяйствующими субъектами  на предмет соблюдения последними  установленных правил и нормативов.

Анализ норм, регламентирующих процедуры  налогового контроля, позволяет заключить, что основной формой его осуществления  является именно проверка, так как  ревизия и надзор в законодательстве о налогах и сборах даже не упоминаются.

 

 

 

2. Основные направления модернизации налогового контроля.

2.1. Проблемы налогового контроля  в Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации, к сожалению, далека от идеала. Возможно, это связано с тем, что современная  российская налоговая система существует очень короткий период времени, но факт остаётся фактом - в ней имеется  много проблем. Однако из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.

По данным Министерства РФ по налогам  и сборам, исправно и полном объёме платят в бюджеты причитающиеся  налоги примерно 24- 26% налогоплательщиков. Около 60 % налогоплательщиков налоги платят, но всеми доступными им законными, а  чаще всего незаконными способами  минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики не платят налоги вообще.

Для определения направлений реформирования налоговой системы России в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов  и сборов необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов.

Очевидно, что важнейшей причиной уклонения от уплаты налогов и  сборов являются экономические мотивы (сохранение и упрочение своего материального  положения). Решением этой проблемы может  стать определение и применение оптимального размера налоговой  нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности государства в финансовых ресурсах, и не подрываться финансовое состояние налогоплательщика.

Следующими, по значимости, причинами  ухода налогоплательщиков от налогообложения  являются несовершенство и сложность  налогового законодательства. Основным документом регламентирующим порядок осуществления выездных проверок является Налоговый Кодекс РФ, попробуем выделить в нем наиболее спорные правовые установления.

Как уже отмечалось, выездная налоговая  проверка проводится на основании НК РФ по решению руководителя (заместителя  руководителя) налогового органа. В  ходе ее сведения, указанные налогоплательщиками  в налоговых декларациях, проверяются  путем анализа первичных бухгалтерских  документов предприятия, а также  иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых органов. При этом четкого определения  места проведения проверки в НК РФ не оговорено. На практике же нередки  споры о месте проведения проверки, когда предоставленные на предприятии  условия не позволяют ее провести, а налогоплательщик упрямо настаивает на том, что должна быть осуществлена выездная налоговая проверка.

Поэтому представляется целесообразным закрепить в НК РФ положение о  том, что при отсутствии у проверяемого предприятия условий для проведения проверки она может проводиться  и в помещении налоговой инспекции.

В НКРФ указано, налоговой проверкой  могут быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Мнения по поводу того, может ли быть охвачен налоговой  проверкой год ее проведения, у  налогоплательщиков и налоговых  органов разделились. Так, по мнению одних, эта норма однозначно исключает  из проверки текущий год. По мнению других, указание на три календарных года деятельности налогоплательщика, которые могут быть охвачены проверкой налогового органа в какой- то степени компенсирует отсутствие в НК РФ правил в отношении сроков, в течение которых государство вправе требовать исполнения обязанности по уплате налогов, не давая возможности выставить требования об уплате налогов за давно прошедшие налоговые периоды, что само по себе не исключает права налогового органа на проверку года деятельности налогоплательщика, в котором проводится проверка.

Помимо указанной неточной формулировки закона, допускающей неоднозначное  толкование, вопрос о возможности  осуществления проверки текущего года деятельности налогоплательщика имеет еще один аспект. В соответствии с п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом применительно к отдельным налогам понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

С другой стороны, обязанность по уплате авансовых платежей предприятия  должна корреспондировать с правом налоговых органов на проверку своевременности, полноты и правильности уплаты авансовых  платежей по налогу на прибыль, что  становится невозможным, если ограничить право налоговых органов на проведение проверки текущего года деятельности налогоплательщика.

Вместе с тем для ряда налогов  установлены укороченные налоговые  периоды (месяц, квартал), например для  НДС, акцизов, налога с продаж. В Налоговом  Кодексе специально оговаривается, что в отношении имущественных налогов налоговый период в каждом календарном году определяется из времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика. И в данном случае мнение со ссылкой на статью из НК РФ, что налоговой проверкой не может быть охвачен текущий год деятельности налогоплательщика, выглядит несостоятельным.

Информация о работе Основные направления модернизации налогового контроля