Основные направления модернизации налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании сущности налогового контроля и выявлении основных направлении его модернизации.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение теоретической основы налогового контроля;
-изучение действующих форм и методов налогового контроля;
-рассмотрение роль налогового контроля в системе государственного регулирования;
- определение основных направлений модернизации налогового контроля.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы налогового контроля как необходимой части финансовой системы
1.1.Понятие и экономическая сущность налогового контроля
1.2.Роль налогового контроля в системе государственного регулирования и методы его проведения
1.3.Виды и формы налогового контроля
2.Основные направления модернизации налогового контроля
2.1.Проблемы налогового контроля в Российской Федерации
2.2.Организация налоговых проверок
2.3.Пути модернизации налогового контроля
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Налоги.docx

— 171.55 Кб (Скачать файл)

Выемка документов и предметов  производится в присутствии понятых  и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В  необходимых случаях для участия  в производстве выемки приглашается специалист. Не допускается производство выемки документов и предметов в  ночное время.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление  о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и  обязанности.

Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно  выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или  иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

О производстве выемки изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных  ст. 94, 99 НК РФ.

Изъятые документы и предметы перечисляются  и описываются в протоколе  выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков  предметов, а по возможности –  стоимости предметов.

В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут  уничтожены, сокрыты, исправлены или  заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы  в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

При изъятии таких документов с  них изготавливают копии, которые  заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности  изготовить или передать изготовленные  копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под  расписку или высылается лицу, у  которого эти документы и предметы были изъяты.

По результатам выемки должен быть составлен соответствующий акт.

Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты  проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Осмотр документов и предметов  вне рамок выездной налоговой  проверки допускается, если документы  и предметы были получены должностным  лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Осмотр производится в присутствии  понятых.

При проведении осмотра вправе присутствовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

В необходимых случаях при осмотре  производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия.

О производстве осмотра составляется протокол.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.

Лица, участвующие при проведении налоговой проверки

1. Свидетели.

2. Эксперт и производство экспертизы.

3. Специалист.

4. Переводчик.

5. Понятые.

В случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению  налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.

В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства  конкретного действия;

3) время начала и окончания  действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество  лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого  лица, участвовавшего в действии  или присутствовавшего при его  проведении, а в необходимых случаях  – его адрес, гражданство, сведения  о том, владеет ли он русским  языком;

6) содержание действия, последовательность  его проведения;

7) выявленные при производстве  действия существенные для дела  факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми  лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими  при его проведении. Указанные  лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Протокол подписывается составившим  его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его  проведении.

По окончании выездной налоговой  проверки проверяющий составляет справку  о проведенной проверке, в которой  фиксируются предмет проверки и  сроки ее проведения.

По результатам выездной налоговой  проверки не позднее двух месяцев  после составления справки о  проведенной проверке уполномоченными  должностными лицами налоговых органов  должен быть составлен в установленной  форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и  руководителем проверяемой организации  либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. Если указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

По истечении срока, указанного в п. 5 ст. 100 НК РФ, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа рассматривает  акт налоговой проверки, а также  документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

2.3. Пути модернизации налогового  контроля.

Налоговая политика нацелена на решение  основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. Таким образом, структура и уровень  налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения  в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской  деятельности и инновационной активности. Поэтому необходимо продолжить работу по оптимизации налоговой системы.

В период с 2010 по 2012 годы будет продолжена реализация целей и задач, при этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (Рис.1).


 

 

 

 

 

 

 


 

Таким образом, деятельность органов, осуществляющих налоговый контроль, будет скорректирована с учетом экономической ситуации. Поэтому  необходимо исключить практику борьбы за формальные показатели собранных  налогов, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового  состояния налогоплательщиков. Также  необходимо совершенствовать процедуры  администрирования, ведения и представления  действительно востребованной налоговой  отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур и форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых  органов Российской Федерации и  граждан, не несут какой-либо значимой информации. Так, риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования  схем уклонения от уплаты налогов (Рис.2).


 

 

Итак, необходимо отметить, что большинство  изменений налогового законодательства, имеют положительный характер, но есть и такие, которые не представляется возможным оценить вполне однозначно. Поэтому, принимая решения о модификации  налогового законодательства, необходимо руководствоваться, прежде всего, интересами потенциального благоприятного воздействия  на экономическую сферу.

Налоговая служба с большим опережением  движется вперед по внедрению электронных  услуг, оставив позади все государственные  структуры. Модернизация налоговых  органов позволила внедрить и  широко применять практику приема электронной  цифровой подписи в документообороте с налогоплательщиками, и, благодаря  этому, несомненно, прогрессивному сервису  сдача отчетов и общения с  инспекциями намного упростилась  и ускорилась. В настоящее время  по такой схеме работают более  половины юридических лиц, а через  четыре года их число планируется довести до 80%. Параллельно внедрялась и совершенствовалась система классификации адресов (КЛАДР). Это детище налоговых специалистов сейчас доведена почти до совершенства, а информацией, содержащейся в анналах ведомства, по представлению пользуются многие внешние структуры и ведомства (банки, таможня, приставы и прочее). На сайте налоговой службы можно получить множество полезной информации, как простейшей – о местонахождении нужной инспекции или сведениях из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и более сложной, например, об имеющейся задолженности и ее размере. Всего же наименование услуг, предоставляемых на этом ресурсе, включает более двадцати наименований. И перечень их постоянно расширяется, постепенно приближаясь к лучшим мировым образцам. Об этом говорит внедренный в рамках модернизации налоговых органов накануне мероприятия сервис, носящий название «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь уже предприниматель или просто гражданин сможет не только узнать сумму причитающихся к уплате налогов, но и перевести ее путем электронной платежной системы Сбербанка. Размеры перечислений пока невелики, – таким способом погашено лишь 3,5 млн. рублей задолженности, – но прогресс налицо. Но это только начало пути. ФНС планирует пойти еще дальше и полностью модернизировать ИТ-инфраструктуру и все информационные системы службы. Конечная цель у всех этих мер одна – достичь высочайшего качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам. Причем предстоящая модернизация налоговых органов основывается именно на этих нововведениях, что придает им особую значимость.

 

Выводы и предложения

 

В соответствии со ст.82 НК РФ, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль бывает по времени  проведения: предварительный, текущий  и последующий контроль; по объекту: комплексный и тематический; по характеру  контрольных мероприятий: плановый и внеплановый; по методу проверки документов: сплошной и выборочный; по месту  проведения: камеральный и выездной; по источнику данных: документальный и фактический; по периодичности  проведения: первоначальный и повторный.

Налоговые органы используют следующие  основные формы (способы) налогового контроля: налоговая проверка, получение объяснений налогоплательщиков, истребование документов от налогоплательщика; выемка (изъятие) документов; осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и  другие.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов и сборов.

Необходимо искать дальнейшие направления  улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

Следует также отметить, что одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства, на мой взгляд, является повышение сознательности налогоплательщика.

 

Список использованной литературы

 

  1. Нормативно-правовые материалы
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 года. - № 51-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации.-  1994. - № 32. Ст. 3901.
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 : федер. закон: [принят Гос. думой 16 июл. 1998 г. : по состоянию на 3 июн. 2006 г.] / Российская Федерация. – М.: Эксмо, 2010. – 800 с.
  1. Специальная литература
  1. Дадашев, А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. – М.: КноРус, 2009. – 128 с.
  2. Еналеева, И.Д. Налоговое право России / И.Д. Еналеева, Л.В. Сальникова. – М.: Юстицинформ, 2006. – 320 с.
  3. Макарьева В.И. Проверка предприятий и организаций налоговыми органами. / В.И. Макарьева. – М. - 2009. – 312 с.
  4. Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. / А.Н. Медведев. – М. - 2009. – 344с.
  5. Нестеров, Г. Г. Налоговый контроль / Г.Г. Нестеров, Н.А. Попонова, А.В. Терзиди. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.
  6. Никулкина, И.В. Общая теория налогообложения / И.В. Никулина. – М.: Эксмо, 2010. – 208 с.
  7. О выборе налогоплательщика для проверки. // Финансовая газета – региональный выпуск. – 2010. – № 23. – С.10-13.
  8. Овчинникова, Н.О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов / Н.О. Овчинникова. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 284 с.
  9. Пансков В.Г. Налоги и налоговая политика. / В.Г. Пансков. // Российский экономический журнал. - 2011. - №1. – С.13-17.
  10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. / В.Г. Пансков. – М. -2009. – 460 с.
  11. Пономарев, А.И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебное пособие для вузов / А.И. Пономарев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352 с.
  12. Потапов В.К. Практика и теория налоговой службы. / В.К. Потапов. // Государственная служба. – 2010. - № 4. – С.9-12.
  13. Сашичев В.В. Опыт организации налоговых проверок в ФРГ и некоторые проблемы совершенствования процедур налогового контроля в России. / В.В. Сашичев. // Налоговый вестник, М. – 2010. – №10. – С.16-17.
  14. Скрипниченко, В.А. Налоги и налогообложение / В.А. Скрипниченко. – СПб: Питер, 2010. – 464 с.
  15. Черник Д.Г. Основы налоговой системы. / Д.Г. Черник. – М. – 2010. – 495 с.
  16. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. / Т.Ф. Юткина. – М. – 2009. – 454 с.
  17. Nalogi.ru  [Электронный ресурс] / Информационный портал. – Режим доступа: http://www.nalogi.ru/
  18. Garant.ru [Электронный ресурс] / Информационный портал. – М.: ООО НПП Гарант-Сервис, 2010. – Режим доступа: http://www.garant.ru/
  19. http://www.be5.biz/pravo/n001/09.htm

Информация о работе Основные направления модернизации налогового контроля